Попытка номер два. Когда в поездах Укрзализныци появится нормальный интернет

Укрзализныця объявила о скором решении вопроса интернета в поездах Интерсити. Будет ли это рабочее решение или опять какие-то костыли?

Дорога из Киева во Львов или Днепр на поездах Интерсити занимает около 6 часов. Часто билеты на поезда такого типа покупают люди, которые надеются в нем еще и поработать. Но их ждет разочарование.

Подключившись к одной из бесплатных сетей, абонент получает доступ, который ранее лишь изредка позволял загрузить странички. А сейчас, похоже, вообще не работает. Сигнал до поезда доставляет Интертелеком по устаревающей технологии CDMA.

Благодаря использованию эксклюзивных низких частот (800 МГц) оператор имеет одно из наиболее широких в стране покрытий сети, через которую возможно передавать голос и данные.

Но как оказалось, срок договора между Интертелеком и УЗ истек еще в феврале этого года, и компания сейчас активно ищет варианты замены.

Liga.Tech решила выяснить, что задумали в госкомпании и не превратится ли это в очередной плохо работающий проект

Интернетом в поездах займется поляк

Глава УЗ Евгений Кравцов недавно заявил, что проблемой сети в поездах займется его новый заместитель, руководитель пассажирского направления, поляк Марчин Целеевский. Он, как бывший президент PKP Intercity, ранее успешно внедрял интернет в польских скоростных поездах и, по словам Кравцова, "уже имеет наработки и УЗ".

В пресс-службе железнодорожной компании отметили, что компания ведет переговоры с мобильными операторами для внедрения качественного интернета и постоянно тестирует разные варианты сотрудничества с ними. Но, к сожалению, никто из них не имеет полноценного покрытия сети по маршрутам следования поездов.

Что отвечают мобильщики

Строить отдельную сеть для поездов пока не выгодно и трудно реализуемо, отмечают мобильные операторы

“Такие вложения не то что никогда не окупятся, но и будут постоянно приносить убыток, так как доходы от них не покроют даже их обслуживание. К тому же, поезда Интерсити плохо пропускают радиосигнал”, – отмечают в lifecell.

Если же строить, то нужно, чтобы УЗ помогала финансировать проект, а она, судя по всему, вкладываться не очень хочет.

В таких условиях единственный шанс для операторов – запуск 4G в диапазоне 900 Мгц, переговоры о котором сейчас ведутся. Это, плюс введение технейтральности (возможности для операторов запускать любые технологии на своих частотах), позволит покрыть интернетом большие территории.

Ход спутником

В таких условиях УЗ обратила внимание на спутниковый интернет, услуги которого в Украине предоставляет только одна компания – Датагруп.

“Планируется проведение детального тестирования на всех маршрутах следования с установкой современного спутникового оборудования на электропоезд”, – отметили в пресс-службе УЗ.

В Датагруп подтвердили, что заинтересованы в сотрудничестве с УЗ в этом вопросе и ведут с компанией переговоры. Детали возможного проекта в Датагруп не раскрывают.

Но конкуренты и эксперты не в восторге от этого варианта. Во-первых, это получится очень дорого для УЗ, во-вторых, скорости не обрадуют абонентов.

“Решение может быть применимо, но из-за ограничений по скорости доступа в интернет клиентский опыт вряд ли будет отличаться от нынешней ситуации”, – отмечают в Vodafone.

Изобретаем велосипед? 

Во всем мире существует два принципиальных подхода для обеспечения интернета в поездах, рассказывает телеком-эксперт Елена Минич:

объединять существующий трафик от всех мобильных операторов и подавать его на вагон, а далее раздавать пользователям через Wi-Fi;

если достаточного покрытия нет – нужно строить (как правило, на деньги ж/д) выделенные сети вдоль дорог. А далее мобильный сигнал подают на вагон и раздают внутри вагона через Wi-Fi.

“Для нас хорош пример Франции. Только в 2016-17 годах у них начал появляться полноценный интернет в поездах. И на строительство недостающих базовых станций они потратили около 150 млн евро”, – отмечает Елена.

В этой ситуации ее удивляет то, что в УЗ серьезно рассматривают вариант спутникового интернета.

“Спутник – для Интерсити, который движется со скоростью более 120 км в час – это феерично. Очень дорого и задержка сигнала очень большая”, – отмечает Минич.

“Не уверен, что в УЗ пытаются эту проблему реально решать. Это больше похоже на имитацию бурной деятельности”, – скептически отмечает экс-заминистра инфраструктуры и транспортный эксперт Александр Кава.