Бензиновый бунт: почему в Украине резко подскочили цены на топливо и когда ждать снижения

Бензиновый бунт: почему в Украине резко подскочили цены на топливо и когда ждать снижения

Стоит ли заправляться из бочек при дороге?

Украинцы с начала недели наблюдают, как крупные сети АЗС существенно поднимают стоимость топлива. Нынешний скачок произошел в пределах 20-70 коп/л. Притом, что с последнего повышения цен на бензин и дизтопливо, которое фиксировалось в августе, стоимость успела вырасти на несколько гривен. И такая ситуация наблюдается не только с бензином, но и с автогазом.

Редакция NEWSONE.ua разбиралась, что же стало причиной резкого скачка цен на бензин, дизель и чего дальше ожидать украинцам на топливном рынке.

Прыжок до психологической отметки

Цены на топливо медленно, но уверено, как говорят, приближаются к психологической отметке, когда водителям уже проще будет поставить свое авто в гараж и ездить на общественном транспорте. Однако и здесь очередное большое "но" – не факт, что перевозчики не захотят вновь поднять стоимость проезда, мотивируя это повышением цен на топливо.

С 8 октября мы увидели очередной резкий скачок, когда на стелах заправок уже красовались ценники в 35 и даже 36 гривен за литр 95-го. Притом, что, по утверждениям экспертов, это еще не предел.

 Валютная зависимость

Давайте сначала разберемся, как же работает рынок нефтепродуктов. Сначала идет накопление сырья, затем оно идет в торговую сеть и продается. По мере того как топливо вытесняется более дорогим, операторы поднимают цены.

Кроме этого сейчас мы видим, что цены на нефть выросли с 72 до 83 долларов да баррель. Подорожание составило почти 15%. Сползание курса гривны и укрепление курса доллара. Мы же – страна-импортер, и покупаем сырье за валюту и по мировым котировкам. Сейчас подорожало и то и другое.

"Цена зависит от валюты, так как в стоимости бензина на заправке 45% это покупная стоимость и 36% это налоги. Налоги и акцизный сбор в Украине оплачивается в евро, а покупается сырье в долларах. Следовательно, 80% цены это валютная зависимость. Каждая гривна в курсе доллара это 80 копеек в стоимости нефтепродукта. К примеру, если доллар укрепился на две гривны, то подорожание пошло на 1,6 гривны за счет девальвации национальной валюты", – объяснил нам директор Консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн.

"Чтобы вы понимали – 1 гривна на долларе это 8,5 копеек на литре. Валютная зависимости в розничной цене топлива достигает 90%, из которых 45-46% это налоги государству", – указал в комментарии NEWSONE.ua эксперт рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук.

Почему нефть дешевеет, а топливо на это реагирует не сразу?

Сейчас, к сожалению, мы не видим хоть наименьшего падения цен на нефть. Однако, когда же такое происходит, многие водители сразу начинают возмущаться, почему цены на АЗС остаются прежними.

Как оказалось в этом случае все очень просто и ясно. Как на этапе роста, так и на этапе падения цен на нефть есть такой временной лаг, который обусловлен запасами на рынке. То есть рынок всегда держит какой-то буфер по старым ценам. Когда цена на нефть растет, то этот буфер держит низкую стоимость бензина, но когда нефть падает, то этот же буфер держит прежние высокие цены топлива. Эти запасы не дают оперативно меняться ценам на топливо. Период синхронизации с новыми мировыми ценами занимает 2-3 недели.

"Когда цена растет, в торговой сети есть определенный запас нефтепродуктов, который был приобретен по прежней цене. Но когда начинает завозиться более дорогое сырье, нужно понимать – поднимать цены или работать в убыток", – отметил Косянчук.

Можно ли ждать снижения цен на бензин?

По утверждениям экспертов, сейчас водителям не стоит на что-то рассчитывать и строить воздушные замки – цена на топливо не будет понижаться еще как минимум месяца полтора. К тому же, может еще и произойти повышение.

"Анализ рынка показывает, что существуют основания говорить о том, что повышение на 50-60 копеек на литре может произойти уже сейчас. Но произойдет ли это, пока неизвестно. Согласно ст. 190 Хозяйственного кодекса Украины, каждый имеет право устанавливать цены сам", – пояснил Косянчук. При этом он обратил внимание и на тот факт, что в стоимость топлива включается еще и стоимость обслуживания и содержания самой автозаправочной станции.

По словам же Куяна, бензин станет дешевле, только когда укрепится курс гривны, но мы сейчас видим, что в бюджете заложен курс 30 гривен за доллар. Также должна упасть цена на нефть, но сейчас она дорожает. Существуют прогнозы, когда баррель нефти будет стоять 100 долларов.

 Стоит ли заправляться из бочек при дороге?

В последнее время на трассах, в маленьких городах и в пригородах больших можно наблюдать, как выстраивается целая очередь из авто к какой-то непонятной серой бочке, где ценник на топливо на порядок ниже, чем на АЗС.

Конечно же, почему не заправиться дизелем по 28 гривен, а не по 30? Но никто не задумывается о качестве этого дизеля, а также о том, что такие "бочковые торговцы" работают без каких-либо документов, не говоря уже о правилах безопасности.

"Это незаконно. Это уголовная ответственность. Там нет кассового аппарата. В бюджет не идут никакие налоги. В такой бочке нет нормального дизтоплива, а какая-то реактивная смесь. В случае с бензином можно залить в бак воду или в лучшем случае газовый конденсат. После нескольких подобных заправок машину придется гнать на ремонт двигателя", – отметил Косянчук.

"Эти бочки работают без соответствующих разрешений, землеотводов, кассовых аппаратов. Люди торгуют пожароопасными веществами без каких-либо документов. Но они всем нравятся, так как цена низкая", – пояснил Куян.

 Даст ли что-то "бензиновый бунт"?

Сейчас мы видим, как в соцсетях владельцы авто на еврономерах активно продвигают сообщения об акции протеста против повышения цен на топливо.

В чем она заключается? 11 октября, то есть уже в четверг, активисты призывают всех небезразличных к этой ситуации водителей остановиться на час с 09:00 до 10:00 и не заправляться. Таким образом, власти должны на них обратить внимание и задуматься над допущенным рекордным ростом цен на топливо.

Однако в данном случае эксперты сошлись во мнении, что это просто политический ход людей, который или специально устраивают провокации, или просто же не разобрались до конца в ситуации.

"Это глупость. На этом спекулируют активисты. Мы видим яркий политический окрас. Это манипуляция с целью достижения своих целей. Заправка не будет торговать в убыток. Маржа АЗС это 3-4 гривны на литре. Даже если они опустят стоимость на гривну, это сильно не изменит ситуации. Люди провокаторы или просто не разобрались в том, что делают. Они перекручивают факты и неправильно их трактуют. Этот бунт устраивают евробляхеры, которые и так уже обманули государство, незаконно ввезя автомобили, но теперь влияют на решения правительства", – подчеркнул Куян.

"Лучше бы они протестовали против отсутствия горячей воды, не мылись до Нового года, к примеру. Это был бы правильный бойкот. На самом деле это репетиция перед выборами. Люди готовятся, чтобы во время выборов как-то влиять на общественное мнение и волеизъявление. Что с того, что они час не будут заправляться? Бороться против дождя методом отказа от зонтика не имеет смысла", – пояснил Косянчук.