В чем суть медицинской реформы, которую Рада поддержала в первом чтении

Согласно проекту медицинской реформы, государство будет покрывать 100% стоимости полученной пациентом экстренной медицинской помощи

Верховная Рада 8 июня в первом чтении проголосовала за медицинскую реформу – одно из важнейших изменений для Украины.

Незадолго до этого, 2 июня, Национальный Совет реформ поддержал реформу медицины и рекомендовал Верховной Раде Украины определить пациентские законопроекты Минздрава как безотлагательные.

Законопроекты, запускающие медицинскую реформу, парламент должен был рассмотреть еще 18 мая, но тогда Рада проигнорировала их – в сессионном зале не хватило голосов для их включения в повестку дня.

Новое Время узнало, в чем заключается суть медицинской реформы, запуска которой ожидают в ближайшие годы.

Принцип "деньги ходят за пациентом"

Медицинская реформа предполагает внедрение принципа "деньги ходят за пациентом", то есть государство будет платить больницам и врачам за оказанные конкретным пациентам медицинские услуги, а не за "содержание коек". Так, за каждого пациента, который подписал с ним договор, семейный врач будет получать 210 гривен в год.

Понятие "государственного гарантированного пакета"

Медицинская реформа предусматривает внедрение понятия "государственного гарантированного пакета" – определенного объема медицинских услуг и лекарственных средств, которые государство обязуется оплачивать по заранее установленным тарифам. Тарифы каждый год будет утверждать правительство.

При этом 100% покрытия стоимости медицинских услуг и лекарств государство гарантирует

в случае получения пациентом экстренной медицинской помощи, например, при сердечном приступе, переломе, какой-либо угрозе жизни;

при получении пациентом первичной медицинской помощи у семейного врача;

при получении неизлечимыми пациентами паллиативной помощи (государство обязуется оплачивать необходимое количество обезболивающих препаратов).

Введение тарифа совместной оплаты

При частичном покрытии государством расходов на медицинскую помощь, вводится тариф совместной оплаты, который будет устанавливаться Кабмином, и за пределами которого взимание платы будет запрещено.

В случае совместной оплаты медицинские услуги могут частично оплачиваться самими пациентами, либо за счет других источников, таких как обязательная социальная медицинская страховка, добровольная медицинская страховка или средства местных бюджетов.

При этом некоторые медицинские услуги пациенты должны будут оплачивать самостоятельно (например, пластические операции для омоложения).

Создание Национальной службы здоровья

Медицинская реформа предполагает создание нового органа исполнительной власти – Национальной службы здоровья.

Минздрав предлагает, чтобы эта служба единолично выполняла функции оплаты, контроля и выбора медицинских услуг.

Эта служба должна также будет заключать договора о медицинском обслуживании населения в рамках гарантированного государством пакета с учреждениями здравоохранения любой формы собственности и физическими лицами-предпринимателями.

Постепенное внедрение государственных финансовых гарантий

Предполагается, что государственные финансовые гарантии будут внедряться постепенно: с января 2018 года на первичном уровне и до 2020 года на других уровнях.

Дополнительные финансовые гарантии для участников АТО

Медицинская реформа предполагает дополнительные финансовые гарантии государства на медицинское обслуживание для участников антитеррористической операции на Донбассе. Государство обязуется полностью оплачивать их лечение.

 Сохранение существующих льгот

Медицинская реформа предполагает сохранение уже существующих льгот в сфере медицинского обслуживания.

Кроме пакета законопроектов Минздрава есть и альтернативный пакет, который был подготовлен комитетом Верховной Рады по вопросам здравоохранения. Существует ряд различий между ними:

- В отличии от Минздрава, в профильном комитете предлагают не передавать Национальной службе здоровья функции как оплаты, так и контроля качества услуг, а разделить их.

- Комитет Рады предлагает, чтобы реструктуризацию системы медучреждений провело государство, тогда как МОЗ считает, что регулятором формирования сети медицинских учреждений должен выступать исключительно рынок.

- Проект реформы предложенный парламентским комитетом строго детализирует права и обязанности пациентов (в частности, согласно этому проекту, пациенты обязаны проходить профилактические осмотры по индивидуальному графику). Согласно проекту реформы Минздрава, пациент практически ни за что не отвечает.

- Законопроект, предложенный комитетом Рады, разделяет медицинские услуги на платные и бесплатные согласно предложенной номенклатуре. Минздрав предлагает, чтобы услуги разграничивались на платные и бесплатные по признаку необходимости и обоснованности.