Лиман. Горький опыт запоздалой эвакуации

Война жестока

Иллюстративное фото

Примерно месяц назад местные власти Донецкой области начали призывать жителей городов и сел эвакуироваться в более безопасные регионы Украины. Абсолютное большинство жителей украинского Донбасса услышали аргументы властей и эвакуировались – стали вынужденными переселенцами. 

Понятно, что каждому из них (нас) было тяжело оставлять родной дом, расставаться с родными, друзьями, коллегами. Поэтому многие наши земляки, как могли, оттягивали день отъезда, понимая, что впереди ждет неизвестность и тяготы скитаний по чужим углам. Ведь никто не знает, сколько могут продлиться эти скитания, и чем они закончатся. 

А еще каждый переселенец, уезжая из родных мест, понимал, что может потерять все нажитое. Прежде всего – жилье, которое может быть разбомблено и разграблено. И не факт, что после войны будет куда возвращаться.

А имущество… У каждого человека наверняка есть какие-то особо ценные вещи, которые не хочется терять. Ну, разве можно все ценное впихнуть в рюкзачок или дорожную сумку?! Да что там сумка, даже легковым автомобилем можно вывезти лишь самые необходимые вещи. 

Именно эти аргументы нередко приводят те наши земляки, которые до сих пор раздумывают: эвакуироваться или повременить? Хотя война уже, что называется, «под боком», все чаще фиксируются «прилеты» и снаряды рвутся все ближе.

Да, в городе (например, в Славянске или Краматорске) сегодня еще можно жить: есть свет, газ, вода. Вывозится мусор, ходит общественный транспорт. Работают коммунальные предприятия. И порой возникает ощущение, что война все еще далеко от родного города (поселка, села). Тем более, если и соседи, уехавшие пару месяцев назад, вернулись домой (таких фактов, увы, в наших краях тоже немало). 

Именно такими соображениями руководствовался один из коллег журналиста «Карачуна» (проживающий в Лимане), когда еще две недели назад я убеждал его в необходимости эвакуироваться. А что слышал в ответ?

- У нас отличный подвал! Пересидим. А уезжать? Куда я поеду… Пусть уже будет, как будет!

Вскоре его телефон замолчал. К тому времени бои уже шли на подступах к городу. И выяснилось, что в Лимане нет интернета и мобильной связи. Зато есть проблемы с водой и электроэнергией. Из-за непрекращающихся артобстрелов люди сидят в подвалах. Уже есть раненые и убитые. 

Я звонил своему коллеге каждый день. Но тщетно. Телефон молчал. 

И вот сегодня – о чудо! – мой коллега таки поднял трубку:

- Сегодня нам, наконец, удалось выехать из Лимана. Там уже начался настоящий ад: постоянные минометные обстрелы не дают возможности выйти из подвала. Минометный вой стоит такой, что даже в подвале находиться жутко! Сейчас мы едем в Днепр, уже находимся в Межевой Днепропетровской области. Такое ощущение, будто второй раз родился. Жаль, что досиделся в Лимане «до последнего». Если б эвакуировался вовремя, можно было бы ехать на своем автомобиле. А так пришлось его бросить в городе.

Сразу после этого разговора звоню другому своему коллеге – в Бахмут, который, судя по всему, тоже решил «до последнего» откладывать день отъезда в эвакуацию. Наверное, в десятый раз убеждаю его:

- Пора уезжать! 

– Еще не время. Да и куда я поеду без денег?

- Куда угодно: хоть вглубь Украины, хоть в Европу. Всюду переселенцам помогают волонтеры и простые люди. С голоду не умрешь, без крова над головой не останешься. Уезжай, не оттягивай! 

Он обещал подумать. Но обещал как-то неуверенно. И я понял: и этот мой коллега тоже будет ждать того «дня Х» для эвакуации, наивно полагая, что сумеет четко предугадать, когда именно настанет этот день.

Но война жестока. И все самое худшее, как правило, начинается внезапно: в какой-то момент город (поселок, село) враг начинает постоянно бомбить и обстреливать. Почти сразу пропадают вода, свет, газ, мобильная связь, интернет. Город переселяется в подвалы, выйти из которых суждено не всем. Как не всем удается под бомбежками эвакуироваться. 

Вопрос без ответа: ради чего рискуют люди, которые упорно не желают эвакуироваться? 

Что может быть дороже жизни?