Авто, имущество, жизнь: что страхуют украинцы и как повлиял карантин

Украинцы начали чаще страховать здоровье и жизнь на фоне эпидемии

В 2019 году страховой рынок в Украине был на подъеме и вырос более чем на 20%. Но в этом году нагрянул коронавирус и ситуация осложнилась. Сайт "Сегодня" рассказывает, как сейчас обстоят дела на страховом рынке, что страхуют украинцы и изменилась ли ситуация в связи с карантином.

Что украинцы страхуют чаще всего

Согласно официальной статистике Национальной комиссии по регулированию рынков и финансовых услуг, за девять месяцев 2019 года объем чистых страховых премий (плата за страхование, которую обязан уплатить тот, кто решил что-либо застраховать) вырос почти на 20%.

В то же время за этот период количество заключенных договоров уменьшилось на 2,4%. В частности, уменьшилось количество заключенных договоров страхования от несчастных случаев на транспорте на 6,3%. Также уменьшилось количество заключенных договоров страхования от несчастных случаев на 7,1%. Несмотря на это, рост рынка в прошлом году был существенным, и это не предел.

"Одна из задач, которую позволяет решить страховка, – это обеспечить поддержку себе и своим родным в случае неблагоприятной ситуации и рисков, с ней связанных. Это может быть ситуация, связанная со здоровьем либо объектом имущества, или с жизнью. Европейский опыт показывает и подтверждает, что работающий институт страхования – необходимое условие для нормального развития общества. Потому страхование в Украине будет развиваться", — отмечают в компании "ПЗУ Украина".

Тем не менее, застрахованных украинцев до сих пор не так много. Вячеслав Гавриленко, заместитель председателя правления Страховой компании ARX и генеральный директор компании ARX Life, рассказывает, что, по некоторым данным, доля застрахованных (по тем или иным видам страхования) украинцев сейчас не превышает 12%.

"Страхование, к сожалению, – не самая популярная финансовая услуга. Осознание важности и рост интереса происходят медленно, особенно в периоды кризисов и сокращения доходов населения. Но суть страхования ведь в том, что страховка не вернет автомобиль, но поможет его восстановить, отремонтировать; также страховка поможет восстановить здоровье. По мере того, как люди сталкиваются с реальной работой страховых компаний, растет осознанный спрос на страхование. Например, сейчас, в весенний период, в пик сезонных обострений респираторных заболеваний, количество обращений застрахованных по медицине крайне высокое. Наш центр медицинского ассистанса в среднем обрабатывает более тысячи обращений в сутки", — говорит Гавриленко.

Он добавляет, что клиенты с большей готовностью приобретают страховые полисы ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) и КАСКО (страховка транспортных средств на случай повреждения или угона). Гавриленко отмечает, что, к сожалению, на здоровье клиенты обращают внимание только тогда, когда начинают испытывать проблему. Безусловно, пандемия напрямую повлияла на выраженный интерес к договорам личного страхования и здоровья, и жизни.

Наталья Стихальская, директор по маркетингу страховой компании TAS life, говорит, что, рейтинг страхования выглядит так: авто (благодаря обязательным видам) – имущество – жизнь.

"Самое ценное, что есть у человека, страхуют в последнюю очередь. Страхование жизни – молодой бизнес, как и наша страна, у которого хорошие перспективы развития в будущем", — отметила Стихальская.

Владимир Шевченко, генеральный директор МТСБУ, поясняет, что ОСАГО – традиционно один из самых распространенных в Украине страховых продуктов (более 8 млн договоров за 2019 г.). Количество договоров КАСКО на порядок меньше (540 тыс. шт. за 9 мес. 2019 г.).

"На рост ОСАГО влияет два основных фактора: увеличение автопарка в стране и контроль за наличием полисов ОСАГО, который дает возможность минимизировать количество автовладельцев, не имеющих полиса, и оборот фальшивых/фальсифицированных полисов", — говорит Шевченко.

Несмотря на то, что страхование жизни по-прежнему не занимает первые места по популярности, с каждым годом украинцы обращают на него все больше внимания.

"Если говорить о конкретно возможности застраховать жизнь, такой страховой продукт уже давно доступен на украинском рынке и в целом данный сегмент показывает ежегодный рост", — рассказывают в "ПЗУ Украина страхование жизни".

Как изменилась ситуация из-за карантина

Напомним, что недавно Верховная Рада приняла закон, согласно которому введенный карантин отнесли к форс-мажорным обстоятельствам. Так, форс-мажор — это чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, которые делают объективно невозможным исполнение обязательств, предусмотренных условиями договора (контракта, соглашения и т.п.), обязанностей по законодательным и другим нормативным актам. Эксперты из TAS life рассказывают, что введение карантина может считаться форс-мажором, и для этого необходимо будет получить сертификат, который выдает Торгово-промышленная палата. Тем не менее, это не означает, что из-за карантина выплат по страховке не будет.

"Для страховой компании форс-мажорные обстоятельства не будут основанием для отказа, они могут несколько отсрочить на некоторое время саму выплату клиенту. Но отказа не будет", — рассказывает Наталья Стихальская.

В "ПЗУ Украина" также отмечают, что принятые на себя обязательства относительно выплат страхового возмещения выполняются, в частности, и в условиях введенного в стране режима карантина.

"Само обстоятельство форс-мажора, в том числе карантин, автоматически не освобождает стороны от ответственности и выполнения обязательств по договору. То есть, необходимо доказать, каким образом определенное обстоятельство, в том числе карантин, влияет на невозможность выполнения обязательств, принятых на себя сторонами согласно договору", — поясняют в "ПЗУ Украина".

Тем не менее, ситуация с коронавирусом и карантином повлияла и на страховой рынок. В компаниях отмечают, что о массовых тенденциях пока что говорить рано, но уже есть определенные изменения. Генеральный директор Ассоциации "Страховой бизнес" Вячеслав Черняховский в комментарии "Сегодня" рассказал, что почти перестали заключать туристические договора страхования и "зеленые карты" для выезда на автомобилях за границу.

"Уменьшилось количество заключаемых договоров по страхованию домашнего имущества, так как люди сидят дома, а также и страхования гражданской авиации, т.к. самолеты "сидят на земле". Но при этом есть и позитив: упало количество заявленных событий в результате ДТП (КАСКО и ОСАГО), появился спрос на страхование здоровья "от коронавируса" и просто страхования жизни от "смерти по любой причине", хотя не огромный", — поясняет Черняховский.

Он добавил, что общие ожидания отрасли – крайне негативные, так как остановки в работе предприятий и общее падение доходов населения приведет к сокращению платежеспособного спроса на страховые услуги.