- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 4
У профсоюзов хотят отобрать санатории
Санатории, дома отдыха и земельные участки хотят отобрать у профсоюзов. Чиновники объясняют это тем, что их имущество и государственное финансирование безжалостно разворовывается. Федерация профсоюзов (ФПУ) возражает, что на их имущество положили глаз олигархи, и украинцы при реквизиции потеряют льготы на отдых и оздоровление. Разделились в мнениях и эксперты. UBR.ua попытался разобраться, выиграют ли от изменений украинцы.
Круглый стол
26 августа состоялся Круглый стол "Защита прав граждан и государства на имущество, переданное в ведение Федерации профсоюзов Украины", организованный Общественным советом при комитете Верховной Рады по вопросам социальной политики. По его итогам представители общественных советов обратились к властям с просьбой запретить ФПУ распоряжаться находящимся в ее управлении имуществом.
"Требуем введения моратория о передаче прав на владение… имуществом, находящимся в управлении ФПУ на период проверки Генпрокуратурой фактов противоправных деяний должностными лицами Федерации,… третьим лицам; срочной разработки и внесения на первоочередное рассмотрение Верховной Рады законопроекта о реституции имущества… Провести аудит имущества общественных организаций и объединений УССР и Украины (профсоюзов, ДОСААФ, творческих союзов, Укркоопсоюза и т.д.), которое им было передано в ведение с 1991 по 2020 годов", – сказано в обращении, текстом которого располагает UBR.ua.
Причиной обращения, как следует из документа, стала многолетняя распродажа "чиновниками" ФПУ имущества, доставшегося ей еще с советских времен. Общественники требуют его аудита и возвращения в собственность государства.
"Нет вообще никаких данных о том, сколько на балансе профсоюзов есть таких объектов, доставшихся им еще с советских времен. По некоторым сведениям, изначально их было около 2 тыс., сейчас осталось 1 тыс. Но точно никто не знает ", – прокомментировал UBR.ua глава Общественного совета при комитете Верховной Рады по вопросам социальной политики Вадим Латыш.
При этом происходит активный "распил" этой собственности в интересах "чиновников" от профсоюзов, когда тот или иной объект – тот же санаторий или дом отдыха умышленно банкротится с целью сдать землю под ним застройщикам. Эта и подобные ей схемы, акцентируют внимание общественники, очень распространены. Чтобы остановить их, ФПУ хотят запретить продавать такие объекты кому бы то ни было и провести полный аудит.
Принадлежат государству, а не профсоюзам
Профсоюзы противятся вмешательству государства в свои дела, мотивируя это тем, что не являются государственными институтами, и представляют интересы работников. А значит, не должны и отчитываться перед государственными институтами за свою собственность. Впрочем, их критики ссылаются на нормативные документы еще УССР.
Так, Генеральная прокуратура установила, что еще в 1960 году постановлением Совета министров УССР республиканские министерства передали государственные хозрасчетные санатории не во владение, а в управление профсоюзной организации, чьей юридической преемницей и является ФПУ, без права собственности. И при распаде СССР ситуация юридически не изменилась.
По словам старшего партнера Адвокатской компании "Кравец и партнеры" адвоката Ростислава Кравца, который вникал в нюансы отчуждения собственности, большинство профсоюзов тогда обращались за подтверждением прав владения в ФПУ, не озаботившись получениям также и согласия Фонда государственного имущества. Поэтому профсоюзные санатории, как были в госсобственности, так юридически и продолжают оставаться в этом статусе до сегодняшнего дня. Таким образом, ФПУ неправы.
А так как государство юридически продолжает оставаться собственником профсоюзного имущества, то, следовательно, оно вправе как проводить аудит этого серьезного актива недвижимости, так и наказывать тех, кто виноват в расхищении государственной собственности за весь прошедший период.
Забрать и распродать
Тем не менее позиция Федерации профсоюзов находит поддержку у определенной части экспертного сообщества, которые указывают на то, что апеллировать к социалистическому праву советской поры, которое в принципе отрицало частную собственность, нелогично. Ведь тогда все было государственным и коллективным.
"Санатории в большинстве случаев были построены на средства именно профсоюзов, но в Советском Союзе не было понятия частной собственности на подобные объекты. Все было коллективным. Поэтому невозможно сослаться на правовые нормы СССР, так как к нынешним реалиями они вообще никакого отношения не имели в силу отсутствия тогда подобных понятий", – подчеркивает экономический эксперт Юрий Гаврилечко.
По его словам, Фондом госимущества, который в значительной мере инициировал этот процесс, движет вовсе не забота об украинцах, а исключительно желание продать эти активы с целью пополнения государственной казны в рамках программы приватизации. При этом, как показывает вся деятельность ФГИ, приватизированные объекты отнюдь не работают так, как должны согласно приватизационным договорам.
"Кому-то очень хочется завладеть имуществом профсоюзов. Давайте вспомним, что в 1992 году, когда был принят закон о приватизации, Украина стала одной из 2-3 стран мира, в которых приватизация была определена в законе как "продажа имущества". Но, если взять учебники по экономике, на самом деле приватизация – последняя часть санации убыточного предприятия", – акцентирует Гаврилечко.
Если поднять документы Фонда госимущества, продолжает эксперт, то можно обнаружить, что фактически ни один приватизированный объект на сегодняшний момент не используется, как было оговорено в приватизационном договоре. И распроданные ФГИ санатории, если они все-таки будут изъяты из собственности ФПУ, не факт, что вообще будут работать по профилю.
"Приватизаторы не исполняют приватизационные договоры. Вместо того, чтобы распоряжаться госимуществом, у нас ФГИ почему-то что-то продает. Причем продает столь странно и мучительно, что уже несколько глав ФГИ при очень странных обстоятельствах закончили свою жизнь. Если бы там было все прозрачно, здорово и замечательно, наверное, они были бы до сих пор живы", – напоминает эксперт.