Казино вместо Главпочтамта и сделка с Alibaba: Смелянский – о грандиозных планах Укрпочты

Если Alibaba купит Укрпочту, а их потом национализируют, у почтового оператора появится два акционера – китайское и украинское правительство

На этот год у государственного почтового оператора "Укрпочта" – грандиозные планы: "цифровизация" украинских сел через сеть мобильных отделений, начало строительства современного сортировочного центра, интеграция с крупными маркетплейсами.

Однако эти проекты рискуют не реализоваться из-за недофинансирования правительством базовых услуг предприятия.

Во второй части интервью UBR.ua с генеральным директором "Укрпочты" Игорем Смелянским мы узнали о вероятности сделки госкомпании с Alibaba, продаже здания Главпочтамта и большой кооперации с одним из крупных маркетплейсов.

Сортировка посылок, как у Амазона

Я часто сталкиваюсь с тем, что интернет-магазины не хотят доставлять товары через Укрпочту. Почему так?

Смотрите, за 2020 год мы выросли чуть ли не в два раза в корпоративных клиентах, а в целом – на 40%. Экспресс-посылки в 2016 году – 46 тыс. за весь год. Сегодня – 80 тыс. за день.

Безусловно, есть инерция и имиджевый вопрос. Кроме того, магазин от магазина отличается. Некоторые наши конкуренты росли вместе с ними.

Допустим, у вас маленький интернет-магазин, 30 отправок в день. Вы их запаковали и по дороге домой завезли к нашим конкурентам в отделение. А теперь представим, что как опция у вас появилась "Укрпочта" – и 10 из 30 заказов нужно везти уже на другое отделение, заехать в две точки. Неудобно.

В течение месяца будет "бомба" по большому маркетплейсу

В некоторых маркетплейсах существует и вопрос интеграции. В течение месяца будет "бомба" по большому маркетплейсу: мы начнем с ним работать и такой проблемы больше не будет.

Есть и вещи, которые мы не будем доставлять, пока не перестроим инфраструктуру. Например, телевизоры. Я не могу в село на "УАЗике" доставить телевизионную цифровую матрицу. Мы ее просто разобьем.

Какие стоят задачи по развитию инфраструктуры в 2021 году?

2021 год – самый большой год реконструкции "Укрпочты" в цифровом и в инвестиционном плане.

У нас есть очень понятная мечта и цель – я хочу впервые в истории оцифровать всю страну. Чтобы в каждом селе можно было получать цифровые услуги через мобильные почтовые станции – в 2021 году начнут работу 1 800 таких автомобилей. 630 уже работает в 7 областях.

Наверное, только "Укрпочта" находится сейчас в таком уникальном положении – ведь в селах не появится завтра интернет или мобильная связь.

Также мы на 100% меняем IT-инфраструктуру компании. Очень сложно предоставлять качественные услуги на системах 1999-го года. Когда мы проведем модернизацию, качество наших услуг ничем не будет отличаться от конкурентов, а в некоторых случаях, думаю, даже будет отличаться в позитивную сторону.

Есть тендерные процедуры – пока контракты не подписаны ничего не могу гарантировать – но это должно быть в этом или следующем году.

Хотим построить новый сортировочный центр под Киевом – как у Амазона, автоматический, с роботами

Кроме того, в рамках инвестиционной программы с ЕБРР и Европейским инвестиционным банком мы хотим построить первый за 42 года новый сортировочный центр под Киевом – как у Амазона, автоматический, с роботами. Благодаря этому улучшится качество сортировки, пропускная способность увеличится до 40-50 тыс. посылок в час.

Это удобство для клиента: он сможет сдать посылку на 2 часа позже, не до 19:00, а до 21:00. Сейчас нужно успеть отсортировать посылки вручную, чтобы машина уехала до 23:00 и была в 6 утра на месте.

В начале февраля вы анонсировали подачу заявок для подрядчиков на участие в строительстве логистического центра под Киевом. Кто-то уже откликнулся?

Только вчера были две встречи с большими компаниями. Меня очень радует, что звонят и государственные руководители: местная власть хочет конкурировать, чтобы сортировочный центр был именно в их ОТГ.

Это и рабочие места, технологии, налоги. Мировой опыт показывает, что там, где почта размещает свой сортировочный центр, стоимость земли возрастает.

Могу сказать, что мы хотели часть этого сортировочного центра сдавать в аренду нашим клиентам в сегменте электронной коммерции. Когда мы объявили об этом, то желающих оказалось в 5 раз больше, чем мы рассчитывали. Поэтому сейчас мы несколько меняем техническое задание, чтобы расширить площадь аренды.

Когда он будет достроен?

Запуск – приблизительно во втором квартале 2022 года.

Сколько сортировочных центров еще планируете построить в Украине? Когда начнут работу?

6-7 сортировочных центров и 62 хаба. Мы смотрим на объем почтовых отправлений. Увеличится – достроим еще, снизится – не будем.

Ранее мы планировали закончить до 2028 года. Исходили из того, что наш нынешний сортировочный центр просто не справлялся с объемами – но тогда не было закона о продаже недвижимости. Сегодня он есть и "Укрпочта" – самая успешная государственная компания по продаже ненужных активов.

Мне сегодня проще попродавать сортировочные центры, которые находятся в центрах городов. Поэтому будем максимально сдвигать сроки. Я вижу первые 3-4 центра через 2-3 года. Помимо Киева, это Львов, Днепр, Одесса, Харьков.

Распродажа активов и большой переезд из Главпочтамта

В 2021 году у "Укрпочты" запланирована продажа недвижимости на 350 млн грн. Что это за объекты?

Абсолютно разный набор активов, начиная от каких-то гаражей, баз отдыха и заканчивая более крупными. Понятно, что будем смотреть на спрос рынка и на собственные нужды.

Когда будем видеть, что заканчиваем строительство нашего нового сортировочного центра, продадим старый около Ж/Д вокзала в Киеве. Это 15 тыс. кв. м, 3 га земли в центре.

Потом, например, проинвестируем в IT-инфраструктуру – сократим административный аппарат. Зачем тогда нам столько филиалов, зданий, где сидят люди? Переедем в какие-то бизнес-центры, а эти все здания, которые нам не нужны, продадим. Включая Главпочтамт.

Касательно продажи Главпочтамта – ранее вы говорили, что это не вопрос ближайшего времени.

Я надеюсь, что инвестор появится, но этим нужно заниматься отдельно. Есть другие приоритеты – сортировочный центр, IT-трансформация, 1 800 передвижных отделений, банк. Потом будет больше времени заняться Главпочтамтом, встретиться с потенциальными инвесторами, посмотреть, что здесь должно быть: гостиница, казино, еще-что-то.

Вы примете предложение от казино по покупке Главпочтамта?

Конечно, почему нет?

Будет историческое казино

Все же историческое здание…

Будет историческое казино. В Вашингтоне есть такой отель, Trump International. Находится в здании бывшего почтамта Вашингтона. Очень красивое, историческое здание, со шпилем. Так вот, его когда-то Трамп выкупил за $300 млн, а сейчас оно стоит $1,3 млрд.

Здание Главпочтамта визуально не должно поменяться. Правда, кондиционеры нужно убрать, чтобы оно было совсем историческое, но для этого нужно делать реконструкцию, установить систему внутреннего кондиционирования, на что нужны достаточно крупные средства.

Но я уверен, что будут инвесторы, которые готовы это сделать. По-моему, для киевлян это гораздо лучше, чем когда почтовые машины выезжают на Майдан и создают пробки.

Планируете ли оптимизировать расходы за счет увольнения сотрудников?

На разные категории сотрудников наши действия влияют по-разному. Я считаю, успех в Украине – это платить больше всех. Моя базовая HR-стратегия: должна быть эффективность и конкуренция.

Понятно, что сортировщик, который получает 20 или 30 тыс. грн – гораздо лучше, чем получающий 10 тыс., но работающий вручную. Но, конечно, первых нужно меньше, чем вторых.

У нас сейчас 7 тыс. не автоматизированных отделений, – представляете, сколько бумаги свозится, которую бухгалтеры обрабатывают вручную? Через год это будет все оцифровано – не нужно уже будет столько людей, которые обрабатывают бумажки.

С другой стороны, мы увеличиваем курьерскую доставку – нужно намного больше курьеров. Если говорим об объеме посылок, нужно больше операторов в отделениях. Не нужно больше админаппарата, но нужно больше айтишников. Их было, по-моему, 100, а сейчас нужно 600.

Лучше не показывать Alibaba наш Бориспольский хаб

Что с планами создать логистический центр Alibaba в Украине?

Пусть они сначала разберутся в Китае. Если бы Alibaba купила нас, а их национализировали, у меня бы появилось 2 акционера – китайское и украинское правительство. Боюсь, что согласование документов и финплана шло бы немножко дольше.

Логистический центр здесь – это тоже изменения таможенных правил, инфраструктуры. Инвесторов нельзя привозить в чистое поле. Лучше не показывать Alibaba наш Бориспольский хаб, построенный в 1960-ом.

А когда мы построим современный логистический хаб, который сможет переваливать 40-50 тыс. посылок в час, мы сможем в чистой таможенной зоне погрузить и отправить машину на Польшу, Беларусь, Молдову. Почта Эстонии на транзите зарабатывает €100 миллионов – почему это не может делать Украина?

Но у Alibaba море вариантов: за них борются все страны мира. В том числе в Бельгии они купили участок рядом с аэропортом в 20 га. Поэтому, возвращаясь к началу разговора, у нас нет времени один год потерять, провести его убыточным и "социально фокусированным".

Какие могут быть условия будущей сделки?

Как вы думаете, проще продавать компанию, в которой 8% зависит от государства, или 50%? Я думаю, что, когда 8% – она стоит больше. Поэтому мы так боремся за банк, так хотим имплементировать эту стратегию.

Когда будет 8% – тогда можно продавать. Ведь зачем государству иметь 100% акций в компании, где всего 8% выручки связано с государством? По-моему, это неэффективно и не нужно.