- Категория
- Статьи
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 17
Почему на автозаправках Славянска не заправляют сжиженным газом бытовые баллоны
Летом прошлого года Кабинет Министров Украины утвердил новые правила на рынке сжиженного газа, разделив его на автомобильный и бытовой. Цель – очистить рынок от так называемых бочек – нелегальных газовых заправок. Правительство утвердило новый технический регламент, который четко отделил автомобильный газ от бытового, и запретило заправлять газовые болоны для бытовых потребителей.
Для этого газ четко разделили на два вида – автомобильный и бытовой, которые и на глаз, и с помощью специальных приборов, различить не просто. Поэтому правительство утвердило Технический регламент о требованиях к сжиженному газу для автомобильного транспорта, коммунально-бытового потребления и промышленных целей.
С принятием техрегламента, была введена обязательная оценка соответствия сжиженного газа по процедуре, установленной законодательством.
В Нефтегазовой Ассоциации Украины, которая была инициатором подобного техрегламента, отмечают, что бытовой и автомобильный сжиженный газ несколько отличаются по химическому составу, общее содержание серы для автогаза составляет 50 ppm, а для газа коммунально-бытового приемлемая норма составляет 130 ppm.
«Кроме того, газ коммунально-бытового назначения реализуется без уплаты акциза, поэтому он стоит несколько дешевле, чем автомобильный. Без четкого регламента у операторов рынка появлялся большой соблазн реализовать бытовой сжиженный газ вместо автогаза, что не только создавало угрозу для двигателя машины и окружающей среды, но также разрушало честную конкуренцию на рынке нефтепродуктов», — подчеркнули в НАУ.
Новый «автомобильный» стандарт регламентирует, в первую очередь, содержание серы, а также наличие свободной воды, давление насыщенных паров и содержание в газе неподдельных углеводородов. Таким образом, чтобы продавать газ, нужно, чтобы газ сооответствовал всем этим показателям.
Крупные сетевые заправки уже давно покупают автогаз по новым ДСТУ. Если 5-10 лет назад большую часть авто заправляли бытовым газом из бочек, то сейчас более 90% рынка — газ нового автомобильного стандарта, отмечают операторы газового рынка.
Что же касается бочек, то их время давно вышло. Раньше «подзаборные» АЗС заправляли как авто, так и бытовые баллоны населения, сейчас такого не делают из-за повышения стандартов безопасности и культуры потребления газа. Да и разница в ценах между газом на легальных автозаправках и голубым топливом в «бочках» не такая высокая, чтобы рисковать.
«До недавнего времени основным фактором была цена, поскольку газ часто выбирали не очень богатые водители. Теперь из-за дорогого бензина на газ пересели водители джипов и мерседесов, а этот вид покупателя требователен к качеству топлива», — сообщил Oilpoint исполнительный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Олег Широков.
Он отмечает, что когда автогаз перешел в баки элитных авто и стал использоваться, как основной источник топлива, то появились правила, какой газ использовать.
«По моим данным, заправки больше не использует коммунальный газ, сам рынок перешел на качественный автомобильный газ, полностью адаптировавшись под европейские стандарты», — заявил глава ассоциации. – Не так давно газ выбирали не очень богатые водители, теперь же из-за дорогого бензина на это топливо перешли и водители дорогих авто.
По его словам, в Украине могли заправлять автомобили коммунальным газом, поскольку был стандарт ДСТУ, общий и для автомобильного и для бытового потребления. Теперь техрегламент четко определяет сферы использования газа: каким можно пользоваться, а каким нет.
Кроме того, по новым правилам четко определяется название газа, применимого только к автомобилям. До технического регламента у этого газа было много названий.