Переселенцы. Арифметика выживания

Вдали от родного дома тоже есть жизнь

Фото – из архива Карачуна

«У меня денег нет. Вообще нет никаких сбережений! Куда я поеду…», – так нередко объясняют свое нежелание эвакуироваться многие украинцы, которые живут в непосредственной близости от военных действий. Они остаются дома, живут под обстрелами, «стерегут» свое имущество и жилье.

Конечно, дома лучше! Там привычные комфорт и уклад жизни. Отказываясь от эвакуации и оставаясь дома, можно экономить и довольствоваться малым. К тому же у каждого из нас дома есть небольшой запас продуктов, бытовой химии. Тогда как на новом месте нужно тратиться на жилье, разные бытовые мелочи (и таких «мелочей» – десятки наименований). 

Итак, на одной чаше весов – все «домашние» плюсы, которые идут «в комплекте» с колоссальными рисками артиллеристских и ракетных обстрелов. На другой чаше весов – неустроенность быта, тяготы скитаний по чужим углам, но в «комплекте» с безопасностью (пусть и относительной, если не выезжать за пределы Украины). 

Что разумнее выбрать? Ответ лежит на поверхности: правильное решение – эвакуация. Именно поэтому эвакуироваться, например, из Славянска предпочли три четверти жителей города. 

Как они живут-выживают вдали от родного дома? Разбирался журналист "Карачуна".

Все – по-разному. Ведь у каждой семьи – свои стартовые возможности и свои потребности. 

Но никто из переселенцев (временно перемещенные лица – ВПЛ) не брошен на произвол судьбы. 

Пособия от государства и международных организаций

Как ни трудно сейчас нашему государству, но минимальную финансовую помощь (2 тысячи гривен на человека плюс 3 тысячи гривен – на ребенка), начиная с марта, получают все переселенцы. Да, деньги приходят с опозданием, да, с учетом «взбесившихся» цен, это не большие деньги. Но они есть!

Начали поступать переселенцам деньги и от международных благотворительных организаций. Суммы небольшие – 2220 гривен на человека. Пока обещают выплачивать их ежемесячно на протяжении трех месяцев. И если еще месяц полтора назад, чтобы претендовать на эти «ООНовские» деньги, нужно было заранее записываться, выстаивать в длинных очередях, то теперь деньги «падают» на счет переселенцев автоматически. К тому же некоторые международные организации (например, Международный Комитет Спасения), получив от местных властей списки льготной категории переселенцев, в рамках этой же Программы, сами ведут прием заявлений. В этом случае каждый член семьи одноразово получает 6660 гривен в течение пары недель. 

Понятно, что каждый переселенец может получить финансовую помощь только от одной организации. То есть, в сумме все равно каждый получит свои 6660 гривен. Разница лишь в том, что кто-то – сразу, а кому-то деньги будут поступать порционно на протяжении трех месяцев.

Теперь суммируем: 2000 грн. – от государства + 2220 – от международных организаций = 4220 гривен. Не шик, конечно. Но «умереть с голода» не получится. Потому что только наличными деньгами помощь не ограничивается.

Гуманитарная помощь

Все переселенцы получают гуманитарную помощь. Не получают ее лишь те из них (нас), кто за ней не приходит.

Да, есть переселенцы, которые отказываются от гуманитарной помощи из благородства. Они так и говорят: «Я пока что сам (а) в состоянии купить себе и своей семье необходимые продукты. Пусть гуманитарку получают те, кому она нужнее». 

Но есть и такие «друзья по несчастью», кого гуманитарная помощь унижает. Вернее, унижает стояние в очередях за такой помощью. Ведь среди переселенцев есть немало еще недавно состоятельных людей, которые и в мыслях не допускали, что будут, образно говоря, «стоять с протянутой рукой». Их напрягает сама мысль о какой-то там помощи, которую они не просят. Поэтому некоторые из них считают, что гуманитарку не ВЫдают, а ПОдают… 

Возможно, это те наши земляки, которые эвакуировались с приличными личными сбережениями. 

Это временно, ведь когда нет стабильного «прихода», то деньги тают стремительнее, чем кое-кому кажется.

А еще многим переселенцам не нравится, когда после выдачи гуманитарной помощи их обязательно фотографируют с пакетами в руках. Речь идет о негосударственных организациях. «Дарители» говорят: «Не переживайте, мы не будем эти фотографии выкладывать в социальные сети. Это нам для отчета». 

С этим «для отчета», конечно, все понятно. Но по факту все равно получается что-то вроде «документирования факта подачки». И это тоже напрягает. 

Гуманитарную помощь переселенцы получают из разных источников. Периодичность выдачи гуманитарной помощи, как и ее наполнение, разнится по регионам Украины. Где-то гуманитарка богаче и разнообразнее, где-то беднее. Но, как правило, в каждом пакете (эти пакеты обычно формируются заранее, чтобы очередь продвигалась быстрее) есть полный набор необходимых продуктов питания: крупы, макаронные изделия, тушенка, рыбные консервы, сгущенка, пачка сахара, десяток яиц, упаковка молока, бутылка подсолнечного масла… Иногда в них кладут также борщевой набор овощей, яблоки, сладости. 

Основные:

1) от государства (через местную власть);

2) от международных благотворительных организаций;

3) от религиозных организаций. 

Встречаются небольшие благотворительные организации (как правило, местного уровня), которые периодически выдают детям – памперсы, женщинам – средства личной гигиены. 

Периодичность выдачи гуманитарной помощи: один раз в две-три недели.

А еще в местных пунктах временного приема переселенцев есть особая гуманитарка. Это продукты и вещи, которые сюда приносят жители городов и сел: консервация, фрукты-овощи, постельное белье, одежда, обувь… Конечно, если это вещи, то б\у, но все чистенькое, стиранное. Чувствуется, что люди хотят помочь переселенцам от всей души! 

Пенсии и зарплаты

Пожалуй, наиболее социально защищенная сегодня часть переселенцев – это пенсионеры. Да, у большинства из них пенсии небольшие. Но не будем забывать, что это – стабильный доход! И он не облагается налогами. Даже если, скажем, к минимальной пенсии приплюсовать финансовую ежемесячную финансовую помощь от государства и международных организаций, то получится сумма даже большая, чем минимальная зарплата. Которую, кстати, нужно еще где-то заработать.

Не остались без стабильного дохода и некоторые категории бюджетников. Да, многих из них вскоре после начала войны отправили в безоплатные отпуска (в основном тех из них, кто эвакуировался за пределы Украины). Но многим работникам бюджетных организаций, согласно КЗОТу, работодатель оформил вынужденный простой с выплатой зарплаты в размере двух третей от должностного оклада. 

А есть и такие переселенцы, кому повезло больше: они продолжают работать онлайн. К примеру, бухгалтеры.

Ну, а некоторые переселенцы, которые остались без работы и не имеют иных доходов, тоже не отчаиваются: на новом месте ищут (и нередко находят!) работу. 

Расходы

К новым дополнительным расходам переселенцев добавилась аренда жилья.

Размер арендной платы, понятно, зависит от многих факторов: регион, большой или маленький город, село, удаленность от объектов военной инфраструктуры и.т.д. Но в основном расходы на аренду жилья не выходят за рамки здравого смысла (если это, конечно не Львов, Черновцы или Ужгород). Где-нибудь в небольшом городке центральной части Украины можно снять квартиру или даже дом за 2000 гривен + коммуналка. Понятно, что это не будут апартаменты с ремонтом. Но жить можно.

Также на новом месте придется потратиться на разные бытовые мелочи: минимальный набор посуды, кухонные принадлежности, ножницы и.т.д. Ведь уезжали мы в надежде на скорое возвращение. Не так ли? Да и сколько можно было вместить вещей в сумки-рюкзачки…

Сколько будем скитаться?

Ответ на этот вопрос не знает никто. Кому-то повезет, и ему будет куда возвращаться. Чьи-то дома будут разбомблены-сожжены (или уже разрушены «под фундамент»). Кто-то пустит корни в какой-нибудь европейской стране. 

Никто не знает, где и когда услышит радостную весть об окончании войны.

Но, несмотря на войну, жизнь, хоть и в эвакуации, но продолжается. И даже вдали от родного дома жить можно.