Кто уполномочен проводить проверки трудоустройства сотрудников и чем это грозит предпринимателям

Кто уполномочен проводить проверки трудоустройства сотрудников и чем это грозит предпринимателям

Размеры штрафов

Распоряжение Кабмина от 05.09.2018г «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения» вряд ли кто-то воспринял как гром среди ясного неба, ведь небо давно в этой сфере было пасмурным... В данной статье мы разберемся кого ждать предпринимателям в рамках предстоящих комплексных проверок и каковы полномочия каждого из ревизоров.

Осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам труда поручено следующим органам: Государственной службе по вопросам труда, органам местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями, ГФС и Пенсионному Фонду. Передаёт Протокол.

Наиболее широкими полномочиям безусловно обладает инспекция Гоструда. Её инспекторы при наличии служебного удостоверения и направления на проверку беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований (обращение сотрудника, в отношении которого были допущены нарушение законодательства о труде; обращение физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений; по решению руководителя органа контроля по результатам анализа информации полученной из СМИ и других источников; по решению суда, «сообщениям» правоохранительных органов; по обращение других органов (ГФС, Пенсионного фонда, Госстата, профсоюзных организаций) самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещение их копии или выписки;

3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения. Однако в контексте данного пункта хотелось бы отметить, что право инспекторов по труду корреспондируется с обязанностью давать письменные объяснения исключительно руководителями, и никоим образом не касается работников. Последние имеют полное право таких объяснений не предоставлять и ответственность за отказ от дачи пояснений для них не предусмотрена;

4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

6) фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;

7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

Согласно Закону №877 «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» полномочия инспекции Гоструда расширяются правом требования устранения выявленных нарушений, прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора (контроля); отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, предоставлять (направлять) субъектам хозяйствования обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений и недостатков и применять штрафные санкции.

Требование инспектора труда о предоставлении для ознакомления документов и/или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, вынесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Отдельного внимания заслуживают контрольные возможности органов местного самоуправления. С 1 января 2017 г. они в рамках реализации полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения могут проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, а также осуществлять проверки физических лиц, которые используют труд наемных сотрудников. Исполнительные органы городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, наделены полномочиями контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения с возможностью самостоятельного наложения штрафов за выявленные нарушения.

Полномочия ГФС в сфере соблюдения предпринимателями законодательства о труде значительно скромнее. В разрезе трудовых правоотношений налоговики осуществляют администрирование ЕСВ, обеспечивают контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой его начисления и уплаты, а также предоставляют консультации по вопросам уплаты ЕСВ. Привлечение предпринимателей к ответственности в случае выявления других нарушений по вопросам труда, к компетенции налоговой не относится. Но в случае их выявления ГФС сразу уведомит об этом Гоструд, который не поленится прийти к Вам с внеплановой проверкой либо инспектированием, чтобы зафиксировать выявленные налоговой инспекций нарушения.

Пенсионный фонд прямо не контролирует вопросы труда, но также несёт определенную угрозу для работодателя. 11.08.2017 г. вступил в силу «Порядок обмена информацией о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде», который определяет механизм информационного взаимодействия о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде, между субъектами информационного обмена (ПФУ, ДФС, Гоструд и их территориальные органы) с целью обеспечения реализации их полномочий. Так, в частности, Пенсионным фондом предоставляется ДФС и Гоструду информация, включающая данные о страхователях с повышенной степенью риска, которые:

- начисляют заработную плату ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы по основному месту работы кроме тех, кто в отчетности заполнили признак – «неполное рабочее время», и тех, которые начали и закончили трудовые отношения в отчетном месяце;

- в отчетном месяце нарушили требования части пятой статьи 8 Закона №2464 относительно размера ЕСВ;

- подали уведомление о приеме работника на работу, но не отразили данные о начисленной ему заработной плате за соответствующий месяц или дате окончания трудовых отношений.

Исходя из полномочий вышеуказанных органов, следует вывод, что если к Вам придёт с проверкой один из упомянутых субъектов контроля, за ним, с очень большой вероятностью последуют и другие. А последствия визитов контролирующих органов, особенно Гоструда, весьма затратные.

*в таблице приведены наиболее распространенные нарушения законодательства о труде и ответственность за них. Исчерпывающий перечень нарушений и ответственности предусмотрен ст. 265 КЗоТ, ст. 41 КоАП, ст. 175 УК.

К сожалению, государственные органы в своей деятельности традиционно делают упор на привлечении нарушителей к ответственности и штрафам, а вот ведение среди предпринимателей разъяснительной и консультационной работы считается напрасной тратой времени. Мы же со своей стороны наоборот стараемся дать бизнесу максимум информации по вопросу соблюдения требований законодательства о труде, поскольку, по нашему убеждению, четкое знание своих прав и обязанностей дисциплинирует и повышает Ваши шансы на успешное прохождение любой проверки.