Почему в Украине рекордно дорожает газ для авто и когда это закончится

При газе по 15 гривен эффект экономии уже теряется, а при 16-17 грн. дешевле ездить на бензине

В Украине снова лихорадит рынок автогаза. По данным консалтингового агентства А 95, за последние полтора месяца – с 1 июля по 17 августа – оптовые цены на пропан-бутан выросли на 63% и перешагнули отметку в 24 тыс. грн/т, что стало абсолютным рекордом последних лет.

На ценовой ажиотаж в опте отреагировала и розница. Если еще в начале лета автомобилисты заправлялись по 12 грн./л., то сейчас цены вплотную приблизились к психологической отметке в 15 грн./л.

Всего за пару дней – с 18 по 21 августа – цены на киевских заправках выросли на 1,5 грн./л, до 14,99 грн./л.

Но главный шок случился 22 августа. Как рассказал "Стране" директор по продажам "Укравтономгаз" Михаил Шубан, на торгах оптовая цена взлетела до 29 тыс. грн./т.

Розница тут же начала переписывать ценники. На некоторых столичных заправках появились цифры 15,4-15,5 грн./л.

И это только первая реакция: уже через пару дней газ начнут продавать по 16-17 грн./л, – прогнозирует Шубан.

"Страна" разбиралась в чем причина столь резкого подорожания традиционно дешевого автотоплива, когда цены откатят назад и есть ли еще смысл переоборудовать прожорливые бензиновые машины на "экономный" пропан- бутан.

Золотой вакуум

Конца газовой ценовой гонке пока не видно. "На рынке образовалась дыра в 25-30 тыс. т. Это 20% месячного потребления и 10 танкеров сжиженного газа. Закрыть такие объемы оперативно вряд ли получится", – считает руководитель агентства А95 Артем Куюн.

Причина рекордного дефицита в том, что за последний год окончательно "сломались" практически все логистические цепочки поставок автогаза в Украину.

Самый крупный поставщик сжиженных углеводородных газом (СУГ) в нашу страну – Россия – ввела экспортные ограничения из-за дефицита на внутреннем рынке. Плюс вмешалась политика – отгрузки в Украину сократились из-за взаимных санкций между нашими странами.

Пока нас хотя бы частично выручают белорусы, которые уже наладили хороший бизнес на перепродаже российского товара, в том числе, и автогаза, под видом своего.

"Плюс у ключевых поставщиков, той же Белорусии и Казахстана, возникли сложности с отгрузками из-за ремонтных работ на заводах. Сейчас им самим не хватает газа",- добавляет Куюн.

К примеру оба белорусских газоперерабатывающих завода (ГПЗ) – Мозырьский и Речинский проводят плановый ремонт.

"На Мозырьском НПЗ запланирован ремонт 22 установок. Работы будут проводиться с 17 сентября по 31 октября 2017 года. Хотя завод декларирует бесперебойные поставки нефтепродуктов за счет запасов продукции, существует психология рынка: трейдер учитывает сокращение объемов поставок. Импорт сжиженного газа из Беларуси по итогам последних месяцев составляет 49%", – рассказал руководитель НТЦ "Психея" Сергей Сапегин.

Газовая география

Отечественные импортеры начали искать альтернативу российскому газу уже давно, после того, как СБУ в прошлом году задержала на границе несколько крупных партий автотоплива, заподозрив его владельцев в "финансировании терроризма". Тогда рынок также впал в ступор: мгновенно образовался дефицит и выросли цены. Но вопрос удалось решить, хотя, по слухам, поставщикам и пришлось сильно потратиться, задабривая силовиков. А на первые роли в поставках, по данным СМИ, вышли структуры связанные с ... Сергеем Курченко.

Параллельно стал увеличиваться импорта газа из Италии, Венгрии, Литвы и Польши.

Но, как показывает практика, равноценной замены российскому СУГ мы так и не нашли.

По данным А95, за первые 20 дней августа импорт сжиженного газа железнодорожным транспортом составил 46,7 тыс. т, что на 24,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

По сравнению с июлем 2017, поставки сократились на 9,5%.

При этом более 55% всего импорта все равно приходится на Россию (26 тысяч тонн), 40% – на Беларусь (19 тысяч тонн). 700 т "приехало" из Казахстана.

Пресловутые альтернативные направления, на которые так рассчитывали наши импортеры, пока дали лишь около 5 тыс. т (3,7 тыс. т по морю, 1,19 тыс. т из Литвы и 42 т из Словакии).

Как рассказал Куюн, развитие новых каналов поставки сдерживают проблемы с логистикой.

"Катастрофически не хватает вагонов. Дефицит есть в том числе и на российском направлении – железнодорожные ведомства обеих стран так активно воюют, что в итоге выбить вагоны под газ становится все сложнее. К тому же "Укрзализныця" работает очень медленно. Скажем, доставка вагонов под погрузку СУГ в Румынию и дорога товара в обратном направлении занимает до 40 дней, работать с таким коридором очень дорого и рискованно", – говорит эксперт.

Автомобильный транспорт, который позволяет завозить газ из Венгрии и Польши, тоже в дефиците. У наших транспортных компаний проблемы с европейской сертификацией газовозов, а те же венгры и поляки свои машины давать отказываются – они и так работают со 100%- й загрузкой.

Баллоны уже не спасают

Резкое подорожание газа стало настоящим шоком для наших водителей. Ведь на фоне роста цен на бензин и дизель СУГ оставался по сути единой альтернативой хоть как то экономить на топливе. Не удивительно, что потребление автогаза в Украине стабильно растет.

Пока на рынке не началась ценовая гонка, весной 2017г, баланс СУГ составлял порядка 330 тысяч тонн, что на 8% больше, чем в прошлом году. В 2016 продажи газа ежеквартально росли на 30%. В итоге объемы реализации СУГ составляют порядка 580 млн.л в квартал, что на треть больше, чем бензина и примерно соответствует продажным показателям дизельного топлива (590 млн. л).

Дошло до того, что об установке газобалонного оборудования (ГБО) задумались даже владельцы дорогих внедорожников с "прожорливыми" моторами, в частности, продавцы оборудования рассказали "Стране", что среди их клиентов много счастливых обладателей Range Rover, BMW X 5, Jeep и др. Под таких заказчиков мастера стали поставлять высококачественное ГБО из Италии по 2-3 тыс. евро.

По расчетам Куюна, ездить на газе имеет экономический смысл, если топливо стоит не дороже 15 грн./ л. То есть, сейчас рынок как раз приблизился к этой критической отметке. "Понятно, что спрос на ГБО резко упадет", – считает Куюн.

ТЦ "Психея" констатирует: окупаемость ГБО уже резко упала. Компания составила рейтинг регионов Украины, где этот показатель снижается наиболее стремительно. Лидирует в нем Сумская обл., где стоимость автогаза на момент проведения исследования составляла 13,74 грн./л, а бензина – 24,4 грн.

В тройку вошли также Николаевская и Запорожская области (13, 55 грн. и 13,42 грн./л соответственно).

Эксперты считают, что по мере дальнейшего подорожания автогаза, водителям будет выгоднее ездить на бензине. Тем более, что, как рассказал руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев, ценам на бензин в Украине пока грозит лишь один фактор – возможный рост курса доллара. Мировые же котировки на нефть, а значит, и оптовые цены на нефтепродукты, в ближайшее время будут оставаться стабильными.

Снижение продаж газа из-за заоблачных цен может стать спасением для рынка. Ведь на фоне падения спроса дефицит уменьшится, а значит, ценовой ажиотаж сойдет на нет.

Эксперты прогнозируют, что это случится уже в середине сентября. Впрочем, как долго продлится затишье, они прогнозировать не берутся.