Эксперт рассказал о риске экологической катастрофы в ОРДЛО

Это может произойти в случае затопления местных выработок, говорят эксперты. Однако достаточно проблем и у шахт, находящихся на подконтрольной Украине территории

На неконтролируемой Украиной территории Донецкой и Луганской областей находится более 60 шахт, которые рискуют стать причиной возникновения экологической катастрофы в регионе. Об этом в комментарии UBR.ua рассказал директор специальных программ научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

"Донецко-Луганский регион – он как сыр. Там под землей огромное количество выработок, которые между собой сообщаются. Целые районы могут просто уйти под землю вследствие неконтролируемого разрушения, затопления этих объектов", – рассказал Рябцев.

Эксперт также добавил, что при таком развитии событий существует опасность загрязнения подземных вод и питьевых источников региона. На Донбассе находятся шахта "Юный коммунар", где в советское время был произведен ядерный взрыв.

Радиоактивная вода из шахты в будущем может загрязнить горизонты питьевых вод, предупреждал ранее министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников.

Чтобы предотвратить указанные риски, необходимо привлекать специалистов к поддержанию старых выработок в безопасном состоянии. Однако соответствующие мероприятия не производятся не только на оккупированном Донбассе, но и в принадлежащих Украине регионах.

Так, несмотря на анонсируемые ранее планы правительства и министерства энергетики по трансформации угольных регионов, к их реализации власти пока не приступили. Как считает Геннадий Рябцев, препятствием выполнению этой и других амбициозных задач выступают конкретные чиновники.

"Большинство наших планов связаны с тем или иным руководителем того или иного ведомства. Проекты трансформации угольных регионов были во многом завязаны на [экс-врио министра энергетики Ольге] Буславец. Сейчас акценты сместились, и я пока ничего не слышал о каких-то новых действиях в этом направлении", – отметил Рябцев.

Один из планов предыдущих составов Минэнерго касался обеспечения прибыльности государственных шахт. В прошлом году для этого было создано специализированное предприятие "Укруголь", которое должно было заниматься закупкой и реализацией всего объема угля, добытого на госшахтах. Однако по мнению собеседников UBR.ua, на данный момент оно так и не заработало.

Глава Всеукраинской энергетической ассамблеи Иван Плачков, бывший министром топлива и энергетики в 2005-2006 гг., пояснил, что создание новых госструктур не сможет обеспечить прибыльность бюджетным предприятиям – соответствующие попытки предпринимались и ранее.

"Мы в свое время тоже создавали разные структуры, но проблема заключается в том, что наши государственные шахты не эффективны и нерентабельны. Чтобы они заработали, нужны колоссальные вложения. А денег нет, потому что не оплачивалась электроэнергия, не оплачивался уголь", – говорит Плачков.

В свою очередь Геннадий Рябцев, охарактеризовав "Укруголь" как "мертворожденное" предприятие, обратил внимание, что само его создание идет вразрез с нынешней тенденцией развития энергорынков.

"С одной стороны, если объединять убыточные предприятия, то прибыли не получишь. А с другой, все энергорынки движутся в другом направлении, компании проводят анбандлинг. А тут собирались создать вертикально-интегрированную компанию, надстройку. Кроме того, против ее создания высказывались и руководители шахт – не напрямую, но через профсоюзы, на всевозможных экспертных совещаниях", – говорит Геннадий Рябцев.

Значительную часть государственных шахт при этом спасти уже не удастся. По словам Рябцева, из 33 госшахт, находящихся на подконтрольной Украине территории, только 3-4 являются рентабельными. Как минимум 11 из них необходимо закрыть окончательно.

Перед тем, как ликвидировать объекты, часто являющиеся градообразующими, властям нужно обеспечить новые рабочие места уволенным шахтерам и другим сотрудникам госпредприятий.

"Причем создать рабочее место – это не о торговле на базаре. Это когда инженер получает работу по специальности, а шахтер – связанную с его предыдущим местом работы. Это и метрострой, и рекультивация, и все что связано с поддержанием старых выработок в безопасном состоянии", – пояснил эксперт НТЦ "Психея" Рябцев.