- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 13
Платежная амнистия. Во что украинцам выльется списание долгов по коммуналке
Украинцам хотят простить все долги, накопленные до 1 января 2020 года. Такое предложение содержится в поданным в парламент законопроекте №3323. Документ предлагает списание задолженности населения за такие виды услуг:
за природный газ перед поставщиками природного газа для бытовых нужд потребителей;
за централизованное отопление и снабжение горячей водой, предоставляемые населению субъектами хозяйствования, которые являются поставщиками этих услуг;
по поставке электрической энергии для каждого класса потребителей перед соответствующими поставщиками услуг.
Задолженность за газ, централизованное отопление и горячее водоснабжение предлагают списывать путем взаимозачета за потребленный природный газ перед НАК "Нафтогаз Украины". Долги за электроэнергию должны погасить из госбюджета. Источник – UBR.
Несмотря на такое великодушное предложение, это может сыграть злую шутку со всеми потребителями в будущем, предупреждают эксперты.
"Списание долгов за коммуналку – это путь в никуда. Это может привести еще к большему хаосу в ЖКХ, дальнейшему росту неплатежей ("ведь если сосед не платил, и ему простили, то и я не буду"). Также это приведет к тому, что качество услуг будет падать, ведь нет конкуренции, нет контроля, можно и дальше накопить долги и по ним не платить. Вообще этот законопроект разрушит все то небольшое хорошее, что было сделано, и откинет нас до 2011-12 гг.", – рассказал UBR.ua глава комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.
Платежки все равно вырастут
Наибольший риск "платежной амнистии" заключается в том, что из-за такого взаимозачета произойдет очередной обоснованный рост цены поставки и потребления ресурсов. С другой стороны, вопрос актуальности долгов и определения характера задолженности – а не накрутили ли наши монополисты "долги" простым гражданам.
"В суде часто встречаются дела о незаконности выставленных коммунальных долгов. Также вопрос, а кто такие эти должники? Не выбранные ли народом депутаты и назначенные чиновники? Не себе ли в первую очередь за наш с вами счет господа пытаются списать задолженности? Не спорю, что действительно есть и патовые случаи, когда действительно платить нечем. Но статистика совсем не в сторону действительных должников по невозможности платить", – отметил в беседе с UBR.ua президент Ассоциации ОСМД "Развитие самоуправления" Станислав Драганов.
Может показаться, что инициатива поддержать украинцев, тем более в кризис, – вполне здравая, но в тоже время показывает несостоятельность решения действительно важных проблем – источником неплатежей далеко не всегда является неспособность оплачивать, а чаще спорная деятельность монополистов по искусственному "списанию" долгов с одних, и выставлению "долгов" другим.
"Всегда нужно помнить, что не бывает просто "прощения" долга – кто-то должен заплатить. Главное, чтобы этим кем-то не оказались мы с вами, простые честные граждане, исправно платящие налоги и другие необходимые платежи", – добавил Станислав Драганов.
В свою очередь, рассчитывать, что все судебные разбирательства, начатые на сегодняшний день, после принятия этого законопроекта, свернут, также не приходится. Долги никуда не денутся, и поставщики все равно будут пытаться повлиять на злостных неплательщиков через исполнительные производства.
"На судах по коммуналке это никак не скажется, так как закон вступит в силу после того, как начались судебные разбирательства", – заметил в разговоре с UBR.ua Олег Попенко.
то нужно для решения проблемы неплатежей:
первое – провести инвентаризацию и аудит предприятий, говорящих о сумасшедших долгах. Проверить их на действительность образования долгов;
второе – определить причины возникновения долгов, и если таковые окажутся действительными, то провести общение с должниками, чем определить их возможность совершать оплаты или частями, или найти другие варианты проведения оплат;
третье – запустить-таки реформу ЖКХ и дать возможность людям развивать рынок ЖКХ, услуги ЖКХ без постоянной дотационной поддержки со стороны государства и/или местных советов старых систем ЖКСов (ЖЭКов), и так достаточно эффективно убившими желание у людей развиваться и развивать свои дома, в качестве действительных сособственников жилого фонда.
Дома должны списать с баланса
Напомним, что еще в мае 2015 г. был принят закон о владельцах многоэтажек, которым вводится институт управителей многоквартирными домами.
Закон вступил в силу с 1 июля 2016 г. Минрегион своим приказом от 13.06.2016 №150 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по назначению управляющего многоквартирного дома" рассказал, как проводить эти конкурсы. Конкурсы провели – ЖКСы стали частными компаниями.
10 мая 2016 года вступило в силу постановление Кабмина от 20 апреля №301 "Об утверждении Порядка списания с баланса многоквартирных домов".
Документом определена процедура списания с баланса министерств, других ЦОИВ, госпредприятий, органов местного самоуправления многоквартирных домов, в которых расположены помещения частной и других форм собственности (приватизированные квартиры, встроенные помещения магазинов или офисов и т.п.).
Предусмотрено, что списание с баланса многоквартирных домов осуществляется балансодержателем на основании принятого им распорядительного документа.
Порядок принят из-за несоответствия пребывания многоквартирных домов на балансе министерств, ЦОИВ, госпредприятий и органов местного самоуправления положениям Закона "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", в котором говорится, что все владельцы квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, являются совладельцами такого дома.
И такое списание должны были провести по всем городам. Не "передать на баланс", а именно списать со своих балансов. Но по факту, говорят эксперты, отдавать землю города не хотят, мотивируя это отсутствием утвержденной процедуры передачи земли от города в пользу ОСМД. Не исключено, что из-за этого перестали активно создаваться новые ОСМД.
"Если идти по нормам законов, то все дома должны быть списаны, везде выбраны управляющие компании (ФОП, ТОВ и т.п) или созданы ОСМД. Соответственно, как и перед кем стоит вопрос "списания" коммунальных долгов? Правительство по сути признает, что реформа ЖКХ не произошла, монополия ЖКСов продолжается, как и незаконные дотации в адрес последних, что и позволяет говорить о выделении очередной суммы из карманов добросовестных плательщиков в пользу злостных неплательщиков. Под последними в 90% случаев оказываются не пенсионеры, с мизерными пенсиями (эти, как раз, платят исправно), а достаточно обеспеченные люди, которые думают, что им "ничего не будет" и "государство должно", – подытожил Станислав Драганов.