- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 7
Украинские школы отказываются принимать первоклассников в 2021 году. Что происходит?
Публикация "Страны" о том, что уже в этом году многие школы Украины не смогут принимать на учебу старшеклассников вынудила оправдываться апологетов этой реформы.
Бывшие и нынешние чиновники министерства образования стали наперебой по-своему трактовать прямую норму закона об упразднении 10-х и 11-х классов в небольших населенных пунктах. А растущую обеспокоенность родителей старшеклассников и педагогических коллективов школ выдавать за атаку на саму реформу.
Правда при ближайшем рассмотрении оказалось, что обеспокоенность вовсе не напрасная.
Во многих регионах Украины 9-классники действительно будут лишены возможностей доучиваться в школе в своих населенных пунктах. Зато теперь им обещают подвоз к школам, где еще сохранятся 10 и 11 классы. Ну или в крайнем случае проживание в самих школах.
Но как оказалось, это только одна часть айсберга. Дело в том, что процесс разделения школ на гимназии (с 1 по 9 класс) и лицеи (с 5 по 11, а в будущем 12 классы) лишил возможности многих будущих первоклассников учиться в ближайших к дому учебных заведениях. При чем об этом родители будущих школьников узнали практически накануне старта подачи документов в школы.
Проблему анализирует "Страна".
"Глупая калька иностранного опыта"
Ранее уже обращалось внимание на 32 статью закона "О полном общем среднем образовании".
Упомянем еще раз нормы этой статьи.
"Решение о создании коммунальных лицеев как отдельных юридических лиц, их реорганизации, ликвидации или перепрофилирования (изменение типа) принимают Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, городские советы (городов с населением более 50 000)... Для создания и проведения образовательной деятельности коммунального лицея в его составе должен быть создан и функционировать не менее четырех 10 классов".
Эта норма означает, что городской совет в случае, если население менее 50 тысяч не может принимать решение об образовании лицея, то есть учебного заведения, где дети могут получить полное общее среднее образование. Точно так же лицей не может быть создан, если в нем будет менее четырех 10-х классов.
Лоббисты этой реформы признают, что маленькие города действительно не смогут создавать лицеи, но отмечают, что такое решение может быть принято на уровне области. То есть, вместо децентрализации идет совершенно обратный процесс. Создание лицея зависит не от мнения громады, а от наличия средств в области.
Например, экс-замминистра образования Егор Стадный, поясняя реформу, пишет: "нужны ресурсы и полномочия, которых не имеют бюджеты сел и маленьких городков".
Но ведь сами полномочия реформа и отобрала. Если область создает лицеи, то она должна осуществлять и другие функции: быть собственником имущества, подчинять себе руководителей. В итоге населенные пункты ничего решать не смогут, потому что имущество им не принадлежит, а руководитель не подчиняется. А во-вторых, у городов с населением менее 50 тысяч никто не спрашивает, есть ли у них ресурсы на лицей.
Приведем также цитату из комментария нардепа Сергея Колебошина, который состоит в комитете по образованию Верховной Рады: "Понятно желание каждой громаде самой решать, нужен лицей или нет. Но предоставит ли условная "любая громада" соответствующее качество образования в старшей школе (не путать с обычной школой)?"
Парадокс в том, что запрещая громаде принимать решения о создании лицеев, никто не взирал на качество образования, которые давали школы в этих громадах.
Например, по итогам ВНО на 65 месте рейтинга лучших школ Украины оказалась Селидовская гимназия. Учебное заведение было основано по инициативе местного мэра и Селидовского отдела образования. Население в этом городе Донецкой области едва ли превышает 20 тысяч человек. Тем не менее, гимназия смогла обеспечить себе место в сотне лучших в Украине.
По новым правилам ни город, ни громада больше не может решать, станет ли эта гимназия в Селидово лицеем и позволено ли ей будет набирать старшие классы. По букве закона и логике реформаторов, должен решать Донецкий облсовет. Но в регионе вообще нет облсовета, вместо него действует военно-гражданская администрация (ВГА). А о праве ВГА создавать лицеи в вышеупомянутой статье закона нет ни слова.
Да и сам закон о полномочиях ВГА уже тоже полон белых пятен (например, предполагает наличие ВГА в зоне Антитеррористической операции, а в Украине уже нет АТО, есть только ООС – операция объединенных сил). В итоге, кто и с какими полномочиями будет принимать решения о создании лицеев в Донецкой области, а также в Луганской, где тоже нет облсоветов, вообще не понятно.
Еще один пример попроще. Славутичский лицей Славутичского горсовета (Киевская область). 87 место в рейтинге лучших школ страны 2020 года. Население Славутича 25 тысяч человек. Ситуация аналогичная. Громада и горсовет больше не имеют права решать, останется ли их лицей лицеем. Теоретически сохранить нынешнее положение может Киевский облсовет. Но тогда возникает вопрос, а на чьем балансе будет учебное заведение.
Но даже критикуя скептиков реформы ее сторонники признают, что им нечего сказать родителям тех девятиклассников, которые уже окончательно окажутся на улицах после выпускного.
"Возьмите как пример Баштанскую ОТГ (Николаевская область, ОТГ объединяет 26 населенных пунктов, общая численность населения 22,5 тысячи человек. – Прим. Авт.) Там, например, ученики 9 класса всего ОТГ весной пойдут в никуда. На выбор у них только Баштанское ПТУ, где 2 года назад упала крыша. И лежит и до сих пор", – задает вопрос Стадному писательница и блогер Татуся Бо.
Один из вариантов по решению проблемы предложила Юлия Гришина, депутат от "Слуги народа", также входящая в комитет по образованию – предусмотреть условия в лицеях для временного проживания учеников, как это делается в ВУЗах. Но у такого решения есть другая проблема – где взять на это финансирование, если области с трудом содержат даже ПТУ.
Депутат-мажоритарщица из Винницкой области Лариса Билозир, которая одна из первых озвучила проблему с ликвидацией старших классов в небольших населенных пунктах уже подала в Раду законопроект, который может решить большинство новосозданных проблем. "Реформа – это глупая калька иностранного опыта, которая не учитывает украинские реалии", – отмечает депутат.
Документ был зарегистрирован в Верховной Раде в пятницу, 22 января, свои подписи под ним поставили 36 нардепов из разных фракций, которые на своих округах столкнулись с такими же проблемами.
В тексте документа говорится, прежде всего, о том, что отменяется порог в 50 тысяч жителей. Проект дает право населенным пунктам самим принимать решения по созданию лицеев. Таким образом, детям из мелких населенных пунктов не придется ездить на учебу в лицей в крупные города, или, что еще затратнее, проживать там. Громады сами смогут определять, где достаточно будет только гимназий, а где необходимы будут лицеи с узкоспециализированными направлениями.
Во-вторых, для создания лицея достаточно будет двух десятых классов (вместо нынешних четырех). То есть, при условии проживания в населенном пункте 50 школьников, которые хотят перейти в 10-й класс, такая возможность должна быть им создана.
В-третьих, опорные школы тоже смогут быть лицеями. То есть, школам, где учатся дети из разных близлежащих сел с обеспечением их подвоза в учебное заведение, предлагается позволить доводить детей не только до 9-го класса, а и давать полное среднее образование. Опять же, если их наберется минимум 50 человек.
В-четвертых, депутаты предлагают принять норму о том, что детям гарантируется право получать начальное и базовое среднее образование в государственных учреждениях образования, которые расположены ближе всего к месту проживания школьников.
На последнем пункте следует остановиться подробнее.
Первые классы без территориальной доступности
За скандалом с ликвидацией 10-х и 11-х классов практически незамеченной осталась другая важная проблема. Те школы, которые с нынешнего года превратятся в лицеи, больше не будут набирать детей в 1-е классы, даже если это ближайшее учебное заведение. А это значит, что многим первоклашкам придется гораздо дальше и дольше добираться в школы. То есть принцип поступления в ближайшее учебное заведение к месту проживания будет нарушен.
В Киеве уже разразился скандал с одним из самых популярных лицеев – "Голосеевским" №241. Поступление в этот лицей в предыдущие годы сопровождалось большим ажиотажем. На форумах можно прочесть даже о том, что люди нарочно покупали жилье на территории обслуживания этого учебного заведения, чтобы зарегистрировать там детей и таким образом гарантировать им поступление в этот лицей.
В 2020 году в лицей впервые было набрано рекордное количество – 6 первых классов, из-за чего учеников 3 классов даже перевели во вторую смену. А в 2021 году лицей не станет набирать первоклашек.
И эта новость крайне разочаровала родителей дошкольников.
"Наших детей планируют распределить по всему району, а как мы знаем, ни одна школа нас не будет радостно ждать", – возмущается одна из мам в соцсетях.
"Действительно, главой Голосеевской районной администрации в городе Киеве было принято решение, что за рядом учебных заведений, а именно лицей налогового и рекламного дела 21, специализированная школа 85, эколого-естественный лицей 116, лицей 227, лицей Голосеевский и учебно-воспительный комплекс "Ромашка" не должна закрепляться территория обслуживания, то есть, дети в первый класс в эти заведения не будут набираться. Это решение принято было 11 января 2021 года. Не исключаю, что такие решения приняты или будут приняты в ближайшее время и в других районах столицы, а может и по регионам. Думаю, что это сделано для того, чтобы постепенно реализовывалась норма действующего законодательства относительно формирования сети лицеев. На следующей неделе планируется заседания по данному вопросу в департаменте образования КМДА. Какое там будет принято решение, мне сложно сказать. Но, очевидно, что данный вопрос – это компетенция местной власти, и он должен приниматься в интересах детей", – поясняет "Стране" Андрей Черных, эксперт в сфере образования.
Депутат Лариса Билозир подтвердила "Стране", что это еще одна проблема, которая возмущает многих родителей. Именно поэтому в закон и предлагается внести изменения, которые по-прежнему будут давать детям возможность учиться в младших классах рядом с домом. Кстати, аналогичный принцип территориальной доступности отдельным законопроектом предлагается установить и для детских садиков.