Экзамен на дороге и отметка об очках: как изменят правила выдачи водительских прав

Права с обязанностями

Переписать условия выдачи водительских удостоверений, откорректировать данные в правах и дать возможность дистанционно оформлять покупку-продажу авто – такие планы готовят в МВД. И взяты они из европейской директивы.

В то же время в Раде законопроекты, которые тоже написаны во исполнение европейского законодательства, теплого приема не встречают. Источник – канал НАШ.

Разбираемся, что нового хотят внедрить в порядок выдачи водительских удостоверений, которые регулирует правительство, и почему рубят другие предложения по подготовке водителей, которые курирует парламент.

Права с обязанностями

Экзамены. Сейчас после сдачи теоретического экзамена у будущего водителя есть только три месяца для того, чтобы успеть сдать и практический. В МВД считают, что это слишком короткий срок, поскольку человек может уехать в командировку, отбыть за границу, заболеть и т.д. Его собираются продлить до двух лет. В проекте изменений нет каких-то дополнительных условий и требований, так что справки, выписки и другие документы для пролонгации не потребуются, и результаты теоретического теста будут действительны два года.

Место сдачи практической части экзамена варьируется. В МВД считают, что в некоторых случаях демонстрации навыков на учебной площадке недостаточно и их нужно показать в условиях дорожного движения (только на определенных маршрутах).

Только лишь на площадках будут сдавать практику претенденты на права категорий А и А1 (двухколесные ТС, мопеды, мотороллеры) и В1 (трех и четырехколесные ТС весом до 400 кг).

Исключительно в условиях дорожного движения, без демонстрации на площадке, практику будут сдавать при получении прав категорий В (легковые авто), С и С1 (грузовые с максимальной массой от 3500 до 7500 кг и от 7500 кг), D и D1 (автобусы, вместимостью до 16 мест и от 16 мест).

В два этапа, сначала на площадке (только парковка), а потом в условиях дорожного движения будут сдавать на права категорий ВЕ, С1Е, СЕ, D1E и DE (соответствующие основной категории ТС с тягачом).

В МВД хотят прописать приоритетность категорий. Если сдается экзамен на самую высокую, открывается и другая:

А высшая относительно А1;

С высшая относительно С1;

СЕ высшая относительно С1Е;

D высшая относительно D1;

DE высшая относительно D1E.

На приоритетную категорию, с открытием другой, можно будет сдать экзамен, необходимый для возвращения прав (но только если их забрали не из-за административного правонарушения).

На категории В1, В, ВЕ условия приоритетности на распространяются, на каждую – отдельный экзамен.

Кстати

МВД предлагает открыть возможность оформлять договор купли-продажи в "Электронном кабинете водителя", то есть без личного присутствия. В этом случае водитель должен будет зарегистрироваться в кабинете, заполнить электронную форму договора, ТС прогонят по базам и реестрам и договор будет закреплен квалифицированной электронной подписью.

Подтверждение. Сейчас предусмотрено, что, имея права некоторых категорий, после переподготовки, экзамена и подтверждения навыков, можно открыть и другую. Например, имея категорию В, можно открыть D и D1, если подтвердить трехлетний опыт. Для водителей собственных легковушек это документы о регистрации ТС, для шоферов – справка с места работы, копия трудового договора, выписка из трудовой книжки.

Однако в МВД требования к подтверждению опыта документами собираются убрать. Останутся только переподготовка и экзамены.

Коды. Потенциально это самая дискуссионная норма. Сейчас к положению о порядке выдачи водительских удостоверений прилагается одно дополнение – свидетельство о подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

Предлагают добавить еще одно дополнение с цифровыми кодами, которые будут отображаться в водительском удостоверении. Их 96 (плюс подпункты к некоторым) и они касаются:

Водителя и медицинских оснований. При прохождении обязательного медосмотра, все ограничения собираются вносить в форме кодов, в частности, необходимость носить очки и/или контактные линзы, повязку на глаз, протезы на конечности, слуховые аппараты;

Приспособлений ТС. Кодами пропишут конструктивные особенности автомобиля, например, модификации тормозной системы, системы акселератора, педалей, рычагов управления;

Ограничений. Например, вождение только в определенные часы, на определенном расстоянии от дома, без превышения определенного скоростного лимита, запрет на езду по автомагистралям и т.д.;

Административных вопросов. Например, при выдаче дубликата удостоверения или сдаче практического экзамена на машине с автоматической коробкой передач.

Мнение

Владимир Караваев, правозащитник:

- В Евродирективе именно так все и предусмотрено, в том числе и коды – у нас же водительские удостоверения международного образца и должны ему соответствовать, в том числе, и по кодам.

Но в кодах есть несколько групп. Что касается первой, о водителях, вопросов не возникает. Человек проходит медкомиссию, если она фиксирует, что он должен носить очки, линзы и т.д., то это отражается в удостоверении. Вопросы возникают по второй и третьей группам. Технические параметры ТС, как то, в частности, что педаль тормоза должна срабатывать при нажатии с определенным усилием, либо должно быть дополнительное зеркало заднего вида. Кто и на основании чего это будет устанавливать?

По другой группе –ограничения – вопросов еще больше. Вы не имеете права управлять авто с пассажирами, или не можете управлять в пределах какого-то расстояния от населенного пункта. У нас на законодательном уровне это не определено. Кто это будет устанавливать? Если Кабмин примет этот документ, он будет работать только в части очков для водителей, а в части технических параметров и ограничений нет, поскольку не понятно, кто это должен устанавливать. То есть Кабмин немного выйдет за рамки своих полномочий. Сначала законодательно нужно определить, кто может устанавливать ограничения и каковы критерии, и только потом прописывать все в правительственном постановлении.

На стадии проектов

Законодательных инициатив, на основании которых можно вводить новшества в порядок выдачи водительских удостоверений, впрочем, найти не удалось. Зато интересен подход Верховной Рады к другим документам о дорожном движении, в том числе и тем, которые пишутся во исполнение Евродирективы.

В частности, 3 февраля на доработку вернули законопроекты №2201 и №3569. Оба включили в проект повестки дня на открывшуюся в феврале пятую сессию. В первом предусматривается возможность самоподготовки для последующей сдачи экзаменов на получение прав. Второй более обширный – об институте независимых экзаменаторов, создание которого Евродирективой и предусмотрено. Также в нем есть полезная норма об обязательном, а не возможном, изучении ПДД по программам подготовки водителей категорий А1, А, В1, В в общеобразовательных учреждениях III степени, профессионального и специального предвысшего образования.

Есть официальные выводы комитета, с учетом замечаний экспертов ВР и министерства. По самоподготовке сомневаются, что она будет должного уровня, по независимым экзаменаторам настаивают на уточнениях и устранении противоречий с другими нормами. На другие причины, по которым оба проекта завернули, нам указали источники, близкие к работе над документами. Впрочем, о них можно догадаться и самостоятельно, поскольку известно, что права можно купить, не посещая автошколу. Дать возможность готовиться к экзамену самостоятельно и ввести институт независимых экзаменаторов – значит выбить почву из-под ног уже устоявшегося теневого бизнеса.

Но важно еще и то, что в принципе своем законопроекты о дорожном движении до зала не доходят. Владимир Караваев говорит, что два, указанных выше, входили в пакет из восьми документов, и по всем выдан отрицательный вывод Комитета ВР по транспорту и инфраструктуре.

"За полтора года работы комитета ни один законопроект о дорожном движении, который может повлиять на ситуацию, через него не прошел, – резюмирует правозащитник. – Единственный, который был одобрен и прошел первое чтение, о самокатчиках, скутерах на проезжей части. Другие просто рубят. Вся проблема в организации работы ВР. Есть два профильных комитета, которые имеют отношения к дорогам – транспортный и правоохранительный. Штрафы, полномочия полицейских – это правоохранительный. Но сами по себе карательные меры никогда эффекта не давали. Менять законодательство для уменьшения аварийности, более важные нормы, чем карательные – этим занимается комитет по транспорту. Есть постановление, которое определяет какие вопросы за каким комитетом закреплены. Вопрос обеспечения безопасности дорожного движения за Комитетом по транспорту. Это парадокс, поскольку по законодательству вопросом обеспечения безопасности занимается полиция. Получилась вилка. Вместо того, чтобы вопросом обеспечения безопасности занимался комитет по правоохранительной деятельности, это отдано транспортному комитету. Там все рубят, поскольку не понимают сути вопроса. Отсюда и такой результат".