Сокращение штрафов за "тень" и смерть резюме. Что у Зе подготовили для наемных работников

Вместо уголовного наказания - сокращение штрафов в 5 раз

ВР поддержала за основу в первом чтении законопроект 1233, который существенно уменьшает штрафы за зарплаты "в конвертах" для бизнеса. За некоторые нарушения недобросовестные работодатели отделаются одним лишь предупреждением. Автор инициативы, глава налогового комитета Рады и нардеп от "Слуги народа" Даниил Гетманцев считает, что "драконовские" штрафы только стимулируют коррупцию в органах власти. Об этом сообщает NEWSONE.

На этом новшества для рынка труда не закончились: министр Кабмина Дмитрий Дубилет анонсировал введение электронной трудовой книжки вместо обычной бумажной.

Удастся ли такими методами вывести зарплаты украинцев из тени, и какими будут последствия для наемных сотрудников?

 Вместо уголовного наказания – сокращение штрафов в 5 раз

Недавно Кабмин увеличил количество оснований для того, чтобы штрафовать работодателей. А в одном из законопроектов даже прописали уголовную ответственность за невыплату налогов с зарплат сотрудников, штрафы до 4 миллионов гривен, исправительные работы. Работодателям угрожали лишением регистрации, права водить авто и охотиться, выезжать за границу.

Но теперь отношение власти к "черным" работодателям в корне изменилось. Согласно законопроекту, если человека допустили к работе без оформления, или незаконно устроили на неполное рабочее время, работодатель отделается только письменным предупреждением. За повторное нарушение в течение года оштрафуют на 4 минимальные зарплаты (16 690 гривен). Для сравнения, сейчас не только за второй, но и за первый прецедент штрафуют на 30 минималок (125 190 гривен).

За выплату меньшей зарплаты, чем было оговорено, или увольнение тех сотрудников, которых мобилизовали в армию, оштрафуют на две минзарплаты вместо нынешних 10.

За недопуск к проверке сейчас штрафуют на 100 минзарплат (417 300 гривен). В случае принятия законопроекта, штраф будет более чем в 10 раз мягче: он составит до 33,3 тысяч гривен.

В пояснительной записке идет речь о том, что штрафы стали катастрофичны для работодателей: они превратились в рычаг для рэкета со стороны недобросовестных контролеров. А для малого и среднего бизнеса они вообще означали банкротство. Из-за этого, по мнению авторов законопроекта, в Украине остановилось предпринимательство.

Впереди еще второе чтение законопроекта. Если голоса найдутся, закон вступит в силу на следующий день после публикации.

К чему может привести принятие законопроекта 

Похоже, что это ослабление после ряда ужесточений. Ранее Гетманцев в интервью одному из СМИ заявил, что физлицам-предпринимателям на третьей группе налогообложения нужно запретить предоставлять услуги, так как такая схема дает уклонение от налогов при выплате зарплат через ФЛП.

"Чтобы это нельзя было использовать при выплате зарплат, например, убрать услуги, оставить только торговлю и производство... Я не вижу проблем для государства в этом", – говорил он.

После того, как общественность стала выражать возмущение, Гетманцев пошел на попятную. Он написал в своем Facebook, что СМИ все перекрутили и неправильно поняли, а ФЛП никто пока не собирается лишать права предоставлять услуги. Но нужны предохранители, которые не позволят крупному бизнесу избегать уплаты налогов. Какие – неизвестно.

Если соотнести две эти инициативы Гетманцева, то похоже, что одна должна была смягчить эффект от другой. Если бы ФЛП принудительно переводили на трудовые договора, как это пыталось сделать еще правительство Порошенко, вводя критерии для определения трудовых взаимоотношений, многие работодатели перешли бы на "теневую" зарплату. При масштабной "тенизации" столь высокие штрафы действительно могли бы привести к закрытиям бизнеса.

А учитывая, что с 1 октября украинцы обязаны под страхом финансового наказания применять регистраторы расчетных операций и выдавать чеки, тотальная "либерализация" от "Слуги народа" могла поставить крест на малом предпринимательстве. Кроме того, обязанность выдавать чек поставила под угрозу формат наложенного платежа для продажи товаров, ведь он не предусматривает выдачи чеков. Крупные предприниматели уже говорили о том, что эта норма будет мешать им работать в Украине.

Но, каким бы ни казался на первый взгляд мягким данный законопроект, он может привести к печальным последствиям для украинской экономики. Весьма вероятно, что бизнес попросту начнет злоупотреблять добротой государства. Штрафы действительно большие, но полная их минимизация может привести к тому, что работодателю будет выгоднее вообще людей не оформлять людей и не платить налогов. Штраф он или не заплатит (просто получит предупреждение), или "отобьет" его в несколько раз. Получается, "черные работодатели" будут продолжать нарушать закон.

Защитники инициативы вспоминают признание чиновников Гоструда о том, что предприниматели избегают оплаты штрафов в 95% случаев. Тем не менее, они остаются высокой мотивацией к налогообложению: за прошлый год штрафы привели к увеличению поступления налогов в госбюджет на 1,3 миллиарда гривен. Получается, принятие закона грозит финансовыми потерями для казны.

В Главном научно-экспертном управлении также сомневаются, что законопроект действительно призван защищать права бизнеса.

"Угроза платить такие "слишком большие" штрафы существует только для нарушителей законодательства. Добросовестные, законопослушные работодатели, которые действуют в рамках законодательства и не нарушают законные права наемных работников, не будут платить указанные штрафы", – написали в экспертном выводе.

Что меняется для наемного работника

Во-первых, с большой долей вероятности работник, которого мобилизовали в армию, потеряет свое место. Ранее работодатель должен был бы заплатить за его увольнение 41 тысячу гривен штрафа, что останавливало его от подобного решения. Сейчас же штраф составит немного более 8 тысяч гривен. Это, конечно, слабый предохранитель.

Во-вторых, можно предположить, что при снижении штрафов у украинцев будет меньше рычагов давления на недобросовестного работодателя. Даже сейчас на крупные компании подают мало жалоб, понимая сложность борьбы против финансовых гигантов. После принятия закона эта битва станет заранее проигранной. Практика показывает, что контролеры на предприятиях почти не могут обнаружить и доказать правонарушения, если с ними не сотрудничает работник, так что и эти проверки могут потерять эффективность.

То, что украинцев станут реже официально трудоустраивать, означает отсутствие у граждан пенсии. Чтобы выйти на пенсию в 60 лет, нужно иметь 35 лет стажа. Нетрудоустроенный работник не защищен также в случае производственного травмирования, болезни, не получит выплаты по беременности и родам. Из-за низкого дохода по месту работы у получателя "серой" зарплаты могут возникнуть проблемы с получением банковского кредита.

Об этом говорят и в Главном научно-экспертном управлении. Там подчеркивают, что нетрудоустроенный работник несет несравненно больший риск, по сравнению со своим работодателем. Он бесправен относительно режима работы, у него нет гарантий.

"Нельзя говорить, что ответственность за указанные правонарушения является нарушением законных интересов работодателей, о чем говорится в названии проекта, поскольку законные интересы одних лиц не могут заключаться в нарушении прав других лиц... Если и будет положительный эффект для бизнеса, то, прежде всего, за счет снижения уровня гарантий трудовых прав работников... что, на наш взгляд, не в полной мере согласуется с определением Украины, в частности, как социального государства (ст. 1 Конституции Украины)", – пишут эксперты.

Поэтому эксперты хотели вернуть инициативу на доработку. Вывод парламентского комитета, кстати, намного позитивнее. Его возглавляет Галина Третьякова, нардеп из "Слуги народа".

Не штрафами едиными: как бороться с "тенью"

Эксперты предлагают альтернативу: сделать уменьшение штрафов не столь кардинальным и распространить его только на субъектов малого бизнеса, а не на всех предпринимателей. А в госинспекции по труду NEWSONE.ua рассказали, что штрафы, наоборот, нужно увеличивать.

"Если так сильно снизить штрафы, люди еще больше окажутся в положении рабов. Наши штрафы будут несущественны и окажутся самыми маленькими в Европе", – комментирует анонимный госинспектор.

Действительно ли нужно менять штрафы? Гетманцев подчеркивал, что понимает – саму проблему надо решать комплексно, вводя Е-чек, сокращая серый импорт. А эксперты считают, что вместо административного давления лучше было бы усилить минимальные государственные гарантии по оплате труда и снизить ставку налогообложения. Если в мире она составляет 27%, то в Украине этот показатель превышает 40-43%. Нужно повышать производительность труда, а если речь идет о производстве – снижать его себестоимость и повышать зарплаты работникам.

"Нужен путь системных реформ, поиск точек соприкосновения государства и бизнеса. Важно устранить первопричины ухода в "тень", убрать железобетонную фискальную плиту, которая давит на предпринимателей. Иначе будет замкнутый круг: "серые" предприятия уходят в тень, а правительство увеличивает налоги на "белые" предприятия. Только после реформ нужно заниматься детенизацией и легализацией. Если же первопричины нахождения бизнеса в "тени" сохранятся, он там и останется", – говорит NEWSONE.ua финансовый аналитик Алексей Кущ. 

Лучше, чем штрафы, бороться с "тенью" может помочь также электронная трудовая книжка. Детальная и легко доступная онлайн информация о работнике, его должности, зарплате, уплачиваемых налогах и о взносах в Пенсионный фонд помогла бы выявить плательщиков "серых" зарплат, и тех, кто не делает отчислений на пенсию своих работников. Это позволило бы обойтись без специальных проверок, которые чреваты коррупцией. Также цифровизация данных защитила бы работодателей от некомпетентных работников, которые подделывают записи о месте и стаже работы.

Смерть резюме 

Министр Кабмина Дубилет анонсировал, что уже в этом году Украина откажется от печатных трудовых книжек. Вместо этого информацию будут хранить в электронном виде. Справку о трудовом стаже, заверенную электронной цифровой подписью, можно будет получить онлайн. Она будет защищена QR-кодом, так что подлинность будет легко проверить.

Это далеко не новшество. Пенсионный фонд еще четыре года назад анонсировал введение электронных трудовых книжек. Сервис должны были запустить осенью 2017. Электронную трудовую книжку хотели интегрировать с Реестром застрахованных лиц. В него должны были внести данные о должности работника. Бумажные трудовые книжки со стажем до 2000 года, правда, планировали все равно хранить.

Но законопроект так и не допустили на голосование, да и на комитетах его не рассматривали. Озвучивалась также идея выдать работникам ID-карточки вместо трудовых, но и тут дальше разговоров не зашло. В России тем временем, электронизация трудовых идет полным ходом. Минтруда подсчитало, что на это необходимо около 500 миллионов рублей.

Возвращение к инициативе позитивно, говорят юристы. Институт трудовой книжки уже давно отходит, так как обязательства работодателя по зарплате и соцпакету указываются в трудовом договоре. Можно будет дистанционно получать отметки, станет легче трудоустраиваться. На собеседовании можно будет открыть электронную трудовую, в то время как физическую трудовую нельзя забрать с места работы. Данные о стаже будут подлинные, а резюме, в которое можно вписать что угодно, перестанет интересовать работодателя.

Кроме того, работодателям больше не придется хранить трудовые у себя. Для крупных предприятий это означает снижение расходов на склады и охрану.

"Трудовые книжки все еще остаются в силе, хотя министр социальной политики Украины Андрей Рева говорил, что они ничего не значат. Хорошо, что их наконец отменяют и создают электронный реестр. Это позволит изменить порядок формирования и хранения личных дел, отказаться от папок со скоросшивателями и перейти к диджитализации", – рассказывает NEWSONE.ua управляющий Bires Law Firm Роман Шахматенко.

Сколько ждать электронную трудовую

Есть, конечно, и подводные камни такой трудовой. При увольнении в трудовую вносят данные о причинах, которые могут быть не отображены в электронном реестре. Возможно, украинском будет легче скрыть свои проколы. Но и этот аспект решаем: работодатели могут спрашивать рекомендации с предыдущих мест работы.

Второй фактор состоит в риске низкой сохранности данных в сети Интернет и возможности взлома. С другой стороны данные о трудовом стаже и так находятся в Пенсионном фонде, а сохранность физической трудовой ненамного выше.

Третий фактор: при переносе могут быть допущены ошибки. С другой стороны, ошибки бывают и в физических трудовых, и исправить их можно, сообщив в Пенсионный фонд. Это просто, так как работодатель все равно каждый месяц будет подавать данные о каждом работнике.

Самый серьезный аспект – длительность перехода на трудовые. Трудно предположить, сколько записей в среднем в одной трудовой книжке. Но у работников некоторых отраслей место в ней заканчивается еще до достижения 30-летнего возраста. Предположим, у человека около 15 записей в трудовой. Трудоспособного населения, по предварительным подсчетам, около 19 миллионов граждан. Получается, необходимо будет перенести до 300 миллионов записей. Сложно представить, сколько на это нужно будет времени.

Кроме того, многие работодатели и украинцы не готовы к такому переходу. В некоторых регионах уровень компьютеризации очень низкий. Львиная доля украинцев и так не знает, как работать с электронными подписями, а для внедрения инициативы такая подпись должна быть у каждого.

Необходимо еще дождаться законопроекта. Но юристы рассказали NEWSONE.ua, что не советуют в случае успеха инициативы сразу же отказываться от бумажных трудовых книжек. Лучше всего еще некоторое время дублировать записи. Тем более, что, согласно заявлению Дубилета, письменные трудовые запрещать не будут.

Снижение штрафов для недобросовестных работодателей угрожает еще большей "тенизацией" экономики и ухудшением соблюдения прав наемных работников. А вот цифровизация трудовых книжек, которую предлагают в Кабмине, может стать эффективным способом выявления "тени". Правда, есть сомнения, что ее удастся внедрить в ближайшее время.