Получение субсидии может превратиться в приключение

Что делать, если прописанный работает в другом городе

На сегодняшний день в Украине есть немало желающих получить субсидию на оплату ЖКУ при условии, что другой прописанный в помещении человек работает в другом отдаленном месте, а домой практически не появляется. В таком случае самой справки с места работы в другом городе будет мало, а в местном управлении соцзащиты могут прислать "гостей".

В качестве примера UBR.ua связался с Белоцерковским управлением социальной защиты населения, поскольку это один из тех городов, откуда в столицу приезжают работать "областные заробитчане". Некоторые ездят в Киев ежедневно. Другие прямо в столице арендуют жилье, появляясь по месту прописки в Белой Церкви крайне редко.

"Да, в таких случаях поверх справки (она должна быть в деле) мы требуем акт осмотра. Очень много белоцерковчан ездят в Киев на работу. Это не столь отдаленный город, чтобы считать, что человек не может ездить туда каждый день, а жить фактически по месту прописки", – отметила нам глава управления соцзащиты Татьяна Велигорская.

Она добавила, что к тому же у прописанных в Белой Церкви есть все транспортные возможности регулярно возвращаться домой. Сам же осмотр осуществляют социальные инспекторы. Здесь не стоит путать с ликвидированными ранее комиссиями, которые проводили подобный осмотр помещений, но принцип – тот же.

Как в таком случае получить субсидию

Процедура получения субсидии в таком случае следующая. Во-первых, нужно подать в местное управление соцзащиты справку по месту работы в другом городе. В центре ее принимают, а потом связываются по телефону с прописанным в квартире человеком (с основным уполномоченным заявителем) и договариваются о встрече.

"Тогда и составляется акт осмотра материально-бытовых условий. И это не для ликвидированных комиссий. В положении прописано, что если субсидия предоставляется на людей, которые не проживают по месту прописки, но зарегистрированы, то такое решение принимается на основании подтверждающих документов", – добавила Татьяна Велигорская.

И вот в этом месте появляется законодательный парадокс. В положении о предоставлении субсидий нет четких критериев, в каком случае в управлении соцзащиты могут требовать еще и проведения осмотра материально-бытовых условий уполномоченного заявителя на получение государственной помощи на оплату коммуналки.

"Проблема в том, что в Украине нет четкого определения для субсидий насчет того, что такое подтверждающий документ. В управлениях соцзащиты ориентируются на устные разъяснения замминистра соцполитики Виталия Музыченко", – отметил UBR.ua юрист, специализирующийся в этой сфере, Владимир Толочко.

В нашем же случае, как пояснили в Белоцерковском центре соцзащиты, можно обойтись даже просто проведением осмотра без обязательного предоставления справки с места работы. В любом случае решение о необходимости проведения осмотра принимают в управлении "на глазок" за неимением четких законодательных критериев.

"Уполномоченный заявитель просто приходит в управление и пишет заявление, указывая напротив фамилии фактически не проживающего человека в колонке раздела 2 декларации, что он не живет по месту прописки как член домохозяйства. Нам потом передают акт осмотра. Возможно, опросят еще соседей", – рассказала глава управления.

Она напомнила, что услуга эта совершенно бесплатная.

Какие документы необходимы для получения соцпомощи

Для получения жилищной субсидии, согласно положению, необходимы следующие документы (как минимум один из них):

справка, подтверждающая место пребывания лица на территории другой административно-территориальной единицы в связи с работой, лечением, обучением, длительными командировками, отбыванием наказания;

акт обследования материально-бытовых условий проживания, составленный поселковым, сельским или городским советом;

справка об оплате жилищно-коммунальных услуг в другом жилом помещении (доме);

акт жилищно-эксплуатационной организации о фактически проживающих лицах;

договор аренды жилья в другом месте и тому подобное.

Именно в нашем случае, если человек прописан в одном городе, а работает в другом, и необходимо выполнить два первых пункта.

Обратим также внимание, что при назначении жилищной субсидии учитываются также доходы членов семьи лица из состава домохозяйства (муж, жена, несовершеннолетние дети) в случае, когда их зарегистрированное (фактическое) место жительства отличается от адреса домохозяйства.

Во-вторых, согласно пункту 25 положения, доходы членов домохозяйства, которые зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически по этому адресу не проживают, в совокупный доход домохозяйства не учитываются (кроме членов семьи).

При этом в заявлении о назначении и предоставлении жилищной субсидии и декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии, необходимо указывать информацию о всех зарегистрированных в домохозяйстве лиц и членов их семей.

Получить субсидию, как видно из перечня документов, можно и посредством акта жилищно-эксплуатационной организации о фактически проживающих лицах. Но в большинстве случаев за такую услугу придется заплатить, хоть и несущественную сумму.

"Сегодня ЖЭКи уже не являются структурными подразделениями местных органов самоуправления. Они могут выставлять свою цену. Если, например, человек живет в доме, который не обслуживается ЖЕКом, то за оформление бланка надо заплатить где-то более 100 грн", – делится практикой Толочко.