Приборов нет, а штрафы есть: как в Украине будут фиксировать нарушения ПДД и что из этого выйдет

Приборов нет, а штрафы есть: как в Украине будут фиксировать нарушения ПДД и что из этого выйдет

Можно ли будет обмануть приборы

По официальной статистике, треть ДТП происходит из-за превышения скорости. В прошлом году в ДТП пострадали 13 тысяч человек и погибли 1 237. В правительстве собираются внедрить автоматическую видеофиксацию, благодаря которой эту цифру планируют существенно сократить.

Министр внутренних дел Арсен Аваков заявляет, что система в полном объеме заработает до конца года. На данный момент не хватает лишь одного постановления Кабмина и одной поправки в парламенте.

Закупили ли новые приборы, как именно будут присылать "письма счастья" и можно ли будет обойти новые штрафы – в материале NEWSONE.

Обещанного три года ждут

В Польше в 2011 году на дорогах погибло около четырех тысяч граждан. Власти решили бороться с этой проблемой при помощи фотовидеофиксации. Уже через два-три года смертность упала примерно до 2,5 тысяч. Система автофиксации используется не только на Западе, но и в России. Всего сотня камер в Приморье за несколько месяцев помогла собрать штрафов почти на 26,5 миллионов гривен. В будущем там планируют установить комплексы, фиксирующие выезд на встречную полосу.

В нашей стране закон, который предусматривал введение системы автоматической фото- и видеофиксации, вступил в силу еще в 2015 году. Это была часть обширной реформы правоохранительных органов. Уже тогда Украина хотела повторить опыт стран Европы. Но до дела не дошло из-за нехватки денег. Счетная палата резюмировала, что нам необходим миллиард гривен на новое оборудование, а его не нашлось.

В итоге с контролем за превышением скорости после реформы полиции стало даже хуже, чем до нее. Если старая ГАИ могла использовать ручные радары, то полицию ограничивают нормативные и технические особенности.

С 8 октября полиция использует радары TruCam в тестовом режиме. Силовики заявляли о том, что выписали 60 тысяч постановлений и оштрафовали водителей примерно на 16 миллионов гривен. Из этой суммы они оплатили уже 12 миллионов.

Сейчас автофотофиксация работает в столице, на улице Елены Телиги. Еще пять камер по Киеву должны установить до конца весны, а к концу лета установят 15 камер. Систему никак не могут запустить в полном объёме, ее запуск все время переносят. Сейчас говорят, что ее стоит ждать до конца года. В ближайшие три месяца в крупных городах будут созданы специальные ситуационные центры. А за три года система должна распространиться на крупные города Украины.

"Раньше звучала другая дата – видеофиксация заработает уже этой весной. Теперь горят, что внедрят ее в конце года. Есть две причины происходящего: организационная и техническая. Правительством была разработана программа о безопасности движения. Если мы зайдем на сайт Prozorro, то увидим, что все еще даже не объявился тендер на создание системы, которая объединяет камеры. Без этого невозможно запустить видеофиксацию. Также нет и финансирования.

Кроме того, подкачали организационные вопросы. Непонятно, кто и чем занимается. Отчасти это дело МВД, отчасти – сервисный центр, отчасти – патрульной полиции. Единого органа до сих пор нет. По закону это, конечно, должна быть Нацполиция. Скорее всего, из-за этой путаницы внедрение видеофиксации также затягивается",- говорит NEWSONE автоюрист Владимир Караваев. 

Можно ли будет обмануть приборы

На заседании Кабмина 3 октября решили внедрить более современные средства измерительной техники. Это "средства определения пространственно-временных координат транспортных средств и средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме".

Пока четко неизвестно, что это будет за техника, ведь тендер так и не провели.

"Есть еще мобильные TruCam, которые позволяют отслеживать нарушителей в режиме патрулирования. На эти устройства необходимо 300 с лишним миллионов гривен. Но тендеры так же не провели. То оборудование, которое сейчас используют – это те же самые TruCam, которых у нас было 117. А после проверки Госавтоинспекции оказалось, что осталось около 90. Что-то осталось в Крыму, что-то хранилось не в надлежащем состоянии", – говорит Караваев.

О том, что сейчас в Украине используют старую технику, говорит не только он.

"Я не отношусь к тем, кто за такое документирование превышения скорости. Законодательная база была создана еще год назад, а в конце года достали TruCam, закупленные еще при ГАИ. Мы наступили на те же грабли. Нужно определиться, хотим мы создать новое или восстановить старое. Патрульная полиция разместила в соцсети пост о том, что будут установлены камеры фиксации в ручном режиме. Пока не будут установлены стационарные камеры, не будет определены самые небезопасные места, не будет разработана четкая система штрафов, ничего не заработает", – рассказал NEWSONE Григорий Мамка, заместитель главы Нацполиции в 2010-2013 годах.

В МВД говорят, что все-таки используют новые TruCam, американские. Они работают на дистанцию от 15 до 1200 метров как в автоматическом, так и в ручном режиме. На этом расстоянии прибор может зафиксировать скорость, с которой ехал автомобиль, его номерные знаки и даже лицо самого водителя. TruCam обозначает конкретный автомобиль лазерной меткой, а также с помощью встроенного GPS-приемника определяет его конкретные координаты.

Также в министерстве уверяют, что новая техника сертифицирована Государственной службы связи и информации Украины и точность ее показаний нельзя будет обжаловать в суде. Утверждают, что показания системы так надежны, что данные, установленные прибором, никто "подрисовать" не сможет.

Также автоматическую фото- и видеофиксацию может осуществлять старый "Визир-2М" – он действует на 400 метров. В России же фиксация происходит при помощи отечественных "Стрелки", "Автоурагана", "Кордона" и "Кречета". Принципиально важно, какое именно оборудование в итоге закупят в Украине, ведь прежнее ошибается. Некоторым автомобилям уже присваивали чужие нарушения, если они двигались в плотном потоке машин.

В России после внедрения умельцы все-таки научились обходить видеофискацию. Если с расстояния в 20 метров нельзя распознать хотя бы один из знаков номера, то госномер считается нечитаемым. Водители стали использовать магнитные обманки и переворачивать номерные знаки. Некоторые даже покрывали номера лаком для волос, чтобы свет лучше отражался от них и помешал считать данные. Правда, это не работало.

В российском ГАИ даже инициировали акцию: дали возможность водителям посостязаться в обмане системы, и каждый третий смог это сделать. А за такие маневры вне эксперимента российские водители рискуют попасть на 2 138 гривен и лишиться прав на три месяца. У нас пока штрафы за подобный обман не установлены, и не исключено, что некоторые автолюбители попробуют повторить чужой опыт.

Предупрежден – значит вооружен: штрафы и "письма счастья"

Данные об автоматически зафиксированное на фото или видео нарушении попадут в единый центр обработки данных МВД и Национальной полиции. Будет ли хэта база достаточно безопасной – пока неизвестно, ведь она еще не создана. Но обещают использовать защищенные каналы связи для передачи данных.

Затем штраф придет на почтовый адрес владельца машины. Для этого специальные операторы будут проверять зафиксированные системой нарушения и отправлять заказные письма Укрпочтой. Нарушителя также извещать при помощи смс. Чтобы на штраф не накапал пеня, водителям советуют уточнить свои данные в сервисных центрах МВД.

Владельцы автомобилей также смогут зарегистрироваться в специальном электронном кабинете и проверить наличие у них задолженностей по штрафам. NEWSONE уже рассказывал, как зарегистрироваться в ней.

Аваков уже пригрозил водителям новыми "ужасными" штрафами в следствие автофиксации.

"Но штрафы с этих камер будут ужасны. И не уверен, что общество готово к такому нововведению", – сказал он.

В МВД ранее сообщали о том, что стоило бы поднять штрафы за превышение скорости. Вместо текущего наказания в 500 гривен за превышение ограничения в 50 км/час в населенном пункте предлагают изымать 3 400 гривен.

Пока в МВД еще дорабатывают наказания за нарушение правил дорожного движения. Разрабатывают целую систему накопления баллов. Если их количество превысит определенную отметку, можно будет на время лишиться права водить. Внедрение системы баллов сейчас также предлагают и в МВД Беларуси.

"Это механизм кнута. Раньше уже обязали владельцев машин на иностранных номерах их растаможить, но многие этого так и не сделали, ведь схема не выгодна. Необходим конструктивный диалог, новые школы, где учат водителей, профилактические работы", – рассказал Мамка.

Чтобы не попасть на увеличенные штрафы, важно постоянно отслеживать почту по месту регистрации, указанной в документах на автомобиль, мониторить электронную почту, посещать свою учетную запись на специально сайте.

Юристы рассказывают: если "письмо счастья" запоздало, или уведомления о штрафе не было, то вы вполне сможете оспорить в суде сам факт привлечения к административной ответственности. Не исключен вариант, что после уплаты штрафа может повторно прийти письмо. Помните, что квитанцию об уплате важно сохранять.

Откуда взять деньги и на что пойдут штрафы

Не все деньги оштрафованных украинцев пойдут прямиком в госбюджет. В казну направят только половину вырученных средств. Еще чуть меньше трети пойдет органам местной власти, 20% – в МВД и Нацполицию. Деньги, которые пойдут в МВД, направят на создания Центра обработки данных, инфраструктуру, траты на "письма счастья". Начальник Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий называет эту пропорцию оптимальной.

С видеофиксаторами можно будет столкнуться там, где чаще всего происходят аварии: на перекрестках, светофорах и распределительных полосах. Раньше в правительстве заявляли, что места, где будет осуществляться контроль, отметят соответствующими дорожными знаками. Этим должна была заняться полиция совместно с Укравтодором. Теперь же говорят, что это проблема местной власти. Кроме того, каждый город по согласованию с полицией будет самостоятельно устанавливать и обслуживать камеры видеонаблюдения.

В Кабмине и МВД называют разное количество необходимых средств видеофиксации. Правительство считает, что нужно более 2 тысяч приборов. Министр внутренних дел Арсен Аваков же заявлял, что примерно 1200- камер поставят на дорогах населенных пунктов, а еще почти 600 – на дорогах государственного значения. Но после он стал называть немного другие цифры. Сначала заработает 30 камер, затем – 150, и максимум установят 1 000 приборов.

Каждый прибор стоит по 15-40 тысяч гривен. И каждый нужно проверять на исправность, а это еще минимум 8 тысяч гривен, а максимум – 120 тысяч. Возможно, число приборов решили сократить в два раза как раз из-за дороговизны.

Только на первом этапе внедрения системы нужно полмиллиарда гривен. Для финансирования первых камер хотят привлечь инвесторов, приватные компании, которые будут заниматься поддержкой оборудования, хозяев дорог. Пока что ноша оплаты техники взвешена на органы исполнительной власти, как и установка камер

Инвесторам необходимы гарантии возвращения своих вкладов. Есть ли они? Юристы говорят, что есть риск обжалования штрафов, что отпугивает вкладчиков. Из-за этого же риска вероятно, что деньги из бюджета могут быть потрачены зря.

Получится ли доказать вашу виновность

Кому конкретно придут "письма счастья"? Пока что планируется, что штрафы придется оплачивать хозяину транспортного средства. А вот с авто на еврономерах решили, что ответственность будет автоматически полагаться на того, кто ввез транспортного средства в Украину.

"Более подробно не спрашивайте, потому что идет работа для того, чтобы учесть все юридические аспекты и законно обойти подводные камни. И над фиксацией владельца автомобиля на еврономерах тоже работаем", – говорил представитель МВД Артем Шевченко.

Подводные камни, о которых говорит Шевченко, отсылают нас еще к 2006 году, когда реализация автофиксации столкнулась со множеством исков. Конституционный Суд постановил: нельзя накладывать административное правонарушение на транспортное средство. Отвечать должен правонарушитель, который находится за рулем, ведь необязательно он ведет транспорт, который находится в его собственности.

Но кто именно нарушил закон определить сложно. Владелец авто может отказаться признавать, что был за рулем, или не свидетельствовать против кого-то другого. О том, как можно решить эту юридическую коллизию, нам рассказал автоюрист Владимир Караваев. По его словам, существует два механизма, применяемые за рубежом:

Первый. Владельца можно привлечь к ответственности, но не за превышение скорости, ведь этого нарушения он не совершал. Его можно оштрафовать только если он не сообщает, кто в действительности управлял транспортным средством.

Второй. Тут взяли за основу решение Европейского суда по правам человека. Речь о случае, когда камера зафиксировала нарушение, а владелец сказал, что не знает, кто был за рулем. Полиция наложила на него штраф, и это финансовое ограничение было оспорено.

В законодательстве Нидерландов есть норма о солидарной ответственности. Если водитель передает управление другому лицу, то принимает на себя все риски. Если отказывается сообщать о том, кто был за рулем, то сам несет ответственность.

"Простое возложение ответственности на владельца транспортного средства не решает проблему, а об этих номах известно. И о них неоднократно говорили. Они были даже описаны в первых вариантах законопроектов. Но, пока законы принимались, эти нормы почему-то исчезали. Большой вопрос, будут ли осуществлены такие варианты выхода из коллизии. Не при этом парламенте, ведь его уровень компетентности оставляет желать лучшего. Если все будет запущено в том виде, в каком оно есть сейчас, то это будет катастрофа", – говорит он.

Эксперт подчеркивает: без инвесторов в данном вопросе не обойтись.

"Они меня часто спрашивают, есть ли гарантии при нашем законодательстве. Я им объясняю, что инвестиции, скорее всего, не вернутся. Поэтому правительство сейчас и остановилось на 30 камерах", – добавил он.

Караваев считает, что вопрос может решить новый президент, хоть вопрос безопасности на дорогах и вне его компетенции. Так во Франции президент Жак Ширак во время своей второй каденции уменьшил смертность на дорогах вдвое. Президент – гарант наших прав, а мы имеем право на безлопастные и комфортные условия движения. Вопрос этот касается не только водителей, но и любого человека в пределах трассы.

Новая система автоматической видеофиксации нарушений является эффективным методом борьбы за безопасность на дорогах. Но все указывает на то, что она далека от внедрения в жизнь, хоть правительство и заявляет об обратном. Опасаться "писем счастья" водителям пока не стоит.