Донбасс европейский

Сортировка ТБО в Славянске: рай для бездомных или шаг в сторону цивилизации?

Донбасс европейский, 22 февраля 2018г, 18:04 0 комментариев


   1 января 2018 года вступили в силу изменения в Закон Украины «Об отходах», за которые Верховная Рада проголосовала еще в 2012 году. 

   В вопросах обращения с отходами основную роль играет Соглашение об Ассоциации Украина-ЕС. В нем говорится, что сотрудничество с ЕС в сфере отходов открывает возможности для поиска источников финансирования, экспертной и технической помощи. Соглашение об Ассоциации также предусматривает приближение украинского законодательства к стандартам Евросоюза.

   Речь идет, прежде всего, о директивах, которые Украина должна имплементировать.

   Это директива об отходах от 2008 года, директива о захоронении отходов 1999 года и директива 2006 года о управления отходами добывающей промышленности. Они являются рамочными и определяют требования к местам для захоронения твердых бытовых отходов. То есть, к свалкам и полигонам.

   Соглашение об Ассоциации важно, как стимул для имплементации законодательства, улучшение качества свалок и вообще уменьшение количества отходов, которые в них попадают.

   Сегодня граждане Украины должны выполнять предварительную сортировку мусора, местные власти – обеспечить населенные пункты контейнерами для разных фракций бытовых отходов. За нарушение этих требований обещают взимать солидные штрафы – как с населения, так и с органов местного самоуправления.

   Но, как видим, с начала 2018 года пока ещё ничего не изменилось: количество мусорных контейнеров во дворах Славянска осталось прежним, а жители города по-прежнему выбрасывают бытовые отходы в один пакет (ведро)…

   Чтобы узнать о положении дел с раздельным сбором мусора в Славянске, журналист «Вістей» пообщался с директором профильного предприятия славянского КАТП Константином Водопьяновым.

   - Как в Славянске на сегодняшний день обстоят дела с раздельным сбором мусора?

   - После того, как в Славянске был закрыт полигон по складированию твердых бытовых отходов, мы заключили договор на захоронение отходов на полигоне в Краматорске. Этот полигон оснащён сортировочной линией, а, значит, весь мусор сортируется уже на месте.

   Правда, закон требует раздельного и сбора мусора. Но процесс полного перехода к раздельному сбору мусора достаточно затратный: нужны ресурсы – деньги и время.

   Вот представьте: у каждого дома должно стоять четыре отдельных ведра: для сбора стекла, бумаги, пластика и органики. Соответственно КАТП должно установить вместо двух существующих (а в некоторых случаях и одного) мусорных контейнеров – четыре! 

   Более того, нельзя одной и той же машиной собирать различные типы твердых бытовых отходов. Соответственно, и автопарк предприятия также придётся расширять. 

   Это сложно. Но мы должны к этому прийти. Весь цивилизованный мир уже давно сортирует мусор. 

   Какие попытки решения «мусорной» проблемы предпринимались в Славянске?

   Попытки разумного обращения с твёрдыми бытовыми отходами в Славянске предпринимались давно. В конце 2003 года Славянск попал в пилотный украинско-французский проект TACIS. И уже в 2004 году Европейским Союзом вместе с Донецкой облгосадминистрацией в Славянске был внедрен проект программы TACIS по раздельному сбору твердых бытовых отходов. Из бюджета Европейского Союза были выделены средства на приобретение 100 контейнеров общей стоимостью 100 тысяч евро, а также на приобретение специального автомобиля для перевозки отходов стоимостью 86 тысяч евро. Тогда не обошлось без финансового участия городского бюджета. Деньги славянских налогоплательщиков потратили на строительство и оборудование 50 специальных площадок для контейнеров. 

   Во многих дворах установили спаренные контейнеры: один из них был предназначен для бумаги, пластика и металла, другой – для стекла. В то время в Славянске проводилась активная информационная кампания, направленная на разъяснение важности правильной сортировки мусора. Помню, как на уроках экологии в лицее нас обучали правильно «выносить мусор». Даже была подготовлена специальная раздаточная литература, ориентированная на детей. В этих книжечках мы, ученики школ и лицеев, могли увидеть, что может получиться, например, из нескольких тысяч консервных банок. Тогда я и узнал, что мусор можно перерабатывать до такой глубины: тысячи консервных банок + несколько этапов обработки = новый автомобиль. 

   Параллельно с этим вблизи соседнего Краматорска начиналось строительство мусороперерабатывающего завода. А в Славянске (на территории бывшего «Керамкомбината») местные бизнесмены смонтировали линию по переработке пластиковых бутылок. Однако в 2006 году в Славянске поменялась местная власть, и проект по раздельному сбору мусора почему-то «заглох». А в канун парламентских выборов 2012 года, когда на нашем мажоритарном избирательном округе в народные депутаты баллотировался сын премьер-министра, эту линию показательно запустили: якобы, благодаря Алексею Азарову. 

   С тех пор о линии по переработке пластиковых бутылок больше никто ничего не слышал... 

   Сегодня о планах внедрения проекта TACIS напоминают разве что мусорные контейнеры, которые теперь, по сути, выполняют функцию «памятников». Ведь даже те горожане, кто добросовестно сортировал мусор, уже не могут себе позволить выбросить бутылку в нужный контейнер – баки заполнены под завязку и уже давно не высвобождаются.

   А как в Европе решают проблему утилизации твердых бытовых отходов? Информацию об этом журналисту «Вістей» предоставил аналитик Информационной кампании «Stronger Together» Виталий Горобец. 

   Каждый из 500 миллионов жителей Европейского Союза в рамках отходов домохозяйств в среднем генерирует полтонны бытового мусора в год. Всего ЕС производит около 3 миллиардов тонн отходов в год – 40% из этого повторно используется или идет на переработку.

   При этом сфера обращения с твердыми бытовыми отходами и перерабатывающая индустрия в ЕС имеет оборот 137 миллиардов евро, что немного больше 1,1% всего ВВП. Вместе эти сферы создают 2 миллиона рабочих мест. И в случае, если страны-члены ЕС будут перерабатывать 70% их отходов, это позволит создать еще 500 тысяч новых рабочих мест в рамках Евросоюза.

   Такой подход Европейского Союза к утилизации отходов разработан примерно 30 лет назад. Он построен на ряде конкретных планов и законодательной Директиве, которая является основой политики ЕС по отходам, направленной на уменьшение негативных последствий для здоровья граждан и окружающей среды, а также построения энергетически- и ресурсно-эффективной экономики.

   Эта Директива требует от стран-членов ЕС перерабатывать 50% муниципальных отходов и 70% строительных отходов до 2020 года. Доля поступающих на свалки отходов должна быть сокращена до 30%, а сжигание – до 20% в масштабах ЕС. А к 2050 году на переработку должно идти до 100% отходов! В настоящее время около 40% отправляется на свалки, 40% перерабатывается или компостируется, а остальное сжигается.

   Лидерами по переработке мусора являются Германия, Нидерланды и Австрия, где перерабатывается около 70% отходов. Швеция, Дания, Бельгия и Люксембург имеют более низкие показатели.

   Также важную роль в процессе обращении с отходами играет «7-я Программа действий по охране окружающей среды», которая будет определять политику в этом направлении до 2020 года и задаст стратегические ориентиры до 2050-го года.

   Благодаря такой постановке долгосрочных целей и, соответственно, эффективности действий органов ЕС, пропорции мусора, идущего на переработку, увеличиваются, а того, что идет на свалки, – уменьшаются. Негативное влияние свалок на окружающую среду минимизируется, больше энергии добывается благодаря сжиганию отходов. Вредные отходы вместе с незаконными свалками контролируются жестче.

   В то же время каждая страна ЕС имеет собственные превентивные программы обращения с отходами. Вот несколько примеров.

   «Национальная индустриальная программа симбиоза» (Великобритания, которая выходит из состава ЕС, но имеет соответствующее законодательство и правила обращения с отходами)

   Эта программа создала рынок, который объединяет тех, кто производит отходы, и тех, кто может их использовать и готов за них максимально платить. Например, преобразование отходов с пастбищ – в электроэнергию, жирные кислоты – в биодизель и т.д. Подсчитано, что Программа добавляет экономике Соединенного Королевства дополнительные 3 миллиарда евро.

   «Инициатива Eco-Point» (Италия)

   Сухие продукты питания продаются в супермаркетах с распределительных аппаратов, что позволяет избежать упаковки и покупать столько, сколько нужно покупателям. Это не только хорошо для них, но также экономит деньги на таре от 10 до 70%. Подсчитано, что 30 «Эко-точек» в Италии и Швейцарии предупреждают использования примерно 1 миллиона пакетов в год. Как известно, данная инициатива применяется и в Украине в гипермаркетах и на простых рынках.

   «Венская программа по предупреждению отходов» (Австрия)

   «Фишка» этих программ в том, чтобы тратить бюджетные деньги на «зеленые» продукты и услуги, помогая маленьким фирмам становиться более эко-эффективными, продвигать идею повторного использования продукции. Результатом является то, что люди могут покупать товары, бывшие в употреблении, предупреждая образование около 1000 тонн отходов ежегодно. Около 400 тонн товаров ежегодно ремонтируется в местных сервисных центрах, а эко-эффективные советы помогли бизнесу сэкономить 34 миллиона евро с 1998 года и предупредить возникновение более чем 100 000 тонн отходов.

   По словам министра экологии и природных ресурсов Остапа Семерака, переработка отходов должна стать прибыльным бизнесом. Тем более что желающих инвестировать в переработку твердых бытовых отходов в Украине много. Безусловно, министр прав. И в этом вопросе даже не стоит заглядывать в далёкое будущее. Уже сегодня множество предпринимателей Славянска готовы платить большие деньги в бюджет, лишь бы их «пустили» на городские полигоны ТБО. Ведь именно там «валяется» дорогой пластик, бумага, стекло… И это притом, что сортировка и переработка ТБО – это бизнес, который кроме прибыли предпринимателю и создания рабочих мест в регионе, также дает нам экологическую безопасность. 

   Требования ЕС

   Директивы 1999/31/EC и 2008/98/EC по обращению с мусором предусматривают четкую последовательность действий с отходами, классифицируют мусор, ставят стратегическую цель сократить количество отходов, которые вывозятся на полигоны.
Согласно европейским нормам, пригодные для повторного использования отходы должны отправлять на соответствующие предприятия. Безопасные – отвозить на полигоны ТБО, а с опасными отходами проводить необходимые для обезвреживания операции.

   При этом на обычные свалки не должны попадать отходы, которые разлагаются биологическим путем.

   Правда, по факту, украинские реалии пока ещё далеки от цивилизованной системы обращения с отходами. О том, что нужно делать, чтобы свалки исчезли, а бытовые отходы перестали быть угрозой для окружающей среды и людей, рассказала эксперт в вопросе обращения с отходами Анна Таранцова:

   - Нужно выбросить на помойку, простите за каламбур, все существующие законопроекты и следовать принятому плану имплементации европейских директив, которые Украина обязалась имплементировать в рамках Соглашения об ассоциации (в частности, Рамочной Директивы 2008/98 / ЕС об отходах и Директивы 1999/31 / ЕС о захоронении отходов). На ее основе Стратегии с обращения с отходами создать новый закон "Об отходах", как того требует План имплементации Директивы 2008/98 / ЕС об отходах.

   Если новый закон об отходах действительно разработают на основе духа и буквы директив ЕС и на базе Стратегии обращения с отходами, то он не будет содержать ни налога на упаковку, ни "зеленого тарифа" на сжигание, а базироваться на иерархии обращения с отходами, принятой в ЕС, где захоронения и сжигания – это последние операции, после повторного использования и сортировки.

   Зачем нам нужен раздельный сбор бытовых отходов? Чтобы все, что можно использовать как вторичное сырье, возвращалось обратно в экономический оборот, чтобы органику использовали для компостирования и чтобы для сжигания не оставалось почти ничего,
– комментирует Анна Таранцова.

   Сортировка ТБО в Славянске: реалии

   Директор КАТП Константин Водопьянов считает, что сортировка ТБО в Славянске сыграет на руку бездомным, которые сегодня активно зарабатывают на жизнь с помощью … мусора:
 
   - Обеспечить сортировку ТБО в принципе не так и сложно. Но только этот шаг является полумерой. Знаете, кто от этого выиграет? – Бездомные. 

   Сегодня они являются «бизнес-санитарами» мусорных контейнеров во дворах: стекло, бумага, пластик, полиэтилен – всё это они выгребают из контейнеров раньше, чем приезжают мусоровозы. Затем они моментально продают вторсырьё в местах его приёма. А город остаётся не у дел.

   Выходит, что мы просто облегчим им работу: им не нужно будет копошиться в контейнерах в поисках пластика, стекла, ж/б или бумаги – для них всё уже будет разложено по отдельным контейнерам.

   На прошлой неделе начальник отдела экологии Славянского городского совета Лариса Соловей презентовала общественности Национальную стратегию управления отходами в Украине до 2030 года. Во время презентации она озвучила устрашающую статистику:

   «Несмотря на то, что за последние 20 лет численность населения Украины постоянно сокращается, объемы бытовых отходов увеличиваются. Показатель образования отходов в Украине в среднем составляет 250-300 килограммов в год на человека и имеет тенденцию к росту.

   Доминирующим способом обращения с бытовыми отходами остается их вывоз и захоронение на полигонах и свалках. В 2016 году только 5,8 % образованных бытовых отходов переработано. Это значит, что остальные отходы (около 94 %) размещены на полигонах и свалках, которых по состоянию на 2016 год в Украине насчитывалось 5470. По экспертным оценкам, более 99 % функционирующих полигонов не соответствуют европейским требованиям. Как правило, вследствие недостаточного уровня контроля или отсутствия надлежащей системы обращения с бытовыми отходами, по официальным данным, ежегодно образуется более 27 тысяч несанкционированных свалок.

   Чрезмерная зависимость от захоронения бытовых отходов не может дальше быть основой обращения с бытовыми отходами в Украине. Кроме того, подписанное в 2014 году Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС требует от Украины немедленных и решительных шагов для внедрения европейских стандартов в соответствующей сфере».

    ЕС ставит перед собой амбициозную задачу – собирать к 2030 году раздельно практически все твердые бытовые отходы и использовать их опять в экономическом цикле.

   А Украина находится на старте цивилизационного пути по раздельному сбору мусора. Но у нас при этом есть огромный плюс – это опыт некоторых стран Европейского Союза, которого у самих европейцев не было. Куда проще ориентироваться по тому, как уже кто-то набил себе «мусорные» шишки. 

   Славянску, чтобы перейти на раздельный сбор мусора недостаточно просто оснастить все дворы соответствующими контейнерами, закупить необходимую транспортную технику и т.д. Чтобы добиваться сортировки по факту, а не «на бумаге», нужно вновь проводить масштабную разъяснительную работу по поводу того, насколько важно правильно обращаться с отходами.

   Близкий пример

   Мой студенческий друг живёт в Покровске (бывший Красноармейск). По окончанию университета он купил пресс для пластмассовых бутылок и организовал небольшой, но достаточно прибыльный бизнес: в одном из складских помещений он организовал своеобразную базу вторсырья, которая специализируется на ПЭТ-бутылках. Туда ему мешками приносили пластиковые бутылки, за которые «поставщики» получили оговоренную плату. Затем друг-предприниматель их спрессовывал, формировал в тюки и продавал на заводы переработки в Харьков или Днепр. В зависимости от цвета бутылки формировалась и цена: тёмные – дешевле, светлые – дороже.

   Внимание – вопрос: кто мешает организовать такую же деятельность в масштабах всего города? Думаю, предприниматель будет готов инвестировать в инфраструктуру этого бизнеса: покупка и установка мусорных контейнеров, закупка транспорта и обеспечение вывоза сортированных отходов. А там, гляди, и горожан можно будет дополнительно стимулировать: сортируешь мусор – не платишь за его вывоз, не сортируешь – плати...

   Матеріали публікуються в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа». Проект реалізується за фінансової підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Думки, виражені в цій публікації, відображають виключно точку зору автора(ів).








Похожее