Короли карантина. Пока один бизнес страдает, другой - зарабатывает. Кто эти счастливчики?

Почти рейтинг

Службы доставки, онлайн-сервисы сорвали джекпот. Но далеко не только они. Кому еще из украинских бизнесменов сыграли на руку карантинные ограничения?

За время пандемии, вызванной коронавирусом, основатель интернет-гиганта Amazon Джеф Безос стал богаче на $24 млрд, теперь его состояние оценивается в $145 млрд, подсчитали в Bloomberg. Все благодаря стремительному росту акций Amazon: карантин привел e-commerce десятки миллионов дополнительных клиентов.

В Украине нет развитого фондового рынка и почти нет публичных компаний, чьи акции котируются на мировых площадках. Посчитать сколько прямо сейчас "стоит" та или иная компания и состояние ее владельца очень сложно: бизнесы не спешат раскрывать реальные цифры.

все же. Есть ли и в Украине свои безосы? Те, кому пандемия и карантин помогли заработать и укрепить позиции на рынке? LIGA.net попробовала ответить на этот вопрос.

КАК МЫ СЧИТАЛИ (спойлер – мы не считали) В отсутствии цифр, мы пошли путем опроса экспертов, которые хорошо представляют, как обстоят дела в разных отраслях. Мы спросили у специалистов по бизнес-консалтингу – Игоря Гута, Андрея Длигача и Татьяны Рябушко, а также у главы Европейской Бизнес Ассоциации Анны Деревянко: каким секторам экономики карантин не мешает работать, а возможно и дает толчок в развитии.

В каждой сфере мы попробовали найти свои яркие примеры. Вот что получилось.

Бум торговли

Не выжить, а увеличить продажи и прибыль — так стоит вопрос для продуктовых ритейлеров и аптек, которые легально работают в период карантина.

самом выгодном положении — продуктовые магазины. От скромных ларьков до национальных сетей.

Чтобы справиться с повышенным спросом, в АТБ на время даже ввели ограничения на продажу товаров в одни руки.

Хоть ритейлеры и не раскрывают данных о выручке в период карантина, очевидно, что все продовольственные сети оказались в более выгодном положении, чем бизнесы, которым полностью запретили работать.

То же самое касается аптек: по данным пресс-службы еженедельника Аптека, объемы продаж противовирусных препаратов в карантинный период в деньгах выросли почти в 8 раз, масок — более чем в 30 раз.

Третья категория компаний, которые пережили карантин с наименьшими потерями, – производители продуктов и средств дезинфекции.

По сообщению пресс-службы компании Киевхлеб, спрос на хлебобулочные изделия в карантинный период вырос на треть.

По данным пресс-службы алкогольного Bayadera Group, месяц карантина почти не повлиял на общие объемы продаж алкоголя, а категория крепких напитков продемонстрировала рост на 4-5% к аналогичному периоду прошлого года. В частности, за счет роста онлайн-продаж.

"Это временный тренд, украинцы запасались любимыми брендами алкоголя из-за страха дефицита", — отмечают в компании.

Корпорация Биосфера — крупный производитель товаров для дома — заявляет о многократном росте спроса на антибактериальную продукцию, в частности на антибактериальные салфетки. Появился и новый продукт — готовый набор для уборки, гигиены и приготовления пищи.

Часть компаний, которые рапортуют о снижении продаж на 10-20%, на самом деле покажут неплохой финансовый результат, отмечает сооснователь шведского проекта DYB — Develop Your Business Игорь Гут: "Эту же долю расходов они сэкономили за счет отмены выставок, транспортных расходов, а в некоторых магазинах падения продаж компенсируются ростом маржи", — говорит он.

К примеру, недавно о 10%-м падении продаж в марте сообщила кондитерская корпорация Roshen.

Бенефис доставки

Наиболее готовыми к кризису оказались компании с отлаженной логистикой и службой приема заказов, которые изначально были готовы к удаленным продажам.

О ком речь? Прежде всего – о сервисах доставки, а также ритейлерах, которые сумели наладить торговлю в интернете самостоятельно или с помощью партнеров. Все они перетянули на себя объемы тех конкурентов, которые не смогли освоить работу через интернет.

После объявления карантина количество заказов стремительно выросло, говорит коммерческий директор компании Zakaz.ua Евгений Нетреба. "Если сравнивать февраль и март, количество заказов возросло минимум вдвое, а спрос на товары вырос на 68,5%", — говорит он. И в пик карантина компания привлекла 5 евро млн от фонда Степана Черновецкого.

В сервисе доставки Glovо фиксируют рост количества заказов на треть и увеличение среднего чека на 25%.

Кроме того, кризис показал, насколько востребованными являются услуги почтовых операторов. С приходом карантина резко вырос спрос на курьерскую доставку, рассказал LIGA.net гендиректор Укрпочты Игорь Смелянский. Появляются и новые услуги. "Раньше городские жители скептически относились к возможности купить, например, масло или макароны у почтальона с доставкой на дом, а сейчас это реально выход, чтобы никуда не ходить", — объясняет он.

Важное наблюдение. По словам Смелянского, в карантин произошла переориентация рынка потребления, фокус сместился на базовые вещи: еда, лекарства, электроника для приготовления еды и работы на дому.

Об увеличении отправлений в период карантина говорят в Новой почте. "Объем отправлений по Украине в марте увеличился на 15% по сравнению с мартом прошлого года. Количество международных отправлений за этот же период выросло на 55%", — сообщили в компании в ответ на запрос LIGA.net.

В то же время в НП уменьшилась доля грузов от 30 кг и паллет, которые в основном отправляют бизнес-клиенты, но выросла доля небольших посылок в основном для физлиц, которые заказывают товары из интернета для личных нужд.

Новую модель нашел дискаунтер АТБ, который ранее никогда не работал в интернете. Для работы в новом формате он объединился с Rozetka – там принимают заказы – и Новой почтой, которая доставляет их покупателю.

Сильпо, Варус и АТБ открыли возможность заказа товаров на своих сайтах. Заказанные продукты соберут и передадут в точку выдачи. Забрать заказ из магазина можно самовывозом в течение нескольких минут.

"Выиграют те компании, которые максимально быстро диджитализируют все возможные процессы и трансформируют свою бизнес-модель, открывая новые ниши, — отмечает глава Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко. — Ведь даже после карантина многие процессы останутся в онлайне".

Продается все: онлайн-площадки

Если традиционные ритейлеры только осваивают цифровое направление, то онлайн-площадкам и маркетплейсам типа Rozetka и Prom.ua с введением карантина не пришлось ничего придумывать. Все давно работает. Главное, успевать обрабатывать заказы.

Клиентов стало больше, люди активнее пользуются онлайн-каналами продаж, подтверждает основатель Rozetka Владислав Чечеткин.

Количество заказов на маркетплейсе Prom.ua в марте выросло на 20% по сравнению с февралем, сообщила руководитель пресс-службы Prom.ua Лилия Овчинникова. "Первое, что начали скупать в середине марта — это маски, антисептики и респираторы, спрос вырос втрое", — рассказывает Овчинникова. Хотя уже через три недели карантина интерес к ним почти пропал. Зато на 22% вырос спрос на продукты: кофе, чай, крупы, макароны, сладости и орехи.

"Только 1% продавцов площадки Prom.ua ушли на карантин и приостановили продажи, — отмечает Овчинникова. — В основном, предприниматели меняют ассортимент, ищут новых поставщиков, обмениваются менеджерами и колл-центрами, чтобы успевать принимать заказы в новых популярных категориях".

Однако спасательным кругом интернет стал только для сфер, услуги которых актуальны в кризис. Если товар не нужен, его не продашь никак.

"Не все интернет-магазины выиграли от карантина — уменьшился спрос на разные категории, — рассказывает гендиректор Advanter Group Андрей Длигач. — Площадки по продаже недвижимости и автомобилей Dom.RIA и Auto.RIA столкнулись с падением интереса к своим продуктам".

Кино и игры – только онлайн

Миллиарды людей на карантине по всему миру увеличили нагрузку на стриминговые сервисы. Netflix и Youtube даже изменили настройки, снизив качество видеотрансляции. Выросла посещаемость соцсетей, онлайн-кинотеатров, игровых порталов.

Сервис Megogo отчитался об увеличении среднего времени, проведенного на сайте одним пользователем, на 22% — трафик в карантинные будни уже сравнялся трафиком выходного дня до карантина.

Всплеск продаж наблюдают и разработчики онлайн-игр. Это неудивительно, ведь призыв играть в компьютерные игры прозвучал даже от ВОЗ.

Три примера. Впервые за годы существования игры CS:GO достиг отметки 1 млн игроков онлайн.

О рекордной посещаемости с начала года именно в период карантина отчитываются и разработчики Dota 2 – одновременно в игру сыграли более 700 000 пользователей.

Основатель игровой компании UpGames и консалтинговой фирмы Asatria Артур Астаридис рассказал LIGA.net о четырехкратном приросте пользователей в покерной игре для мобильных телефонов, которую разработала его компания.

"В 7-8 раз вырос спрос на игру с друзьями ввиду того, что люди сидят дома", – констатирует Астардис. По его словам, индустрия онлайн-игр с введением карантина, в отличие от многих других бизнесов, получила толчок к развитию.

Появляются новые продукты. Например, основатель и руководитель компании Artjoker Роман Катеринчик рассказывает, что в его компании работают над "проектами на скамье запасных" – если программист не задействован на проекте, он может взять какую-то интересную идею и реализовать ее.

"В прошлом году одним из таких проектов для нас был чат-бот для ресторанов, который позволял посмотреть меню и заказать доставку", – говорит Катеринчук. Сейчас этот продукт стал актуален. "Буквально за неделю мы получили более 100 заявок, наш отдел продаж едва успевает обрабатывать запросы", – отмечает он.

Карантин внес коррективы и в платежные привычки населения: вырос спрос на услуги платежных сервисов, отмечает Татьяна Рябушко, специалист отдела бизнес-планирования и стратегии Kreston GCG. Больше оплат – больше комиссионных, а значит, платежным сервисам карантин также приносит рост выручки.

По данным компании EasyPay, в марте-апреле, по сравнению с февралем, онлайн-платежи по кредитам выросли на 38%, за интернет — на 17%, за мобильную связь — на 14%, за коммунальные услуги – на 7%.

Нерыночный перекос

Карантинные ограничения создали нерыночные условия в ряде отраслей. Ограничения Кабмина прописаны таким образом, что под них довольно легко подстроиться. Работать можно только магазинам, продающим товары первой необходимости: продуктовым и хозяйственным магазинам, а также аптекам и АЗС. Ничего не мешает торговцам другими товарами формально соблюсти правила, просто добавив в ассортимент, если их еще не было, гречку, воду, санитайзеры или маски.

Известный медийный пример — сеть торговых центров Эпицентр и Новая Линия (принадлежат одним собственникам), они не прекращали работу ни в один из карантинных дней.

"Согласно заявлению президента о необходимости бесперебойной работы аптек, АЗС, продуктовых магазинов и магазинов хозяйственных товаров, мы продолжаем выполнять социальную миссию и работать", – сообщили в Эпицентре. Согласно заявлению сети, в магазинах Эпицентр продаются защитные маски, антисептики, бытовые средства дезинфекции, спиртосодержащие средства и продукты питания.

Полиция Киевской области трактовала постановление по-другому и в начале апреля оштрафовала за нарушение требований карантина три торгово-строительных магазина (судя по фото, речь шла о магазинах Новой Линии).

Спустя две недели карантина, Эпицентр показал "разрешение на работу", подписанные премьер-министром Денисом Шмыгалем.

Эпицентр не один: на украинском рынке много смешанных ритейл-форматов, магазинов, в которых продают все – от еды до бытовой химии и садового инвентаря.

Законопослушные торговцы при этом отказываются от продажи части продукции. К примеру, работают магазины Watsons, но парфюмерию купить нельзя – стенд заклеен прозрачной пленкой. В большинстве Эпицентров также не продают оффлайн ничего "запрещенного" и отправляют покупателей в свой интернет-магазин.

Есть и обратная сторона медали. Кому работать, а кому нет, решают местные органы власти – городские, поселковые и сельские советы.

"Некоторые местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления, к сожалению, начали свободно толковать решения правительства о предотвращении распространения на территории Украины COVID-19, и выдавать предписания о закрытии магазинов, осуществляющих торговлю средствами гигиены", — рассказали в пресс-службе сети магазинов Eva. В некоторых торговых точках сети появились продукты питания, чтобы продолжать работу.

Проблема не в том, что они работают, а в том, что их менее влиятельные и договороспособные конкуренты — нет.

"Работа таких магазинов, как Эпицентр очень ударит по мелким бизнесам, поскольку сегодня тут продают почти все, вплоть до муки", — считает Гут. За время карантина может сформироваться потребительская привычка — многие не вернутся к локальным продавцам стройматериалов, бытовой химии или же садового инвентаря.

"Сейчас фактически происходит воровство клиентов, — считает Гут. — С помощью административных методов они нарушают законы конкуренции. Впервые в истории создаются перекосы нерыночными административными механизмами. Это очень опасные действия для экономики"

Надежда на будущее

равительство обещает постепенно запускать экономику и поддержать предпринимателей, расширив программу "Доступные кредиты 5-7-9%" на малый бизнес. Кому она будет нужна?

Аналитический центр Advanser Group опросил 458 компаний, чтобы спрогнозировать потери, которые кризис нанесет разным отраслям.

В сохранении дохода при условии, что карантин закончится в апреле, уверены только 5% компаний.

Еще 3% настроены на рост выручки по итогам года.

Увеличения доходов, согласно исследованию, ожидают отдельные производители еды, торговцы и представители IT-индустрии.

Оптимизм — лучший помощник даже в самые трудные времена.