- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 1
Потери от коронавируса могут быть сильнее, чем от российской агрессии
Экономические последствия для Украины от коронавируса могут оказаться серьезнее, чем от российской агрессии.
В Офисе президента подсчитали, что по самым оптимистичным оценкам, падение ВВП Украины в этом году составит 5%. По мнению экспертов, это далеко не единственный возможный сценарий для нашей экономики.
Для гривны – ничего хорошего
Прежде всего, динамика ВВП в текущем году будет зависеть от срока карантинных мероприятий, которые были предприняты правительством с целью предотвращения распространения коронавируса.
Без учета карантинных мер экономический сценарий аналитиков предполагал рост ВВП в 2020 году 1,5% (с учетом последствий пандемии для мировых рынков).
Из этого можно сделать вывод, что в случае, если карантин продлится один месяц – годовой ВВП Украины упадет на 2%, при двух месяцах – на 4,5%, при трех – 7%, при пяти – 12%, при семи – 17%.
"Первый месяц карантинных мероприятий, по нашей оценке, отнимет 3,5 процентных пункта от годового ВВП, а каждый последующий месяц – 2,5 процентных пункта по сравнению со сценарием, если бы карантинные меры не вводились", – отметила в беседе с UBR.ua аналитик Concorde Capital Евгения Ахтырко.
Показатели для умеренно оптимистического сценария:
падение ВВП на 4-5%.
дефицит бюджета: ВВП г/г – 4,5%.
платежный баланс: -$3,7 млрд.
резервы НБУ на конец года: $21,5 млрд.
курс: средний 27 грн/$.
инфляция: 7,5%.
Если говорить о падении ВВП на 4-5%, то в этом случае, говорят эксперты, стоит ожидать девальвации гривны до 30 грн/$ на конец года. Но есть и менее оптимистичный прогноз, в котором ВВП может снизиться до 9%, а гривна подешевеет до 35 грн/$.
Безработица и пособия
25 марта на заседании Кабмина было принято решение продлить карантин на 30 дней и ввести чрезвычайную ситуацию по всей территории Украины.
И хоть бизнес понимает беспрецедентность ситуации с COVID-19, в том числе и важность ограничительных мер для минимизации распространения вируса, но есть и вторая сторона медали – влияние принятых мер на экономическое здоровье бизнеса и экономику в целом.
"Уже сейчас, исходя из экспресс-опроса членских компаний, мы видим, что почти половина компаний (48%) уже зафиксировала от 20% до 50% потерь от доходов. Еще 16% приняли решение об изменении заработной платы персонала, а 14% – о сокращении штата. А ведь это только начало карантина. Запас прочности у компаний уменьшается с каждой неделей, а у малого бизнеса – его и вовсе уже нет", – говорит исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.
Урон понесут многие. А если жесткие ограничительные меры будут длиться месяц, то вполне возможно, что пессимистичный прогноз окажется еще довольно оптимистичным.
"Стоимость остановки экономики через несколько месяцев может иметь разрушительные последствия для всего населения. Очевидно, массово могут возникнуть вопросы занятости, осуществление необходимых выплат и пособий, и даже медицинское обеспечение может оказаться под угрозой", – добавила Деревянко.
По оценкам экспертов, остановка экономики может быть даже хуже, чем сама пандемия, и потребуются годы, чтобы ее восстановить. Поэтому они надеются, что власть понимает возможные последствия принятых решений.
Чем дольше, тем хуже
Экономические потери от коронавируса зависят от длительности пандемии и соответствующих ограничений во всем мире, и при плохом сценарии могут быть сопоставимы с потерями реального ВВП в самый тяжелый период российско-украинского конфликта в 2014-15 гг. или даже превысить их, считают эксперты.
"Есть базовый (оптимистичный) сценарий – минус 5%, и негативный сценарий – минус 9-10% ВВП. Первый – аналог начала агрессии РФ (2014 год), второй – рецессия 2015 года. Давайте вспоминать вместе. 2014 год – умеренный рост доллара, начало витка инфляции и роста цен. 2015 год – инфляция на уровне 50% – рывок цен, рост налогов, жизнь полностью за деньги внешних кредиторов. Я больше склоняюсь к негативному варианту", – говорит старший аналитик Института социально-экономической трансформации Вячеслав Черкашин.
По словам аналитиков, ключевой двигатель роста ВВП в последние годы – потребление домохозяйств – резко сократится. Самые большие потери понесет сфера услуг, которая до последнего времени составляла около половины украинского ВВП. Пострадает также подавляющее большинство секторов производства.
"Величина затрат на преодоление кризиса будет зависеть от эффективности действий украинских властей, а также их способности привлечь для этого внешнее финансирование. В то время как Конгресс США согласовал стимулирующий пакет в 10% от американского ВВП, украинской экономике может понадобиться большее финансирование относительно ВВП в силу ее меньших резервов и повышенной уязвимости", – заметил нам глава аналитического подразделения группы ICU Александр Мартыненко.
Поможет ли МВФ удержать гривну
На практике уменьшение ВВП значит, что в среднем доходы бизнеса и населения существенно уменьшатся. Коронавирус, а точнее ограничительные меры, которые вводятся для борьбы с ним, непосредственно бьют:
по туризму;
пассажирским перевозкам (особенно авиации);
развлекательно-спортивной сфере;
ресторанному бизнесу (далеко не все могут перестроиться на работу с доставкой);
торговле непродовольственными товарами;
будут страдать и смежники компаний, работающих в этих отраслях.
"В среднесрочной перспективе можно ожидать снижения спроса и цен на сырьевые товары и товары с низкой степенью переработки. А это повлияет на горнодобывающую, химическую промышленность, металлургию. Снижение реальных доходов населения и неопределенность негативно отразятся на строительной отрасли", – отметила нам исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова.
Однако спровоцированный коронавирусом шок вполне может быть кратковременным, и под влиянием объявленных по всему миру стимулирующих мер восстановление мировой экономики может произойти довольно быстро.
С учетом этого, развитие ситуации в Украине будет сильно зависеть от сотрудничества с международными финансовыми организациями, в первую очередь – с МВФ, считают финансисты.
"С программой фонда мы пройдем "коронавирусный" кризис без больших потерь, в том числе для курса гривны, а покупательная способность наших граждан быстро восстановится. Без программы нас ждет новый 1998 год – с перспективой затяжной девальвации, роста безработицы, нарастания долгов (в том числе за коммунальные услуги), и прочими сопутствующими "прелестями", – подытожила Коробкова.