Кому нужны безграмотные украинцы?

Министерство финансов может добить систему образования

Новость из разряда неприятных, но привычных: Кабинет Министров Украины поручил центральным органам исполнительной власти рассмотреть предложения Министерства финансов Украины по поводу очередной «оптимизации» сферы образования и науки. 

Что это за предложения? Какой ценой предлагается выполнить решение правительства о повышении зарплат учителям? 

Читаем предложения Министерства финансов Украины:

- повышение заработной платы учителям осуществлять только с одновременным сокращением их численности;

- Министерству образования и науки совместно с облгосадминистрациями разработать планы-графики оптимизации малокомплектных школ в разрезе каждого региона;

- прекращение с 1 января 2020 года финансирования из образовательной субвенции школ (кроме начальных) с количеством учащихся менее 40 и прекращение финансирования образовательного процесса в 10-11 (12) классах, где меньше 20 учеников;

- повышение учебной нагрузки на учителя с 18 до 20 часов;

- повышение расчетной наполняемости классов при расчете образовательной субвенции для районов и ОТГ на 2 пункта;

- пересмотр действующих условий оплаты труда педагогических работников с целью оптимизации повышений должностных окладов, надбавок и доплат;

- пересмотр подходов к созданию сети опорных школ, развитие сети опорных школ путем финансовых стимулов, в частности, направления капитальных расходов, в первую очередь, на эти школы, при условии выполнения процесса оптимизации;

- обязательный выход учителей на пенсию по достижении пенсионного возраста или заключение контрактов.

Против данных инициатив Министерства финансов резко выступила Ассоциация городов Украины (АГУ). Вот ее позиция:

- Поддерживая необходимость разумной оптимизации сети учреждений образования и повышение социального статуса учителей, считаем правильным прокомментировать отдельные предложения Минфина:

- Следствием прекращения с 1 января 2020 финансирования из образовательной субвенции школ (кроме начальных) с количеством учащихся менее 40 и прекращение финансирования образовательного процесса в 10-11 (12) классах, где меньше 20 учеников, станет их содержание за счет местных бюджетов. Обращаем внимание, что бюджетный год не совпадает с учебным годом. Несмотря на это, оптимизацию сети в случае необходимости следует делать планово в летний каникулярный период. Таким образом, озвученное за месяц до начала 2019/2020 учебного года предложение Минфина прямо ведет к закрытию школ, сокращению педагогических работников и срыву образовательного процесса в учебных заведениях.

- Повышение учебной нагрузки на учителя с 18 до 20 часов противоречит Закону Украины «Об общем среднем образовании», в абзаце втором части первой статьи 25 которого говорится: «Педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющих тарифную ставку». Такая позиция министерства требует соответствующей компенсации учителям из государственного бюджета сверхурочного рабочего времени и не может аргументироваться общим повышением заработной платы.

- Повышение расчетной наполняемости классов при расчете образовательной субвенции для районов и ОТГ на 2 пункта в формуле распределения образовательной субвенции, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2017 № 1088, приведет к необходимости повторной оптимизации сети учебных заведений, к невыполнению норм наполняемости классов, что, в свою очередь, углубит и без того сложную ситуацию с наличием дефицита образовательной субвенции, в частности в бюджетах ОТГ.

- Сокращение численности педагогических работников и обязательный выход учителей на пенсию по достижении пенсионного возраста или заключение контрактов должно происходить в соответствии со статьями 36, 42, 492 Кодекса законов о труде Украины. Несоблюдение действующего законодательства приведет к многочисленным судебным искам и связанной с этим необходимостью оплачивать время вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением, финансовыми потерями местных бюджетов.

- Пересмотр действующих условий оплаты труда педагогических работников с целью оптимизации должностных окладов, надбавок и доплат следует понимать так: обеспечение выполнения решения правительства о повышении оплаты труда учителей без соответствующего ресурса из государственного бюджета будет выполнено путем уменьшения до минимума гарантированных законодательством Украины надбавок и доплат, в том числе и лишение педагогических работников ежегодного вознаграждения за добросовестный труд, образцовое выполнение возложенных на них обязанностей.

Таким образом, Министерство финансов Украины берет на себя полную политическую ответственность за закрытие заведений общего среднего образования и значительное сокращение учителей школ.

Ассоциация городов Украины отмечает, что делегированные государством полномочия должны быть полностью обеспечены из Государственного бюджета Украины, а обеспечение ученикам конституционного права на среднее образование не может ставиться в зависимость от способности бюджетов территориальных громад.