Джедаи с лазером не спасут украинские дороги: в чем главные проблемы

Джедаи с лазером не спасут украинские дороги: в чем главные проблемы

Вместе с радарами, вернутся и старые проблемы

На украинские дороги возвращаются джедаи. Начиная с этой недели, копы вновь вооружаются радарами TruCam с лазерной системой наведения, чтобы отлавливать и наказывать всех водителей, решивших перейти на темную сторону закона. В Нацполиции утверждают, что такие меры позволят снизить уровень аварийности на дорогах, однако эксперты прогнозируют, что новая старая затея ни к чему не приведет. Кто прав, разбирался "Апостроф".

Возвращение джедаев

Впервые о возвращении радаров на дороги заявил еще в июле министр инфраструктуры Владимир Омелян после серии трагических ДТП с участием маршрутных микроавтобусов. Потом Омелян включил заднюю. Мол, погорячился, с кем не бывает, и заверил, что правительство пока не рассматривает эту идею. Однако статистика безжалостна: в прошлом году по причине превышения скорости на дорогах погибло 658 человек. Значит нужно что-то делать.

Власть нашла простой выход: с 1 января 2018 года ввела новые ограничения скорости, разрешив автомобилистам передвигаться в черте населенных пунктов со скоростью не более 50 километров в час. Но дело в том, что проконтролировать эти самые 50 километров полицейские никак не могли: не было специальных приборов. Это значит, что исполнение закона оставалось целиком на совести водителей.

Премьер-министр Владимир Гройсман решил, что хватит это терпеть, и с 8 октября анонсировал возвращение контроля скоростного режима на дороги. Детали рассказали в полиции.

Итак, фиксировать нарушение скоростного режима полицейские будут с помощью радаров TruCam. Лазерная система наведения в американских приборах, в отличие от радаров "Визир", позволяет в потоке автомобилей безошибочно вычленить нарушителя. Первый замначальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий пообещал, что в кустах с радарами никто прятаться не будет: TruCam будут использовать только рядом со знаком, который сообщает о том, что ведется фото и видеофиксация нарушений и только рядом со служебным автомобилем с включенными проблесковыми маячками.

Джедаев поставят на самых аварийно-опасных участках дорог международного и национального значения. Кстати, список этих дорог доступен на сайте Нацполиции и будет постоянно обновляться. На данный момент речь идет о 22-х участках в Киевской, Волынской, Донецкой, Житомирской, Ивано-Франковской, Николаевской, Полтавской, Ровненской, Черновицкой, Черниговской, Львовской, Одесской и Закарпатской областях, а также в столице.

С 8 по 14 октября лихачей будут только предупреждать устно, а с 15 октября начнут штрафовать.

Правоохранители уверяют, что ставят целью не собрать богатый урожай штрафов, а предотвратить рост ДТП. Кроме того, полицейские не смогут "нахимичить" с показателями прибора.

"Прибор включает в себя специальную систему шифрования данных. То есть невозможно вмешательство в те данные, которые созданы с помощью данного прибора. Инспектор не имеет доступа и не может удалить любые моменты самостоятельно", – подчеркнул Белошицкий.

Водители наносят ответный удар

Тот факт, что джедаи будут стоять только под знаками, да еще и места дежурства в полиции не скрывают, действительно может свидетельствовать о превентивном характере инициативы. Ведь, зная, где находятся копы, водители точно будут притормаживать. Проехав пост, автолюбитель, очевидно, вновь наберет скорость, но аварийно-опасные участки дорог станут безопаснее.

"Аварийность, конечно, снизится на тех участках дорог, на которых радары будут. Там, где водители будут знать, что стоит полиция, что будут выписывать штраф, что нужно делать? Снизить скорость. В любом случае, такие меры будут стимулировать водителей не нарушать правила. Но как только полицейские уйдут с участка дороги, все станет так, как было ранее", – поясняет "Апострофу" автоюрист Михаил Алексеенко.

Но вместе с радарами, вернутся и старые проблемы. Первая – дела судебные. Эксперты уверяют, что TruCam действительно более совершенный прибор, чем "Визир".

"Эти приборы действительно рабочие. Я даже не знаю, как оспорить показания TruCam. Наверняка, лазейки найти можно, но их точно в разы меньше, чем в случае с радаром "Визир", – добавляет Алексеенко.

Соответственно, если оспаривать административный штраф в суде, то показания лазерного радара будут таким же убийственным аргументом против истца, как пистолет Баярд против Груздева из фильма "Место встречи изменить нельзя". Но далеко не факт, что данные с радара вообще попадут в руки судье.

Дело в том, что согласно статье 77 кодекса административного судопроизводства Украины, доказать правомерность своего решения должен "субъект властных полномочий", в нашем случае полицейский. А "субъекты властных полномочий", как свидетельствует практика предыдущих лет, когда на TruCam ловили лихачей, далеко не всегда вообще появлялись на судах с данными радара и документами о сертификации прибора. Вот и выходит, что имея на руках копии протокола о нарушении и квитанции о штрафе, водитель мог обратиться в суд, и рассчитывать на неявку ответчика. По словам экспертов, таких случаев было достаточно много, и судам ничего не оставалось, кроме как отменять штрафы.

Проблем с сертификацией радаров на этот раз быть не должно. В полиции уверяют, что учли уроки прошлого и все TruCam сертифицированы – а значит, оспорить в судах их данные, как это бывало ранее, не выйдет.

"С технической точки зрения сейчас все идеально. Претензии по сертификации, защите информации предъявить не получится", – уверяет "Апостроф" автоюрист Владимир Караваев.

Впрочем, даже идеальная работа радара еще не означает, что штраф придется платить.

"Когда водителя останавливают, ему на месте выносят постановление. При этом, согласно действующей редакции КоАП, даже не нужен протокол. То есть водитель даже не имеет документов, где он может написать, что с нарушением не согласен, – говорит "Апострофу" адвокат по ДТП Вадим Володарский. – Но есть решение Конституционного суда от 2015 года, где сказано, что вынесение постановления по месту нарушения не означает на дороге, а означает в рамках административно-территориальной единицы. Во-вторых, порядок вынесения постановления на дороге, когда водитель не имеет возможности обратиться за правовой помощью, нарушает права гражданина. Это также выписано в решении суда. На основании этого решения любое постановление, которое выносится полицией в таком порядке, может быть обжаловано в суде. Просто пока мало кто из водителей это делает, но, если сейчас будет массовая ловля на скорость, я думаю, найдется достаточное количество тех, кто будет обжаловать, а судебного сбора по этой категории дел нет. Это закончится тем, что суды будут парализованы окончательно".

 Скрытая угроза

В целом же мнения экспертов относительно того, помогут ли радары снизить аварийность на дорогах, разделились.

"Три с половиной года скорость движения вообще никто не контролировал. Поэтому такая мера – первое, что нужно было делать. Почему не делали – вопрос", – комментирует "Апострофу" ситуацию юрист Богдан Глядик.

"Этого слишком мало, – сетует Караваев. – На 170 тысяч километров дорог чуть более 20 радаров… сами понимаете".

Однако Вадим Володарский уверяет, что радары вряд ли способны сделать украинские дороги хоть немного безопаснее, ведь в полиции катастрофически путают причину и следствие.

"Полиция пытается всех заверить, что большая часть ДТП происходит из-за превышения скорости. Они и сами в это искренне верят. Но основная проблема в том, что в Украине в принципе нет достоверной информации о причинах аварийности. Связано это с очень плохой ситуацией по расследованию ДТП патрульной полицией. Очень часто неправильно определяют не только виновного, но и причину ДТП. Например, выскочил на дорогу пешеход, автомобиль его сбил, вину вешают сразу на водителя, а в причинах пишут либо превышение скорости, либо водитель не смог избежать ДТП, а пункт 12.3 в правилах дорожного движения тоже в разделе о скорости. В итоге дело уже попадает не в раздел статистики ДТП по вине пешеходов, а в раздел по вине водителей, да еще и из-за скорости. Это настолько массовая практика, что она влияет на достоверность статистики в целом. В результате мы не имеем достоверной статистики по причинам аварийности, которая позволила бы понять, с чем реально нужно бороться, чтобы эту аварийность снизить. Для начала нужно навести порядок со следствием и оформлением ДТП, а потом, где-то через год, когда мы получим реальную картину причин, можно планировать применять меры", – резюмировал Володарский.