Воздушные ворота Славянска закрыты до лучших времен

Воздушные ворота Славянска закрыты до лучших времен

Но не торопитесь списывать аэропорт в утиль

Сейчас даже не верится: в конце семидесятых годов прошлого века я, студент одного из донецких ВУЗов, иногда добирался в Донецк (и обратно) на … самолете. Тогда, напомню, в Славянске работал пусть и небольшой, но действующий аэропорт гражданской авиации.

Регулярные пассажирские авиарейсы по маршруту «Славянск – Донецк – Славянск» в то время выполнял малопривлекательный внешне самолет АН-2 (широко известный в народе, как «кукурузник»). Его порой швыряло из стороны в сторону порывами ветра, лететь в нем было не совсем комфортно. Зато дорога до областного центра занимала не более получаса (вместе с взлетом и посадкой). И стоило это удовольствие всего 3 рубля…  

Для сравнения: билет на автобус класса «мягкий» от Славянска до Донецка в то время стоил 2 рубля 11 копеек (по студенческому билету – вдвое дешевле). При стипендии в 40 рублей…

Позже регулярные авиарейсы в шахтерскую столицу почему-то отменили (наверное, было не так много желающих добираться в областной центр на самолете). Потом на протяжении нескольких лет прописанные к славянскому аэропорту самолеты Ан-2 выполняли функции воздушного такси: катали по небу всех желающих (в основном – по выходным дням). Спрос на эту развлекательную услугу имелся: были желающие посмотреть на родной город и его окрестности с высоты. К тому же, в лучшие годы до аэропорта ходил рейсовый автобус. 

Аэропорт… Не улетаю…

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается… Для славянского аэропорта тоже наступили «иные времена». Поворотный момент: переподчинение от Министерства гражданской авиации – Министерству высшего образования.

После этого аэропорт выполнял свои функции в «урезанном» варианте:   

1) как авиабаза для малой сельской авиации;

2) как учебная база для студентов славянского колледжа НАУ. 

В 2013 году руководство донецкой шахты им. Засядько (собственник агрофирмы «Шахтер»), которая в славянском аэропорту содержала и обслуживала четыре АН-2, решило продать свои ставшие ненужными «кукурузники»… 

Таким образом, студенты славянского колледжа НАУ лишились возможности в реальном времени («вживую») изучать и наблюдать работу авиамехаников, заправщиков, специалистов по авиационной электронике и.т.д.  

Сегодня аэропорт в Славянске имеет ту же «крышу», что и Славянский колледж Национального авиационного университета (бывшее САТУ) – Министерство образования и науки Украины. И теперь он имеет «приземленный» статус» – учебный аэропорт Славянского колледжа Национального авиационного университета.  

Журналист «Карачуна» на днях побывал в аэропорту.

Аэропорт – звучит гордо, а на самом деле…

От реального аэродрома в Славянске осталась только улица в Черевковском микрорайоне с одноименным названием – Аэродромная. До учебного аэропорта улица не дотягивает всего пару сотен метров. Здесь маршрутка № 21-А поворачивает в сторону улицы Смольная.

Асфальт заканчивается, и начинается старая, но добротная брусчатка, которая ведет к аэропорту. Раньше даже с подъездной дороги можно было видеть авиационную технику: самолеты, вертолеты, топливозаправщики… Теперь видны лишь ангары, вышки. Авиатехнику и строения скрывает густой разросшийся сад.

… Щит с надписью «Учебный аэропорт», шлагбаум – все, как на режимном объекте. «Ныряю» под шлагбаумом, прохожу на территорию. Учуяв чужака, навстречу выбегают несколько собак. Но лают, скорее, «для звоночка», и вскоре дружелюбно виляют хвостами. 

Ищу глазами своего «экскурсовода» – заведующего учебно-производственными мастерскими учебного аэропорта Михаила Юрьевича Ушаткина, с которым предварительно договаривался о встрече, и попутно разглядываю территорию. 

Сразу бросаются в глаза старые здания аэропорта. Нахожу даже остатки здания, так называемого, аэровокзала. Вижу что-то наподобие диспетчерской: отсюда, судя по всему, встречали и провожали в полет самолеты. 

Далее экскурсию продолжаю в сопровождении Михаила Ушаткина. Первым делом, понятно, мы идем к самолетам-вертолетам. Вернее – к тому, что от них осталось.

Здесь «припарковались» (думаю, навсегда) несколько «кукурузников». Однако не они привлекают внимание, а их более крупногабаритные собратья: Ан-24, АН-12. Рядом с ними на поле – красавец шестидесятых годов самолет ЯК-40. Отдельно стоят несколько вертолетов МИ-8. Рядом – автомобили-топливозаправщики. 

Вся авиатехника, понятно, в нерабочем состоянии. Хотя все самолеты и вертолеты в свое время приземлились здесь «своим ходом». Но было это давно. Ну, очень давно! И потому техническое состояние большинства этих самолетов-вертолетов-автомобилей можно охарактеризовать одним словом – хлам. 

Насколько эта авиатехника пригодна сегодня в качестве учебных пособий? Лично я об этом судить не берусь. Но, как экспонаты музейные – годятся вполне! Это же настоящий музей авиатехники советского периода под открытым небом! 

В ангарах – «живая техника»

- Пойдемте к ангарам, я покажу вам технику, которую еще можно реанимировать, – предлагает Михаил Ушаткин.

В самом большом ангаре – вертолет МИ-8. Он частично разобран. Поднимаюсь в салон (довольно просторный!), заглядываю в кабину пилотов, мысленно представляю себя в качестве пассажира... Да, на этом «экспонате» уже можно практиковаться будущим авиамеханикам.

В следующем ангаре – еще более интересный экземпляр: двухместный легкомоторный самолет ЯК-52 (так называемый, ДОСААФовский). На фюзеляже надпись – «Маэстро».

- Не удивляйтесь: этот самолет нам передал Краматорский авиаклуб им.Леонида Быкова. Они его и разрисовали «в тему», – объясняет Михаил Ушаткин. 

- А его можно поднять в небо?

- Если этот самолет разобрать и в коробках отправить на завод на техническую подготовку, то после этого на нем можно будет летать. 

- Но есть вопрос: с какого аэродрома самолет будет взлетать? Например, наш аэродром можно использовать по своему прямому предназначению? Кстати, что-то не видно взлетно-посадочной полосы – заросла травой?

- На нашем аэродроме две взлетно-посадочные полосы. Их можно быстро привести в рабочее состояние. Да, они грунтовые, но свои функции выполнять могут. Кстати, аэродром в Славянске до сих пор есть на всех летных картах. 

Авиатехники без работы не останутся

При взгляде на рекламный щит для абитуриентов, где есть куча ныне «модных» специальностей (экономика предприятия, учет и аудит, маркетинг, разработка программного обеспечения и.т.д.), невольно возникает вопрос: а осталось ли место для традиционных авиационных специальностей, чем всегда славилось САТУ? 

Этот вопрос я задал начальнику колледжа Сергею Александровичу Завгороднему.

- Примерно половина специальностей, по которым у нас обучаются студенты, связаны с авиационным профилем. Мы готовим бакалавров и младших специалистов, прежде всего, для гражданской авиации, – уточнил С.А. Завгородний.

- В лучшие годы, когда «САТУшники» шли на занятие, колонна растягивалась на сотни метров. Теперь, судя по всему, ситуация иная…

- Вы вспоминаете тот период в истории нашего учебного заведения, когда здесь обучалось две с половиной тысячи курсантов. Теперь у нас не курсанты, а студенты. В настоящее время в колледже обучаются 390 студентов на дневном обучении, и 30-40 человек – на заочном. 

- Есть проблемы с трудоустройством выпускников славянского колледжа?

- Как и везде… Проблемы с трудоустройством наших выпускников начались после событий 2014 года. Донецкий, Симферопольский аэропорты, Луганский авиаремонтный завод – туда традиционно направлялись на работу наши выпускники. Теперь ищем новые предприятия гражданской авиации Украины. Аэропорты работают, самолеты летают (карантин когда-то ведь закончится!). Для обслуживания сложной авиационной техники нужны квалифицированные специалисты. Поэтому наши выпускники все равно будут востребованы.