Наш путь в Европу: главное, чтоб не вперед ногами…

Наш путь в Европу: главное, чтоб не вперед ногами…

Считается, что засилье магазинов секонд-хенда, как и множество ломбардов, – явный признак обнищания людей. Конечно, это не единственный барометр состояния отечественной экономики. Он – один из многих.

В Славянске продолжают открываться магазины секонд-хенда. «Ну, и что тут необычного?»,- удивятся, возможно, читатели. А необычность ситуации в том, что в рекламных вывесках большинство этих торговых точек позиционируют себя не просто, как магазины модной европейской одежды. На рекламном баннере одного из магазинов есть более честная информация: элитный секонд-хенд. Что такое «секонд», нашему народу объяснять не надо. Но вот элитный! Что это значит? Что раньше эти вещи носила европейская элита? Или что покупать и донашивать их будет элита украинская?
Ну, ладно бы элитный сток. У стоковых магазинов популярность заслуженная. Украинцы отлично знают: сток – это магазин, в котором значительный ассортимент товаров составляет одежда из слегка устаревших (морально) коллекций известных европейских брендов. То есть то, что по какой- либо причине не продалось в Европе, привезли в Украину и продают по приемлемой для нас цене. Сток – это идеальный вариант для среднеобеспеченных украинцев, которым магазины брендовой одежды не по карману, а одеваться в «секондах» не очень хочется.
Но «элитный секонд»! Это что-то новенькое в этом сегменте рынка…
«Секонды» – признак обнищания?
Считается, что засилье магазинов секонд-хенда, как и множество ломбардов, – явный признак обнищания людей. Конечно, это не единственный барометр состояния отечественной экономики. Он – один из многих. В обноски люди одеваются, естественно, не от хорошей жизни. Куда приятнее зайти в приличный магазин и выбрать вещь, которую может никто и не примерял даже, не говоря о том, чтобы ее кто-то носил, носил, а потом «поделился» с нами, украинцами.
Такие приличные магазины одежды, где продается как бы «брендовый» товар, в Славянске тоже есть. Правда, и эта «брендовая» одежда – в основном, банальная Турция. Хоть и по цене в ползарплаты. Зато новье и эксклюзив! Но многие ли украинские женщины могут сегодня позволить себе обычное платьице, которое «стартует» от полутора тысяч гривен?! А обновок ведь хочется всем! Поэтому, кому-то – «брендовая» Турция, кто победнее – купит Турцию «ширпотребную» или очередной шедевр одесских умельцев. Ну, а если уж совсем с финансами туго, дорога одна – в секонд-хенд.
Вспомните: появившись в Украине лет пятнадцать тому назад, «секонды» быстро стали довольно популярными. Кстати, там одевались тогда не только малоимущие модницы. Многих покупателей в «секонды» привлекала «фирмА»: вещи хоть и ношеные, но отличного качества, модные и не стандартные.
Предприниматели Славянска быстро смекнули, что торговля «секондом» пойдет куда успешнее, если продавать его не только в магазине (где не всякий покупатель захочет «светиться»), но и на дому. Телефон хозяйки, торгующей дома «секондом», передавался из рук в руки. Правда, и там, у тюков со шмотьем, порой нечаянно встречались представительницы местной знати… Но смущались они не долго: лишь до тех пор, пока не окунались в переборку содержимого тюков.
Потом страна потихоньку начала выкарабкиваться из экономического кризиса. Люди стали жить лучше, и эра «секондов» пошла на закат. Помните: одно время в Славянске уже почти не осталось магазинов секонд-хенда! Мы выучили слово «бутики» и знали, что настоящий бутик – это совсем не то, что в рядах на центральном рынке… Мы хотели одеваться (и одевались!) в модных магазинах, в супермаркетах. Пока были деньги.
Но три года назад в Украине начался очередной экономический кризис. Затем мощный удар по отечественной экономике нанесли аннексия Крыма и военные действия на востоке Украины. Конечно, уровень жизни абсолютного большинства украинцев не просто снизился: мы стали беднее в разы! И снова появился спрос на «секонд». С той лишь разницей, что кто-то покупает вещи на вес, а кто-то выбирает из того, что висит на тремпеле…
А самим пошить – слабо?!
Украина импортирует из Европы много разных товаров. Среди них есть высокотехнологичные, которые мы у себя в стране пока что производить не можем. Например, автомобили. Нет, Украина, конечно, их производит, но качество отечественных авто может устраивать лишь страны третьего мира. (Завод «Еврокар» в Закарпатье, производящий как бы отечественные «Шкоды», к ним, естественно, не относится).
А еще мы импортируем лекарства европейских производителей – из-за их высокого качества. Те, у кого есть достаточно денег, в аптеках ищут импортные пилюли, за них люди готовы платить больше. А вот те, кто живет «от пенсии до пенсии», соглашаются и на украинский аналог лекарств, которые (и такое бывает!) не всегда хуже импортных.
В супермаркетах мы покупаем импортную бытовую технику, и очень радуемся, если видим, что эта техника произведена в странах Евросоюза, а не, скажем, в Китае.
Похоже, что мы еще долго будем покупать у Европы то, что сами производить не в состоянии. Или то, что самим производить экономически не выгодно. Например, какие-нибудь овощи-фрукты, которые в Болгарии, Испании или Греции растут куда лучше, чем в Полтаве или Славянске.
Но очень трудно понять, почему в Украине до сих пор «среди отстающих» легкая промышленность?! Почему мы, украинцы, пока так и не научились шить модные и качественные шорты и футболки, платья и куртки, джинсы и костюмы? Футболка – это ведь не автомобиль, для производства которого нужны и конструкторские бюро, и многопрофильные грандиозные производства по всему миру. Но нет, продолжаем завозить в Украину одежду и обувь со всей Европы!
Интересно: сколько еще времени наша страна будет развивать турецкий легпром? Или не понятно, что покупая произведенные в Турции джинсы, мы вкладываемся в турецкую экономику?! А могли бы – в украинскую…
Было время, когда мы считали качественной только импортную обувь. Но посмотрите, что сегодня ищут в обувных магазинах жители Славянска? Да, еще в почете и в спросе обувь, например, производства Германии, Польши. Но ничем не хуже импортной (по качеству, дизайну) и обувь, произведенная, например, в Днепропетровске или Запорожье. А вот по цене она более привлекательная! Украинские обувщики уже настолько уверенно чувствуют себя на рынке, что успешно развивают и собственные сети фирменной торговли. И присутствуют они уже не только в областных центрах.
Сегодняшняя Украина – страна продавцов
Почитаешь официальные данные Госкомстата, и вроде бы нечего беспокоиться. Экономика страны падает, но живет! Отдельные отрасли демонстрируют чудеса выживания даже в нынешнее время. Да и структура украинского ВВП выглядит в основном сбалансированной: перерабатывающая промышленность – 13 процентов, сельское хозяйство – 10 %, транспорт и связь – 9%, торговля – 12 %. Несколько выпирает, правда, добывающая промышленность – 38 процентов. Ну, что ж: Украина – страна богатая на полезные ископаемые.
А вот еще одно подтверждение тому, что не все так плохо в нашем большом и общем доме под названием Украина. По сообщению информационного агентства УНИАН, Европейский Союз стал основным торговым партнером Украины в 2016 году. Экспорт товаров составил 44 процента. Тогда как с Россией – только 7,9 %. Хотя приток денег в Украину сократился.
С начала 2016 года экспорт товаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 21,3%. В структуре экспорта товаров наибольшую долю составила продукция АПК и пищевой промышленности (42,9%), продукция металлургии (22,4%) и машиностроения (11,8%).
Хотя если не брать во внимание данные Госкомстата, то трудно отделаться от ощущения, что Украина – страна … продавцов. Сегодня в нашей стране почти все чем-нибудь торгуют. Одна проблема: если так и дальше пойдет, может наступить время, когда торговать будет нечем! Потому что производить товары будет некому.
Далеко за примерами ходить не нужно.
В Славянске лет пятнадцать тому назад работали две фабрики – мебельная и швейная. Потом они обанкротились. Что сейчас происходит в бывших производственных цехах этих фабрик? Торговля! Правда, торговля профильная: в цехах мебельной фабрики торгуют мебелью (произведенной где-то), в цехах бывшей швейной фабрики расположились торговые отделы, в которых продают одежду и обувь. В основном – турецкие…

Здание бывшей Славянской швейной фабрики «перепрофилировано» в торгово-офисный центр. В очередной большой магазин. А ведь здесь и сегодня могли производить одежду, а не только продавать ее!