Славянск – туристический клондайк Донбасса

Славянск – туристический клондайк Донбасса

Как сделать так, чтобы в наш город приезжали тысячи туристов?

Что известно миру о Славянске? Весна 2014 года обеспечила нашему городу широкую огласку – правда, с не лучшей стороны. Поэтому и сегодня о Славянске говорят, как о городе, откуда началась война на Донбассе.

Недавно Славянск отметил четвёртую годовщину со дня его освобождения от пророссийских боевиков. За это время городу удалось стереть внешние раны той войны: полностью восстановлена социальная инфраструктура, отстроен практически весь разрушенный жилой фонд, постепенно развивается малый и средний бизнес. Теперь пришло время думать о развитии города.

Куда, зачастую, едут украинские туристы, путешествуя внутри страны? Наверное, многие ответят так: зимой – во Львов, чтобы посмотреть на историческую архитектуру и посетить колоритные кафешки, Рождественскую ярмарку, летом – в Одессу (после аннексии Крыма именно этот город сегодня принимает основной поток «пляжных» туристов). Если нужно подлечиться, то многие скажут, что можно съездить в Миргород, Моршин, Трускавец. А кто-то поедет в Киев, дабы в очередной раз оценить столичные достопримечательности.

Но почему в этом перечне городов сегодня нет Славянска? Ведь наш город уникальный: здесь есть знаменитые солёные озёра, которые обладают лечебными свойствами. На побережье озёр раскинулся сосновый бор, который просто излучает целительный воздух. Свою руку к туристической привлекательности нашего города приложила рыночная экономика, которая «закрыла» пару десятков промышленных предприятий, тем самым сделав наш город экологически чище.

Славянск – это город, туристическая привлекательность которого очевидна. Но чтобы раскрутить бренд города-курорта, этим нужно заниматься.

Это подтверждают и заявления европейцев. Так, например, 24 июля с ознакомительным визитом Славянск посетила делегация из польского города Опочно – города, который так же, как и Славянск, широко известен своими керамическими традициями.

Мэр Опочно Рафал Кондзеля рассказал журналисту «Карачуна» о своих впечатлениях:

- Когда мой сын узнал, что я еду в Украину (в Славянск) он мне рекомендовал взять с собой … бронежилет. К сожалению, сегодня в Европе о Славянске люди знают мало. Для многих европейцев Славянск – это город, где в 2014 году началась война на Донбассе. Пора жителям Славянска сломать этот стереотип. Город должен громко заявить о своей … туристической привлекательности.

Да, да – именно так! Приехав сюда, мы увидели, что Славянск – это город с мощным туристическим потенциалом: сохранившаяся архитектура начала двадцатого века, солёные озёра, красивая природа, расположенный неподалеку Национальный природный парк «Святые горы». Всё это является потенциальным источником привлечения огромных инвестиций, которые обязательно придут сюда вместе с десятками тысячами европейских туристов. 

- Что нам нужно сделать, чтобы Славянск как можно скорее стал привлекательным городом для туристов из Европы?

- Нужно сделать так, чтобы город оброс туристическим брендом. Для этого нужно тесно сотрудничать местным туристическим агентствам с соответствующими европейскими организациями. Ведь поляк, который «загуглит» туристический маршрут в Украине, не увидит там возможности покупки тура в Славянск. Это может быть Трускавец, Львов, Одесса, Киев – но не Славянск. 

Также представителям города нужно посещать европейские туристические выставки. И тогда город «зазвучит».

На начальном этапе можно привлекать туристов даже без наличия развитой туристической инфраструктуры. Вот мы, например, увидели прекрасные возможности для развития велосипедного туризма.

В свою очередь, по возвращению в Польшу, мы постараемся с помощью средств массовой информации рассказать о том, что мы увидели в вашем городе. 

 Туристический аспект, прописанный в Соглашении об ассоциации Украина-ЕС

Европейские намерения помогать в развитии туристической отрасли закреплены также и в Соглашении об ассоциации Украина-ЕС. Так, глава 16 раздела V Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС описывает сотрудничество в области туризма, которое осуществляется для повышения конкурентоспособности туристической отрасли. 

Сотрудничество в сфере туризма базируется на трех основных принципах:

- уважение самобытности и интересов местных громад, особенно в сельской местности;

- важность культурного наследия;

- четкое взаимодействие между туризмом и защитой окружающей среды.

Сотрудничество в сфере туризма сосредотачивается на следующих направлениях:

- обмен информацией, лучшими практиками и тому подобное;

- установление стратегического партнерства между государственными, частными и общественными интересами в целях обеспечения устойчивого развития туризма;

- продвижение и развитие туристических продуктов и рынков, инфраструктуры, человеческих ресурсов и институциональных структур;

- развитие и имплементация эффективной политики и стратегии, в частности соответствующих правовых, административных и финансовых аспектов;

- обучение специалистов по туризму, а также наращивания потенциала в области туризма с целью повышения стандартов качества предоставления туристических услуг

На первый взгляд может показаться, что эти пункты не являются ничем иным, как заурядными чиновничьими штампами. А на практике в Славянске уже делаются первые шаги, которые соответствуют вышеупомянутым требованиям.

Так, недавно в Славянском городском совете состоялась предварительная презентация проекта Стратегии развития туризма и курортно-рекреационной деятельности в Славянске в условиях кризиса, возникшего в результате боевых действий на Востоке Украины. Срок реализации Стратегии – до 2027 года.

Для разработки этой стратегии Славянский горсовет нанял специалистов, которые профессионально занимаются разработкой планов развития городов.

Согласно этому документу, в 2027 году Славянск должен стать открытым и гостеприимным курортным городом, расположенным около уникальных соленых озёр – городом, который вдохновляет и развивается. Чтобы достичь этой цели, планируется максимально эффективно использовать природные, рекреационные и человеческие ресурсы, благоприятное состояние окружающей среды, а также использовать механизмы создания современной туристической инфраструктуры.

Профильные специалисты озвучили сравнительные преимущества нашего города, которыми располагает Славянск. Это, прежде всего, целебный воздух смешанного леса, уникальные соленые озёра, которые создают микроклимат, похожий на морской, лечебные минеральные воды и грязи. Важным фактором является наличие природоохранной сети: региональный ландшафтный парк «Славянский курорт» и Национальный природный парк «Святые горы», который расположен в непосредственной близости, а также транспортная доступность города.

Кроме этого, представители исследовательской компании также обратили внимание на перечень слабых сторон города. При этом было отмечено, что каждая из слабых сторон может стать дополнительной возможностью для стремительного развития региона: отсутствие привлекательного бренда города, отсутствие комплексных туристических продуктов, высокий уровень морального и физического износа объектов туристической инфраструктуры и т.д.

Славянский городской голова Вадим Лях отметил, что некоторые пункты этой Стратегии уже начинают воплощаться в жизнь:

- Это касается благоустройства озера Вейсовое, создания рекреационных зон – реконструкция парка. Такие шаги сделают наш город комфортным. Также недавно занялись сохранением исторического наследия – благоустраиваем старое кладбище, внедряем проект строительства крепости Тор в парке Шелковичный.

Мы примем и базовый документ – Стратегию, согласно которой будем двигаться и популяризировать город. Надеюсь, что этот документ будет преемственным – каждый депутатский созыв будет действовать, основываясь на утвержденной стратегии развития.

Курорт – статус, который может помочь Славянску

Стоит также учитывать, что у Славянска есть все шансы «залатать» часть бюджетных «дыр», которые образовались из-за разрушенной промышленности и высокого уровня теневой экономики. Такую возможность городу может дать солидный туристический поток. Тем более, что некоторые бюрократические процедуры уже пройдены. Напомню, что весной 2011 года Славянск получил статус города-курорта государственного значения. Это – заслуга природы, которая подарила нам лечебные соленые озёра и целебные славянские грязи.

Своими соображениями по поводу перспектив Славянского курорта поделился Славянский городской голова Вадим Лях:

- Славянскому курорту 192 года, а Славянску – 374. Фактически половина жизни Славянска связана с курортом. Славкурорт – это сформировавшийся бренд нашего города.

Курорт переживал разные времена: были и взлёты, и падения. Первый раз колоссальный "провал" Славкурорт почувствовал после развала СССР. Мы помним тогдашние задолженности по выплатам заработной платы, проблемы с коллективом и традиционным потоком отдыхающих. Это моментально сказалось на смежном бизнесе, который существовал в Славянске.

Тем не менее ситуация вскоре нормализовалась, и где-то ближе к 2000 годам начался подъём: ремонт корпусов санаториев, приезд отдыхающих из соседних регионов и даже из других стран. Тогда можно было предположить, что уникальность грязелечебницы будет давать беззаботную и финансово независимую жизнь в будущем.

Теперь вооруженный конфликт привел к тому, что мы вновь наблюдаем тотальный упадок Славкурорта.

Главное, что у нас по-прежнему остаётся целебная грязь. Наша основная задача на сегодня – сохранить и преумножить ценность Славянского курорта. Нужно, чтобы потомки нас не обвиняли в том, что мы потеряли такое богатство. Нужно возродить эту жемчужину Донбасса.

Городской совет будет владеть грязелечебницей, а предпринимателям мы предоставим инвестиционный план развития для малого и среднего бизнеса. Это будет отельно-ресторанный бизнес и розничная торговля.

Нельзя создавать отраслевых "монстров", где весь бизнес сконцентрирован на одном санатории. Нужно отдавать больше сервиса в руки малого и среднего бизнеса. Потому что при малейшем кризисе "монстры" идут на дно.

Для достижения этих целей на базе Славянского городского совета создано коммунальное предприятие, которое будет заниматься развитием курорта.

Привлекательность Славянского курорта можно развивать в различных направлениях: питьевая вода, чтоб подлечить желудок, услуги для сердечников и т.д. 

Как видим, сегодня у Славянска есть шансы встать «на рельсы» своего развития, дабы спустя несколько лет оказаться одним из тех городов, куда туристы будут заранее заказывать железнодорожные билеты, бронировать гостиницы и делиться впечатлениями на тему «как я отдохнул в Славянске». И главное, нам нужно построить такой город, куда непременно захочется вернуться. Нужно лишь двигаться «по установленному маршруту» Стратегии развития Славянска и не отклонятся в погоне за сомнительными выгодами.

Матеріалпублікується в рамках проекту «Точневідображення Угоди про асоціаціюУкраїна-ЄС в українськихмедіа». Проект реалізується за фінансовоїпідтримки Агентства США з міжнародногорозвитку (USAID) та Міністерствазакордонних справ РеспублікиПольща. Думки, виражені в ційпублікації, відображаютьвиключно точку зору автора.

Славянский городской голова Вадим Лях вручает мэру польского города Опочно Рафалу Кондзеле сувенир – керамическую картину с изображением исторических достопримечательностей Славянска