- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 3
Новые права потребителей. Правительство меняет правила интернет-торговли
Источник – UBR
В Украине необходимо изменить законодательство в области интернет-торговли.
Об этом на своей фейсбук-странице написал замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства по вопросам цифрового развития, цифровых трансформаций и цифровизации Игорь Дядюра.
Е-commerce далек от идеала
Замминистра отметил, что "очень осторожно" приступил к изучению данного вопроса и сразу же заметил "разительную разницу" между отечественными магазинами и марктетплейсами по сравнению с иностранными, а именно "отсутствие достоверных данных о продавце".
"О какой детенизации, равных условиях ведения бизнеса и справедливой честной уплате налогов вообще можно говорить, если продавцы – неизвестны?" – задал замминистра риторический вопрос.
В качестве примера он привел личный опыт покупок на Prom.ua – 13 покупок и "ни одного раза продавец не обозначен легальным названием". Для сравнения Игорь Дядюра упомянул Amazon, AliExpress и другие заграничные магазины – "везде есть юридические реквизиты".
По его словам, для "белого честного бизнеса" нет никаких проблем указывать свои полные реквизиты – это затруднительно только для "теневиков".
В комментарии для UBR.ua Игорь Дядюра отметил, что будет инициировать нормативные изменения с помощью нового закона о защите прав потребителей.
Не все так плохо
Руководитель направления e-commerce интернет-магазина Wellamart.ua Иван Братусь в комментарии UBR.ua отметил, что законом об электронной коммерции уже регулируется сфера интернет-торговли.
Многие разделы содержат отсылочный характер, фактически приравнивая электронную торговлю с "наземной". Однако есть и четко регламентированные вещи, например, какая информация должна обязательно предоставляться стороной продавца.
Но это не регулируется, каким именно образом, как и когда.
"Является ли это проблемой? По моему субъективному мнению, наличие на сайте или где-либо еще информации о юрлице или ФЛП, которое непосредственно продает вам товар или услугу, не гарантирует безопасности сделки для покупателя. Мы живем в цифровом мире с открытыми реестрами физических и юридических лиц, не так трудно получить скан копии учредительных документов, если захотеть", – убежден Братусь.
В защиту маркетплейсов и их продавцов эксперт отметил, что первые вкладывают ресурсы в свою репутацию. Поэтому каждый продавец на таких площадках работает через договор как юрлицо или ФЛП.
Документы продавцов проверяются службами безопасности маркетплейсов. Качество предоставляемых услуг контролируются на уровне внутренних стандартов и требований. На некоторых маркетплейсах наличие прикрепленных документов даже влияет на рейтинг продавца и ранжирование его товаров.
Поэтому он предложил свой перечень признаков, гарантирующих покупателю защиту его прав:
оплата онлайн на сайте;
возможность получить товар в отделении почтовой службы и оплатить там же;
получение фискального чека.
"Если вы можете на том или ином сайте осуществить онлайн оплату, это означает, что есть учреждение, которое обязано по требованию финмониторинга проверить все документы продавца. Вы можете через банк отозвать платеж, обратиться в контролирующие органы в случае возникновения спорных ситуаций и от вас никто не скроется", – обрисовал ситуацию представитель Wellamart.ua.
Если покупатель может получить заказ, проверить качество товара и только потом оплатить его, то это тоже дает некоторую гарантию честности продавца.
"И вы уже не будете платить за кота в мешке", – заверил Иван Братусь.
Нормативный "тупик"
При наличии фискального чека также можно быть полностью уверенным, что оплата "прошла" через налоговую. Проверить подлинность такого чека можно на сайте – это гарантирует соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей.
По словам Братуся, на этом "последнем моменте" есть пробел в законодательстве – большая проблема, которая делает невозможным выдачу фискальных чеков.
Покупатель имеет право защищать свои интересы и выбирать удобный для него способ оплаты и доставки. Но до сих пор непонятно, как быть с фискальными чеками при оплате заказа у почтового оператора.
Продавец не может предоставить чек, так как покупатель еще не произвел оплату. Причем дата чека будет отличаться от фактического получения заказа покупателем. Что, кстати, сокращает для последнего гарантированный 14-дневный срок на обмен или возврат.
Почтовая служба также не может выдавать фискальные чеки за товары другого юридического лица. И именно решение этой проблемы, уверен Иван Братусь, должно стать задачей для наших законодателей и налоговой службы, которая до сих пор не предоставила разъяснения по этому вопросу.
По его словам, каждый e-commerce проект сейчас находится в условиях, когда нужно соответствовать стандарту отрасли.
Эти стандарты не ограничиваются законодательством Украины. Многие доступные рекламные инструменты имеют не украинские корни и функционируют в соответствии с нормативной базой других стран.
"Это заставляет интернет-магазины, которые готовы инвестировать в свое развитие и увеличивать поступления в бюджет, отвечать более строгим требованиям иностранных рекламных площадок и правилам обработки данных пользователей", – констатировал руководитель направления e-commerce Wellamart.ua.
Он также напомнил о законе о рекламе, который регулирует где, когда и каким образом можно коммуницировать со своей аудиторией.
Поэтому можно сделать вывод, что электронная коммерция в 2021 году значительно более безопасна и лучше защищает от мошенничества нечистых на руку продавцов по сравнению с офлайн торговлей.
Иван Братусь усомнился, что анонсированные Минэкономики законодательные изменения "полностью выведут электронную торговлю из тени". По его словам, это не удастся хотя бы потому, что есть такое явление как контрабанда – "серые" товары.
"Они ввозятся официально, на них цены значительно ниже, так как их себестоимость не включает "растаможку". То есть закон нарушается еще до момента продажи и такие продавцы будут существовать", – спрогнозировал он.
Маркетплейсы – вне закона
"Продавцы отчаянно ищут возможности расширять свои рынки сбыта, покупатели – стремятся покупать более дешево более качественный товар без риска для собственных финансов, здоровья, нервов, с минимальными временными затратами", – заявила UBR.ua Оксана Приходько, директор международной неправительственной организации "Европейская медиа платформа".
По ее словам, еще не так давно "электронные коммерсанты" залогом успеха своего бизнеса видели создание "продающего" сайта и использование всех доступных средств для его продвижения.
Сработала эта стратегия лишь у немногих – в основном нишевых – продацов. Большинство остальных коммерсантов устремились на различные "маркетплейсы" – или на "электронные торговые площадки".
"Почему в кавычках? Потому, что ни одного, ни другого термина в украинском законодательстве пока еще нет", – констатировала Оксана Приходько.
Зато сами маркетплейсы в Украине работают вовсю. Кто "в белую", кто "в черную", кто "в серую". Кто более успешно, кто – менее.
Многие украинские маркетплейсы пытаются копировать бизнес-модели своих американо-азиатских конкурентов. Естественно, игнорируя "тонкости азиатских и американских технологий". А именно: подача маркетплейсу полной информации о себе как о продавце, обязательный взнос в страховой фонд (для возмещения возможных убытков покупателя), обязательные коммуникации с налоговыми (и любыми другими) службами.
Из своего опыта Оксана Приходько поделилась наблюдениями, что, заказывая на Rozetka или Facebook какой-то товар, никогда не знает, кому придется платить – юрлицу или физлицу. В последнем случае при использовании кредитки приходилось платить "жуткие проценты".
В одном из крупнейших маркетплейсов Украины Prom.ua нам ответили, что смогут прокомментировать инициативу Минэкономики в течение нескольких дней.