Донбасс европейский

На Европейский рынок нас выталкивает…Россия

Донбасс европейский, 25 августа 2016г, 15:25 0 комментариев

Во время военных действий весны-лета 2014 года в Славянске пострадали жилье и многие объекты социальной инфраструктуры. А вот большинство промышленных предприятий, к счастью, уцелели. Хотя и здесь не обошлось без потерь. Одно из наиболее пострадавших городских промпредприятий – ПАО «Зевс Керамика». Заводу не повезло из-за его «географии»: предприятие во время военных действий располагалось фактически в «серой» зоне: с одной стороны завода – гора Карачун, на которой стояли украинские военные, с другой – жилые кварталы «Славтяжмаша», занятые сепаратистами. На территорию предприятия периодически захаживали корректировщики огня боевиков. Над заводом не только «летало», но и «прилетало»… Результат – поврежденная обшивка заводских корпусов, продырявленная кровля, сожженные цех готовой продукции и офис предприятия. Хорошо еще, что хоть базовые конструкции производственных помещений не были разрушены.
Но предприятие пострадало не только материально и физически. Завод понес огромные репутационные потери из-за срыва поставок продукции и невыполненных контрактов. Ведь ПАО «Зевс Керамика», как мы помним, вынуждено было полностью остановить работу уже в конце апреля 2014 года. Какая уж там работа, когда в нескольких сотнях метров фактически шла война…
Восстановить завод и полностью возобновить работу предприятия удалось лишь спустя четыре месяца после освобождения Славянска. Выйти на довоенные объемы производства ПАО «Зевс Керамика» не может до сих пор (о причинах – ниже). «Мы выпали из рынка на полгода…»,- сетует генеральный директор ПАО «Зевс Керамика» Александр Богославский.
А что такое шесть месяцев простоя современного предприятия? Это не только неполученные зарплаты и упущенная прибыль. Это – занятые кем-то рыночные ниши, разрыв привычных производственных связей, удар по репутации предприятия. Кстати сказать, до сих пор руководство «Зевс Керамики» вынуждено «улаживать» проблемы с некоторыми своими партнерами, которые имеют претензии из-за тогдашних срывов поставок продукции: россияне не считают события 2014 года в Славянске форс-мажором…
Подняться на … падающем рынке?
Война не только несет горе и смерть. Она убивает экономику воюющих стран. Мы, украинцы, это уже ощутили на себе. С отставанием примерно на год это начала ощущать и наша восточная соседка. По оценке специалистов, экономический кризис в России только набирает обороты. И хотя славянские производители керамической продукции еще возят в Российскую Федерацию свои товары, этот рынок явно потерял свою былую привлекательность. Он пока еще сужается. Но многие производители (и не только в Украине) уже поняли: скоро российский рынок может закрыться полностью. Ведь там – свои производители, рынок перенасыщается, а экспортные возможности сокращаются: страна, которая закрывается для импорта, обречена на закрытие экспорта. Это – цена экономических и прочих войн россиян со своими соседями…
Рынок падает, конечно, и в Украине. Керамический рынок упал примерно наполовину. Например, если до 2014 года в Украине производилось около 62-65 миллионов квадратных метров керамической плитки в год, то сейчас – не более 35 миллионов. Третий год подряд в половину своих мощностей работает и ПАО «Зевс Керамика». Но руководство завода старается найти в этом экономическом кризисе и некоторые положительные факторы для предприятия. Это, прежде всего, активный поиск новых рынков сбыта продукции.
В Европу нас толкает … Россия
Куда устремляют свой экспортный взор украинские производители – те, кто понял, что в России «уже нечего ловить»? Конечно, в первую очередь – в Европу.
Она, эта Европа, не такая уж неизведанная, как еще недавно многим казалось. Бизнес западных областей Украины, как известно, начал осваивать европейские рынки давно: кто-то – контрабандно, кто-то – легально. Восточные области традиционно были «заточены» на Россию. Но и восток уже понял: если хочешь в бизнесе выжить – ищи свое счастье в Европе, Канаде, Китае, Японии, США. Те, кто ищут – находят! Например, отечественные сельхозпроизводители, переработчики сельхозпродукции, производители удобрений. И даже машиностроители – те, которые занимались реальным бизнесом, а не резали заводы на металл, все они давно «сидят» на зарубежных контрактах, успешно работают и постепенно занимают свои ниши на рынках многих стран.
А что же украинские (читай – славянские) производители керамики – какие зарубежные рынки осваивают они, с какими товарами на них выходят?
Зашел на сайт ПАО «Зевс Керамика». Читаю: предприятие поставляет свою продукцию в Россию, Молдову, Беларусь, Латвию, Литву и другие страны… Европы.
Ха-ха…
- Где же тут Европа?,- спрашиваю я у Александра Богославского.
- Другие страны Европы – это (буквально) Италия, Испания, Германия, Австрия. Были у нас также какие-то проекты в скандинавских странах. Но это нельзя, к сожалению, назвать системными продажами плитки – такими, какими эти продажи строились с рынками постсоветского пространства. На этом пространстве (рынке СНГ) мы имеем дистрибьютеров, которые строят свою работу по снабжению торговых сетей. Это традиционная развитая сеть, с помощью которой проводится определенная маркетинговая политика, презентации товаров в точках розничной торговли. Естественно, все это дает возможность обеспечивать туда систематические поставки товаров. В эту же схему укладываются поставки продукции на какие-то строительные объекты. По этим же схемам «Зевс Керамика» поставляет продукцию на рынки Америки и Канады.
Что касается выхода на европейский рынок, то здесь пока что мы работаем через наших агентов.
Агенты – это люди, которые живут в конкретной европейской стране. Мы находим их на различных выставках изделий керамики, поддерживаем с ними деловые отношения. Агенты общаются с инвесторами, с застройщиками и.т.д. Находя какие-то объекты и зная наш товар, они предлагают его потенциальным потребителям.
Не так давно мы освоили работу с европейскими потребителями по новой для нас схеме: производим продукцию (здесь, в Украине) по заказу какой-нибудь солидной европейской фирмы под ее брендом. Это известные во всем мире испанские, итальянские торговые марки (например, Emil ceramica ). В этом году производство плитки под европейскими брендами у нас выросло в разы!
- Ого! Там же грандиозные требования по качеству!
- Ну и что. Мы их выдерживаем: по техническим стандартам, качеству продукции, по требованиям к упаковке.
Кстати, в этом году мы запустили новый проект по выпуску плитки из керамогранита толщиной 20 миллиметров (притом, что средняя толщина плитки от 8 до 10 миллиметров). Ее размер 60 на 60 сантиметров, вес 16 килограммов. Это новинка для рынка постсоветских стран. А вот в Европе на эту плитку есть хороший спрос. Ее используют для наружных отделочных работ.
Поставки в Европу выросли в разы!
Справедливости ради скажем, что ПАО «Зевс Керамика» гораздо проще интегрироваться в европейский рынок, нежели другим предприятиям отрасли. Ибо славянский «Зевс» – компания с европейскими корнями: это совместное украино-итальянское предприятие. Оно изначально строилось по итальянским лекалам, наладкой оборудования (которое здесь тоже преимущественно европейское) занимались итальянские специалисты, рабочие со Славянска проходили обучение на керамических предприятиях Европы. Поэтому стоит ли удивляться тому, что ведущие европейские компании доверяют славянским керамикам выпускать продукцию под своими торговыми марками?!
В этом году европейское направление – в числе приоритетов ПАО «Зевс Керамика». Этот сегмент – выпуск плитки под европейскими брендами – вырос в разы. «Европейский план» завода на 2016 год – произвести 220 тысяч квадратных метров плитки – выполняется даже с опережением графика.
- Какой интерес европейским компаниям размещать у вас свои заказы? Мы же не китайцы…
- Претензии и требования европейского рынка намного разнообразнее, чем требования нашего или российского рынка. Помимо стандартов, которые обязательно нужно выдерживать, есть такая немаловажная деталь, как индивидуальное предпочтение покупателей. Все европейские компании не только пристально следят за, скажем так, керамической модой, но и сами постоянно разрабатывают какие-то новые модели, экспериментируют. Речь в данном случае может идти о небольших партиях товара. Заказы на эти экспериментальные партии крупные производители плитки как раз и размещают у нас.
- Выходит так: вы делаете для европейцев «эксклюзив». Но зарабатывать по-настоящему можно лишь «на потоке», на больших объемах, которых у вас – для Европы – фактически нет!
- Не все так просто! Во-первых, «Зевс керамика» не настолько большое предприятие, чтобы мы могли осилить объемы уровня ведущих производителей керамической плитки. Во-вторых, для нас это тоже выгодное сотрудничество, ведь таким образом мы имеем возможность заявить о себе в Европе. Нам это выгодно и чисто экономически, поскольку сырье мы используем местное!
Главный тормоз – логистика
У ПАО «Зевс Керамика» в сравнении с аналогичными европейскими производителями керамической плитки есть несколько серьезных конкурентных преимуществ. Основные из этих преимуществ:
- дешевое местное сырье (точнее – основная часть сырья, потому что отдельные товарные позиции предприятие закупает в Европе);
- дешевая электроэнергия;
- дешевая рабочая сила.
Кстати, по поводу дешевой рабочей силы Александр Богославский со мной не согласен. По его словам, уровень средней зарплаты на предприятии превышает средний уровень зарплаты даже среди основных профессий Донецкой области: шахтеров, металлургов, финансистов и.т.д. Работать на «Зевс Керамике» престижно и выгодно. Предприятие также строго выдерживает европейские стандарты по охране труда, экологические нормы, предлагает своим рабочим определенный социальный пакет.
Но, тем не менее, гендиректор соглашается: у ПАО «Зевс Керамика», действительно, есть несколько конкурентных преимуществ, которые позволяют минимизировать затраты на производство. Себестоимость одной и той же плитки, произведенной в Украине и в Италии, будет, конечно же, разной. И эта разница, естественно, в пользу Украины. Но все эти преимущества перечеркивает логистика!
Керамическая плитка – товар, имеющий солидный вес. Это же не сигареты, которых можно достаточно большое количество загрузить в одну транспортную единицу. Как доставить плитку в Европу? Со Славянска до западных границ – 1200 километров. Затем по Европе примерно столько же. Представляете, сколько стоит привезти славянскую плитку европейскому покупателю?! Цена плитки возрастает на каждой сотне километров. Вот и считайте…
Не забывают рынок украинский!
По словам А.А. Богославского, до 2016 года поставки продукции распределялись следующим образом: примерно 50 процентов – в Украину, 35 процентов – Россия и страны СНГ, 15 процентов – Европа, Канада, США. В этом году ситуация несколько изменилась: поставки в Украину, как ожидается, увеличатся по итогам года на 5-10 процентов. Российские объемы постепенно забирает Европа. Этому способствует и вступившая в действие с 1 января 2016 года Зона свободной торговли с Европейским Союзом, которая убрала некоторые таможенные барьеры и позволила ПАО «Зевс Керамика» быть более конкурентным предприятием. Кстати, о каком-либо квотировании речь не идет вообще.
Однако, «протаптывая дорожку» в Европу, руководство ПАО «Зевс Керамика» не забывает о рынке украинском. Он очень интересен производителю даже при том, что рынок керамической плитки упал (по сравнению с довоенными временами) примерно на 60 процентов. Да, есть фактор нынешней низкой покупательской способности массового украинского покупателя. Да, наша отечественная валюта – гривна – нестабильная и несет массу рисков. Но отечественный рынок интересен, прежде всего, тем, что идет интенсивное «вымывание» импортной продукции. Причина: «подпрыгнувший» курс основных валют – евро и доллара. В результате импортная плитка стала минимум в три раза дороже. Этим фактом пользуются украинские производители, которые стараются переориентировать отечественного покупателя на плитку украинских производителей. Тем более, что по качеству продукции некоторые украинские производители керамической плитки уже давно не уступают европейским производителям.

Похожее