Что нужно поменять украинцам, чтобы жить, как эстонцы

Что нужно поменять украинцам, чтобы жить, как эстонцы

Ключ к переменам находится в наших головах

Недавно наше издание опубликовало статью журналиста Александра Кульбаки «Эстония: глазами журналиста «Карачуна»

Наш журналист, напомним, находился в Эстонии с ознакомительным визитом в составе группы из десяти региональных журналистов Украины. Данный визит состоялся, благодаря участию в общем проекте Эстонского центра восточного партнерства и Украинского кризисного медиа-центра.

В статье «Эстония: глазами журналиста «Карачуна» автор рассказал об успешном опыте реформ в Эстонской республике, которые позволили стране быстро и относительно безболезненно пройти непростой путь преобразований: от бывшей постсоветской республики до успешной европейской страны Балтии.

В своей новой статье Александр Кульбака пытается найти ответ на вопрос: «Что нужно поменять украинцам, чтобы жить, как эстонцы?».

Украина – в проигрыше 

На протяжении всех шести дней пребывания в Эстонии я часто сравнивал Украину и Эстонскую республику. И, по моим оценкам, эти сравнения были не в пользу моей родной страны. 

Увы, Украина сегодня проигрывает Эстонии по многим параметрам. Прежде всего, по основным социально-экономическим показателям: объему внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, уровню доходов большинства жителей республики, минимальному разрыву в доходах между самыми богатыми и самыми бедными гражданами, доступности медицины и высшего образования, социальной защищенности людей.

И даже коронавирус Covid-19, последствиями которого украинские власти обычно объясняют провалы в экономике Украины в 2020-2021 годах, лишь слегка притормозил развитие экономики Эстонии. Например, согласно официальным данным, внутренний валовой продукт в первом квартале 2021 года вырос на 5,4 процента по сравнению с первым кварталом 2020 года. 

А по простоте уплаты налогов Эстония занимает четвертое место в Европе, уступая только Ирландии, Дании, Финляндии. 

Конечно, нам, украинским журналистам, было обидно осознавать, что богатая природными и людскими ресурсами, трудолюбивая и огромная Украина проигрывает небольшой стране Балтии. Тем более что «на заре» независимости (в 1991 году), Украина, ее экономика имела несравненно лучшие стартовые позиции, чем Эстония. 

Но за тридцать минувших лет Эстония успешно прошла путь реформ, совершила мощный социально-экономический рывок, стала членом Европейского Союза и НАТО. А Украина…

Мы все время сравнивали

Но корректно ли сравнивать Украину с Эстонией? 

Да, до 1991 года и Украина, и Эстония входили в состав СССР, были союзными республиками. Но уже тогда три прибалтийские республики (Латвия, Литва, Эстония) были, скажем так, «полусоветскими» республиками. 

В них всегда присутствовал особенный, «западный», дух. Здесь были не так сильны позиции партии и комсомола. Прибалты лучше других народов бывшего СССР сохранили свою национальную и культурную идентичность. Может, именно поэтому они быстро и относительно безболезненно порвали со своим «союзным» прошлым, которое для многих эстонцев является периодом … оккупации. 

Кстати, именно такое название – Оккупации – имеет музей, который в 2003 году был открыт в Таллинне. Представленные в музее документы и экспонаты охватывают период с 1940 по 1991 годы. 

Конечно, нельзя сказать, что все эстонцы считают «союзный» период годами оккупации. Многие граждане страны (особенно из русскоговорящих регионов) и сегодня могут привести много аргументов в пользу Эстонской ССР, убеждая, что в те годы Эстония развивалась динамично и разносторонне. 

Тамошние симпатики Эстонской ССР в девяностые годы выходили на демонстрации, там тоже звучали лозунги в защиту русского языка. Но эстонская ментальность своим спокойствием гасила потенциальную агрессию русскоязычных демонстрантов. В итоге эстонцы смогли избежать гражданского насилия, не дали разгореться ненависти между людьми, которые имеют разные политические взгляды. 

Эстония болеет за Украину

Украина имеет много друзей в Эстонии, которые следят за событиями, которые происходят в Украине, искренне переживают за украинцев. 

А еще маленькая Эстония помогает большой Украине! По словам Премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, Украина ощущает не только мощную политическую поддержку Эстонии, но и практическую помощь, которая предоставляется Украине ежегодно в размере более 1,4 миллиона евро.

В эстонском парламенте есть группа «Эстония – Украина», которая, в том числе, занимается налаживанием парламентских связей с Украиной. В составе группы – 22 депутата, которые представляют четыре (из пяти) парламентских партий. 

Что мешает Украине?

Мы побывали в парламенте Эстонии (он называется Рийгикогу), общались с председателем группы по парламентским связям с Украиной Мати Райдма. 

Я попросил Мати Райдма ответить на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, Украина, имея мощный потенциал, все никак не избавится от многих социально-политических, экономических проблем, которые Эстония в свое время успешно прошла, став членом ЕС и НАТО?». 

Этот же вопрос я задавал во время встреч и личного общения и другим чиновникам и гражданам Эстонии. Вот самые показательные ответы. 

Мати Райдма, депутат парламента Эстонии: 

- Будем объективны: у Эстонии есть свои преимущества. 

Во-первых, география: рядом – Скандинавия. Поэтому даже в советское время у нас был альтернативный канал информации. Мы смотрели финское телевидение, наблюдали динамику развития финской экономики и социально-политических преобразований в этой стране. Эстонцы были лучше подготовлены к тому, чтобы принять новую, не советскую, ментальность. У нас очень быстро сформировалось стремление жить так, как живут наши успешные соседи – финны. 

А еще у эстонцев хорошо сохранилась историческая память: были живы многие люди, которые знали, как жила Эстония до 1940 года. По оценкам многих аналитиков, тогда Эстония была богаче, чем даже Финляндия. Поэтому мы хотели быстро добраться на свою «историческую позицию». 

Во-вторых, мы – небольшая страна. Как ни странно, этот фактор тоже является плюсом. В маленькой стране легче проводить реформы и легче исправлять ошибки, допущенные при реформировании. 

В-третьих, вскоре после обретения независимости к власти в Эстонии пришли молодые политики. Конечно, столь радикальная и быстрая смена политических элит имела и свои минусы, проходила «больно». Я, например, в 28 лет уже был начальником спасательной службы Эстонии. 

Естественно, молодые политики делали какие-то ошибки. Но зато они инициировали быстрые перемены, смело делали реформы. 

Нельзя сказать, что Эстония «уходила из СССР» без проблем. Здесь было много союзных военных баз, было атомное оружие, был учебный центр атомных подводных лодок. Но к чести тогдашней эстонской власти, Эстония смогла договориться с Россией, и бывшие союзные военные базы покинули территорию нашей страны. 

А когда встал вопрос о вступлении Эстонии в Европейский Союз и НАТО, снова начались проблемы. Россия тоже рисовала нам так называемые «красные линии». Но мы не отступили от своей государственной политической линии.

Кстати, если вопрос о вступлении Эстонии в ЕС решался у нас на референдуме, то решение о вступлении в НАТО принималось на уровне политических элит страны. 

Тармо Круузимяэ, депутат парламента Эстонии:

- Эстонцы никогда не считали себя частью большой России, российской империи. Мы всегда ощущали себя европейским народом. 

В Эстонии ощущается большое влияние Германии (архитектура, культура, ментальность). Мы даже пиво пьем и любим его, как немцы, а не водку, как русские. 

Вадим Белобровцев, вице-мэр Таллинна:

- Наверное, мой ответ будет несколько неожиданным: определенная доля успеха Эстонии объясняется размерами страны. В небольшой стране гораздо проще навести порядок, чем в стране, где десятки миллионов жителей. 

Поправьте меня, если я ошибаюсь: одной из главных проблем Украины является коррупция. А у нас с ней очень быстро разобрались – во второй половине девяностых от коррупции в Эстонии мало что осталось. Есть ли у нас олигархи? Страна – маленькая, поэтому и олигархи – такого же масштаба. 

Еще один «секрет успеха» Эстонии – в характере эстонцев. Мы – народ работящий, спокойный, законопослушный.

Также очень важно то, что изначально (после 1991 года) была поставлена цель на интеграцию с Европейским Союзом и НАТО. К этой цели страна шла упорно, соблюдая все критерии. И в итоге в 2004 году Эстония стала членом обеих организаций. Примерно три четверти населения страны всегда поддерживало интеграцию с ЕС и НАТО. А если бы не было такого единства, то, конечно, было бы гораздо сложнее достичь цели.

Тийт Матсулевич, эксперт Эстонского центра восточного партнерства:

- Все знают: в вашей стране много коррупционеров. Скажите: Украина борется с коррупцией? Тогда почему борется десятилетиями, но никак не поборет? А ответ прост: с коррупцией нужно бороться не на словах, а реально, как это в свое время делали эстонцы. 

Почему мы быстро победили коррупцию? Потому что все видели, как коррупционеры садились в тюрьму. Такие методы действуют лучше любых убеждений. 

Украинцам нужно поменять мозги! 

Не только мной замечено: украинцы дома и те же самые украинцы за границей – разные украинцы. В том смысле, что находясь в какой-нибудь европейской стране, мы стараемся быть европейцами – в быту и в общении.

Мы строго соблюдаем правила и законы. Уважаем чужое мнение. Не хамим соседям, не мусорим. Словом, ведем себя «чинно, благородно». 

Но стоит пересечь линию пограничного контроля в Борисполе или Жулянах, как мгновенно превращаемся в… Ну, вы поняли.

Вывод лежит на поверхности: чтобы жить, как европейцы, нам, прежде всего, нужно поменять мозги. 

Мы, украинцы, сначала должны стать европейцами – внутри самих себя. А уже потом задавать в Брюсселе вопрос, когда же, наконец, Украину примут в Европейский Союз.