Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Как славянские керамисты пытаются выйти на европейский рынок

Чтобы вести бизнес в Европе, нужно объединяться и … «одевать» товар в привлекательную упаковку!

Славянск – город, который во все времена развивался в двух направлениях: рекреационная отрасль – здравницы на базе солёных озёр с лечебными грязями, и промышленная – за счёт карьеров с белой и красной глиной Славянск прославился, как город керамиков.

В начале девяностых, когда знаменитый Славянский керамический комбинат начал сдавать свои позиции, нишу керамического производства начали занимать частные предприниматели. Они создавали посудные цеха в любых свободных помещениях, где было напряжение 380 вольт: частный сектор, территории развалившихся заводов, различные складские помещения и т.д. 

В итоге наиболее массовой отраслью производства в Славянске стала именно керамическая. 

Традиционные торговые отношения и непосредственная близость с Россией автоматически определили основной рынок сбыта для нашей керамической продукции – Российская Федерация. По словам местных производителей, около 90% продукции уходили на рынки северной соседки.

Однако события 2014 года заставили многих славянских керамиков задуматься о переориентации сбыта. Ведь ещё до начала вооруженного конфликта Россия развернула в отношении Украины торговую войну. В итоге фуры с готовой продукцией славянских производителей керамики неделями стояли на таможне. Перевозчики и собственники груза несли колоссальные убытки. Спустя какое-то время украинцам удалось урегулировать экономические взаимоотношения с РФ. Но при этом одни славянские керамики по-прежнему без оглядки продолжили «гнать» товар на российский рынок, а другие производители керамических изделий задумались о «запасном аэродроме».

Вскоре выяснилось, что таким «аэродромом» могут служить рынки Европейского Союза. Их преимущества видны и невооруженным глазом: европейские рынки гораздо привлекательнее привычного российского рынка потенциальными объёмами сбыта, а также ценой, по которой можно продавать товар.  

Об экономической привлекательности европейского рынка говорит и статистика. Так, к примеру, в России средней уровень заработной платы по итогам 2017 года составил 35 300 рублей (450 евро). Тогда как в странах Европейского союза в 2017 году этот показатель варьировался от 630 евро в Болгарии до 6060 евро в Дании.

Покупательская способность у европейцев на порядок выше российской. Тем более, после подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и вступлении в силу Глубокой и всеобъемлющей Зоны свободной торговли, у местных производителей керамики появилась возможность экспортировать товар в Европу без пошлин.   

Правда, чтобы стать равноправным поставщиком продукции на европейские рынки, славянским керамикам необходимо хорошенько поработать. Об этом журналисту «Карачуна» рассказал руководитель одного из предприятий по производству керамических изделий в Славянске Александр Семенец. Сегодня продукция его предприятия уже продаётся на европейском рынке – правда, пока лишь через посредников. Однако в ближайшем будущем бизнесмен-керамист планирует осваивать рынки ЕС напрямую. 

С Александром Семенцом мы говорили о том, какой путь необходимо преодолеть местным производителями керамических изделий, чтобы «продаваться» не только на территории России, но и на емком европейском рынке.

Едем на цех

Встречу с бизнесменом запланировали на территории производства – в керамическом цеху. Цех расположен в промышленной зоне – на территории бывшего п/о «Химпром». Признаюсь: заезжаешь на территорию и создаётся впечатление, что здесь не осталось «ничего живого» – полуразрушенные здания, одиноко стоящие стены… «Здесь можно снимать фильмы о войне», – такая мысль рождается уже на въезде в промзону. 

Правда, проехав немного вглубь, становится понятно, что отдельные бывшие производственные мощности «Химпрома» сегодня дают возможность неплохо зарабатывать некоторым славянским бизнесменам – преимущественно производителям керамики. 

Среди прочих промпредприятий, здесь расположился и цех, в котором работает производство Александра Семенца.

По словам Александра Яковлевича, в производстве керамических изделий сегодня задействована вся его семья: супруга, сын, дочь. Также он уверен, что и у внуков будет возможность потрудиться на этом поприще. 

Около 25 лет назад Александр Семенец оставил должность в конструкторском отделе НКМЗ и «нырнул» в керамический бизнес. Род деятельности – производство керамических штофов (бутылок). Причём, каждая из моделей является уникальной разработкой. Чтобы не уподобляться иным «коллегам» – не передирать у других идеи и модели – на предприятии работает специальный модельщик.

Без качественной упаковки на европейском рынке делать нечего

Александр Семенец уверяет, что если у кого-то из производителей керамики родилась идея о выходе на европейский рынок, то в первую очередь нужно побеспокоиться о современной упаковке продукции:

- Европа – это не Россия. Там у потребителя абсолютно другие требования к товару. Приведу пример: каким образом мы продаём готовую продукцию в Россию? Изделие заматываем в упаковочную бумагу (не кондиция, газеты, «рыжая» бумага»), укладываем в сигаретный коробок и – готово. 

В Европе товар в таком виде не «скушают». Европейцы предъявляют высокие требования и к самому товару, и к его упаковке.

- Как вам удалось начать отгружать товар на европейский рынок?

- Мы сотрудничаем с ликёро-водочными заводами: они покупают у нас бутылки, разливают в них свою продукцию, а уже потом отправляют на Европу. Так вот, когда они нашли возможность выхода на еврорынки, то тут же сказали нам о необходимости создания упаковки. Мы нашли соответствующих производителей в Киеве – теперь пакуем в красочные картонные коробочки каждое изделие, которое уходит на западные рынки.

- Какова цена вопроса?

 - Качественная упаковка – удовольствие не из дешевых. Конечно, затраты потом возвращаются (даже с небольшим наваром), но чтобы разработать привлекательную упаковку и произвести ее, нужно изъять приличную сумму денег из оборота. К примеру, чтобы снизить удельную стоимость упаковки, нужно заказывать ее хотя бы в количестве от 1000 штук на каждый вид изделия. В среднем 1000 штук упаковок стоит около 25 000 гривен. А теперь представьте: мы производим более 100 разновидностей товара. Где взять такие деньги? Это 2.5-3 миллиона гривен!

Но мы всё равно стараемся развиваться. Керамический бизнес – это такое дело, когда на месте стоять не получитья – стоит остановиться и ты тут же откатываешься назад.

 - Нужны ли сертификаты соответствия для выпускаемой вами продукции?

- Что касается экспорта продукции на еврорынки, то пока мы не сталкивались с необходимостью сертифицирования товара. Все необходимые документы оформляет непосредственно покупатель.  

- Какие ещё особенности выхода на европейский рынок?

 - В ходе производства изделия нужно учитывать менталитет европейцев – он отличается от нашего. Эстетическое восприятие заметно разнится: например, сувенирные изделия, которые хорошо продаются в России или у нас на внутреннем рынке, в Европе никому не нужны.

- Как найти покупателя на Западе?

- Наше предприятие имеет достаточно продвинутый сайт, поэтому, случается, на нас сами выходят покупатели из Европы. Но это не то, что мы ищем. Мы заинтересованы в опте, розница нас не интересует.

Также одним из эффективных механизмов продвижения товаров являются выставки. Нас интересуют выставки, куда съезжаются представители ликеро-водочного бизнеса. Раньше мы ездили в Москву – последний раз в 2013 году. А сегодня мы «протаптываем дорожку» на профильные выставки в Европе. Так, недавно мы уже оплатили участие в выставке, которая состоится в Варшаве в следующем году. 

Удовольствие, конечно же, недешевое, но мы всё просчитали. Думаю, затраты окупятся.

Ведь цена реализации товаров на европейском рынке на порядок выше, чем если продавать тот же товар в России. Мы просчитывали экономику производства и сбыта. В случае освоения европейского рынка, прибыль можно будет умножить на два, как минимум!

- Есть ли у вашего бизнеса какие-то конкурентные преимущества?

- В Киеве у нас есть офис с выставочными панелями, где оптовик может, как говорится, потрогать товар и ознакомиться со всем ассортиментом выпускаемой продукции «вживую». Европейцам работать с Киевом гораздо проще, чем с нашим регионом.

- Почему европейский рынок столь привлекателен для местных производителей керамики?

 - Наша цель – выйти на европейский рынок напрямую. Это позволит нам «дышать на полную грудь» – там абсолютно другие цены. А российский рынок, даже без учёта напряженной ситуации, постепенно насыщается. А, значит, «схлопывается». Дело в том, что мы с россиянами работаем уже больше 20 лет. Пока у нас нет развитого альтернативного рынка сбыта, россияне будут нас и дальше «давить ценой». И этот процесс уже ощущается. Еще недавно в Славянске работало несколько тысяч производителей керамики, сегодня – около 300. 

 - Кто-то помогает вам в деле освоения европейских рынков?

- Мы сотрудничаем с Донецкой торгово-промышленной палатой. Была идея через них выйти на аналогичные ТПП в Европе. Но, к сожалению, она пока не увенчалась успехом. Поэтому путь на западные рынки нужно «протаптывать» самим.

В конце 2015 года в Славянске был создан керамический кластер «Керамический край». Мы, как члены кластера. регулярно встречаемся, общаемся, но пока эта деятельность также не привела к желанному успеху.

- С какими проблемами сталкиваются керамики в ходе производства?

- Основная проблема – это персонал: наблюдается достаточно высокая текучка рабочих кадров. К сожалению, отрасль переживает кризис – закрываются цеха и наблюдается отток рабочей силы в Россию.

Также сегодня многие предприниматели продолжают работать «в тени». А это, в свою очередь, не позволяет выдерживать конкуренцию добросовестным предпринимателям.

Журналист «Карачуна» связался с президентом Донецкой торгово-промышленной палаты Эльвирой Севостьяненко. Она озвучила своё видение того, как керамистам Славянска нужно выходить на европейский рынок, и почему они этого до сих пор не сделали.

 - Мы давно сотрудничаем с керамистами Славянска. После событий 2014 года остро стал вопрос о выходе на западные рынки. 

Донецкая торгово-промышленная палата осуществляла попытки (и продолжает осуществлять) помощи местным производителям освоить рынок Европейского союза. Но чтобы такое сотрудничество увенчалось успехом, нужно «идти по улице» с двухсторонним движением. Торгово-промышленная плата не может выполнить домашнюю работу вместо производителей керамики.

Что мы делаем? В первую очередь мы погрузили собственников керамических производств в информационное поле: что такое рынок ЕС и какие возможности открываются. Мы приглашали экспертов из Европы, проводили местные и выездные конференции по этому поводу. 

После анализа товара мы получили отличные новости – технические барьеры для экспорта керамической продукции отсутствуют (в случае если речь не идёт о пищевой керамике (чашки, тарелки, горшочки для запекания и т.д.). 

Подписав Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, вступила в силу Глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли. Для производителей керамики это означает, что их товар может ввозиться в ЕС с нулевой пошлиной. 

Позже появились и непредвиденные «сюрпризы» с точки зрения маркетинга: как о себе рассказать, как найти тот рынок сбыта, где бы наша керамика была востребована.

Сегодня мы продолжаем работать в этом направлении и искать соответствующие рынки сбыта. 

После общения с международными экспертами, мы пришли к выводу, что для славянской керамики на европейском рынке необходим единый бренд с едиными стандартами, единым качеством и соответствующим дизайном.

А сегодня в Славянске у каждого производителя по отдельности абсолютно разная продукция. А то количество, которое может производить один-два предпринимателя, вряд ли заинтересует крупных оптовых покупателей. 

Поэтому мы пришли к выводу о необходимости создания керамического кластера. В Славянске он был создан, но, к сожалению, пока это лишь формальное объединение.

О чём это говорит? О том, что пока ещё у керамистов Славянска не всё так плохо. Но, как только сотрудничество с российским рынком станет окончательно не выгодным, то им придётся объединяться с целью освоения новых рынков.

Реальный выход на европейский рынок славянской керамики возможен лишь при условии объединения производителей.

Да, сегодня есть отдельные случаи, когда кто-то нашёл небольшую нишу и потихонечку работает с европейцами. Но они не хотят делиться опытом.

 Как видим, сегодня в Славянске производится уникальная керамическая продукция, которая не требует дополнительной сертификации и имеет нулевые пошлины на ввоз в ЕС. Осталось только найти оптовиков, готовых это купить. Ну, а чтобы обеспечивать бесперебойные поставки на рынки ЕС в полном объёме, похоже, местным керамистам таки придётся объединяться.

 Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора.