Почему украинцам следует готовиться к веерным отключениям электроэнергии

Украине может не хватить ресурса для обеспечения всех потребителей электричеством в полном объеме

Блэкаут, который недавно пережил Энергодар в Запорожской области, вполне может стать реальностью и для других городов и поселков Украины: энергосистема вошла в очередную кризисную фазу и словосочетание "веерные отключения электроэнергии" снова, как много лет назад, становится широко употребимым.

Depo.ua выясняет, почему чиновники и энергетики демонстрируют пессимизм, и действительно ли перспектива локальных блэкаутов встает перед Украиной в полный рост.

На днях в Энергодаре на Запорожской ТЭС произошла аварийная ситуация и город остался без света и воды. Горожан напугали громкие звуки и клубы дыма, которые впоследствии объяснят аварийной утечкой пара. А также полное отключение от электро- и водоснабжения всего города. К счастью, авария оказалась не слишком масштабной — Запорожская ТЭС полностью отключилась от энергосистемы из-за замыкания на подстанции "Луч". Впоследствии работа станции была восстановлена, а в дома горожан вернулся свет.

И хотя причиной масштабного отключения в этот раз были не экономические, а технические причины, вчерашняя ситуация стала наглядной демонстрацией и напоминанием о том, какими беспомощными и уязвимыми становятся люди из-за даже краткосрочной потери электричества.

Говорить же о веерных отключениях в Украине начали в середине января. Речь шла о том, что на складах ТЭС и ТЭЦ значительно снизились запасы угля — вместо необходимых для спокойной работы минимальных 900 тыс. тонн по состоянию на 14 января в наличии оставалось только 688 тыс. тонн.

Поскольку тепловые станции являются ключевым сегментом производства электроэнергии и выполняют балансирующую функцию, ситуация нехватки ресурса для сжигания в энергоблоках может привести к провалам в стабильной работе энергосистемы. Особенно в пиковые — утренние и вечерние — моменты потребления электричества.

Собственно, веерные отключения являются неким способом кризисного реагирования, когда создается специальный график поочередных аварийных отключений отдельных зон потребления, который получил это название по аналогии с веером.

Итак, снижение запасов угля заставило государственных энергетиков проявлять определенную активность, направленную на восстановление стабильности. В Государственной энергогенерирующей компании "Центрэнерго", которая объединяет три мощных генерирующих станции, обвинили в этом кризисе компанию ДТЭК Рината Ахметова. Мол, структуры олигарха мало того, что задрали цены на уголь, который они поставляют энергокомпаниям, так еще и срывают поставки горючего.

"Самый крупный частный поставщик угольной продукции остановил отгрузку угля в адрес ТЭС ПАО "Центрэнерго", нарушив условия договора, несмотря на полученную предоплату в размере 106 млн грн", — с таким пресс-релизом вышла госкомпания 19 января.

В сторону Ахметова и его холдинга прозвучало, что он просто воспользовался кризисом и заявил, что отныне будет продавать госкомпании уголь не по 1650 грн/т, а уже по 2100 грн/т.

Энергетики намекают, что и кризис угольных запасов также мог спровоцировать холдинг олигарха, ведь его тепловые станции в ноябре-декабре простаивали из-за ремонтных работ. При том, что и несколько атомных энергоблоков также были остановлены. Поэтому "Центрэнерго" приходилось "кочегарить" в полную силу чтобы подавать в сеть необходимое количество электричества.

За эти два месяца мощностям "Центрэнерго", чтобы удовлетворить дефицит, пришлось дополнительно потратить больше 360 тысяч тонн угля. Такой перерасход, мол, и привел к критическому снижению запасов. Ведь угля, добываемого государственными шахтами "Центрэнерго", хватает для ровной штатной работы. А когда происходит аврал, приходится полагаться на поставку от частника. ДТЭК якобы этим воспользовался и начал "играть" на повышение цены и срыв поставок.

В свою очередь в ДТЭК заявили, что и так поставили в адрес "Центрэнерго" в ноябре-декабре на 100 тысяч тонн больше, чем та заказывала в соответствии с договором. И сделала это по "старой" цене в 1650 грн/т. А все новые поставки уже, как можно понять из ответа ахметовцев, должны быть оформлены новым договором, который и определит цену.

Вся эта пикировка между тем никак не повлияла на рост запасов угля. Напротив, по состоянию на 31 января, как говорится в заявлении Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), запасы топлива на складах ТЭС с ноября 2020 уменьшились в 5,7 раза — до 436 800 тонн. 48% запасов угля сосредоточены только на двух станциях — Луганской и Славянской ТЭС. По данным Минфина угля даже меньше, чем фиксирует НКРЭКУ. И его в 5,5 раза меньше, чем было на складах в этот день ровно год назад.

Чтобы привести ДТЭК в тонус, НКРЭКУ приняла решение провести внеплановые выездные проверки ДТЭК Востокэнерго, ДТЭК Днепроэнерго, ДТЭК Западэнерго, Центрэнерго и Донбассэнерго и, в случае выявления нарушений, применить к соответствующим хозсубъектам меры реагирования в виде таких популярных сегодня в Украине санкций.

В свою очередь ДТЭК продолжает неторопливо ремонтировать свои энергоблоки и настаивать на своих условиях поставки угля. А 2 февраля добавилось еще и аварийное отключение энергоблока №1 Запорожской ТЭС и №9 Кураховской ТЭС из-за повреждения поверхности нагрева котлоагрегата. Плюс та же Запорожская ТЭС вчера вообще выпала из энергосети из-за аварии на подстанции.

Все это спровоцировало еще более панические настроения. Чиновники активно подсчитывают остатки угля, а также газа и мазута, которыми можно будет хоть как-то компенсировать отсутствующий уголь. Хоть это и будет стоить дороже.

Однако проблему все равно не решает.

Поэтому вчера Украина в экстренном порядке запросила еще 850 МВт электроэнергии у белорусской "Белэнерго" — дополнительно к тем 500 МВт, которые уже получила по запросу от 19 января, когда в Украине обострилась ситуация с погодой.

Эксперты утверждают, что поставки белорусского электричества стали спасительным кругом — иначе в Украине веерные отключения начались бы еще в середине января.

Но даже при наличии этих белорусских поставок, ситуация не решается. Ведь электричество "от Батьки" является лишь маленькой каплей, которой явно не хватает в условиях, когда остановлены многие энергоблоки, а у работающих — заканчивается топливо. При том, что по оценкам участников рынка, дефицит электроэнергии в объединенной энергосистеме Украины составляет минимум 1,3 тыс. МВт/ч.

Поэтому от различных источников в государственных органах и компаниях уже звучит уверенность, что с 8 февраля веерные отключения все же начнутся. Ресурса для увеличения поставок из Беларуси почти не остается, а получать электричество из России — не вариант.

Тем временем крупные производители, использующие большие объемы электроэнергии, теперь пытаются пролоббировать на уровне государства, чтобы их предприятия не включали в график аварийных отключений. И наверное мало у кого есть сомнения, что государство пойдет навстречу бизнесу.

Под ударом, соответственно, остается население, которое первым вспомнит подзабытые еще с 90-х годов ощущения сидения при свечах по несколько часов. И это становится особенно критичным, учитывая, что в конце этой недели по прогнозам возобновляются сильные морозы.