- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 14
Сильпо покупает Фуршет. Что изменится? 5 важных фактов о сделке
Почему Фуршеты станут Сильпо, что и за сколько покупает Костельман, и как сделка повлияет на рынок продовольственного ритейла Украины
Второй по размеру продовольственный ритейлер Украины, сеть Сильпо Владимира Костельмана, поглощает Фуршет Игоря Баленко.
Антимонопольный комитет дал разрешение на сделку 18 февраля.
Чем она примечательна? Рассказываем в пяти интересных фактах.
Предвестники слияния
О том, что сеть Фуршет может уйти с рынка, стало ясно в середине января, когда Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства дочернего предприятия Ритейл Центр, которое владеет Фуршетом. Тогда же компании-поставщики сети получили письма о моратории на расчеты с кредиторами.
Госреестр судебных решений пестрит десятками исковых заявления в адрес Ритейл Центра с требованиями взыскать с владельца Фуршета долги за поставленные товары и услуги. Сейчас таких заявлений (дело №904/76/21) от компаний, с которыми Фуршет не рассчитался, более полутора сотен. Речь идет о десятках миллионов гривень.
На покупку Фуршета может претендовать Сильпо, рассказывали эксперт по ритейлу Александр Ланецкий и топ-менеджер одной из крупных торговых сетей.
Наряду с Сильпо назывались и другие конкуренты – АТБ, Novus и Varus. Но в пользу компании Костельмана говорил тот факт, что новые магазины сети уже открывались на месте закрытых Фуршетов, в частности, в Киеве на улице Ярославской, Магнитогорской и Столичном шоссе.
В пресс-службе Fozzy Group, в которую входит сеть Сильпо, LIGA.net сообщили, что новые магазины на месте старых Фуршетов до оглашения сделки открывались в свободных помещениях. "Это были локации, освободившиеся после предыдущего арендатора", – отметили в компании.
Что покупает Костельман
Сделка коснется магазинов в 21 городе, следует из сообщения АМКУ. Это – Киев, Полтава, Винница, Хмельницкий, Черкассы, Ивано-Франковск, Кропивницкий, Калуш, Каменское, Каменец-Подольский, Коростышев, Малин, Нетешин, Никополь, Обухов, Прилуки, Смила, Трускавец, Умань, Ирпень, Кривой Рог.
Такое поглощение станет 12-м за годы работы сети. Предыдущие 11 покупок ритейлера выглядят так:
Точного количества торговых точек, которые станут частью Сильпо, в компании не называют. По словам топ-менеджера крупной торговой сети, Баленко может продать не все магазины, оставив себе самые успешные локации. Основатель Фуршета Игорь Баленко также не отвечает на звонки и сообщения.
Согласно информации на сайте Фуршета, сейчас в сети 25 магазинов, 11 из них – в столице. Всего год назад сеть Фуршет насчитывала 39 точек, а в 2016-м их было 81, рассказывал LIGA.net директор компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
Сколько стоит Фуршет
Ответить на этот вопрос сложно – деталей сделки стороны не разглашают.
"Покупать у Фуршета практически нечего, все помещения брались в аренду", – говорил LIGA.net бывший гендиректор Фуршета Евгений Кулинич.
Сильпо достигло соглашения с сетью Фуршет о передаче права на аренду помещений части магазинов, а также выкупе торгового оборудования, уточнили в пресс-службе компании.
Фуршеты обошлись Сильпо гораздо дешевле, чем Billa для литовских инвесторов сети Novus, где каждый из 35 магазинов Billa Ланецкий оценивал примерно в $1 млн. Во-первых, потому что состояние магазинов намного хуже, во-вторых, потому что многие торговые точки расположены в небольших городах областного и районного значения, где недвижимость в разы дешевле столичной.
Учитывая долги Фуршета, покупатель мог погасить обязательства ритейлера в счет запрошенной за магазины суммы, добавляет Ланецкий
Насколько вырастет Сильпо?
Если сеть Костельмана покупает все 39 супермаркетов Фуршет, а не только обозначенные на сайте 25 активных торговых точек, то количество магазинов Сильпо перевалит за три сотни. Первый сценарий более вероятный – в перечне городов, которые затрагивает сделка, есть такие, где Фуршеты закрылись в 2019-2020 годах.
В любом случае, покупка магазинов в регионах выводит Сильпо на новый уровень. Сеть долгое время концентрировалась на развитии бизнеса в Киеве и Киевской области. Теперь же, получив доступ к помещениям в регионах, Сильпо может усилить региональную экспансию.
По словам одного из топ-менеджеров Fozzy Group, куда входит Сильпо, в ближайшие годы ритейлер планирует сосредоточиться на приведении супермаркетов сети к единым стандартам, а темпы экспансии замедлятся. До 2023 года компания планирует открывать до 10 новых магазинов Сильпо в год.
Гонка за лидером
По мнению экс-гендиректора Фуршета Евгения Кулинича, глобально картина на рынке ритейла не изменится: доля Фуршета незначительна.
Сейчас в сети Сильпо 277 супермаркетов. Она – вторая по размеру в сегменте продовольственного ритейла. В прошлом году сеть пополнилась 18 магазинами. Но основного конкурента и лидера рынка – АТБ Геннадия Буткевича – Сильпо точно не догонит. В 2020 году АТБ нарастил сеть на 127 магазинов до рекордного 1201 магазина.
Костельману не поможет даже сеть магазинов у дома Фора, которая также входит в Fozzy Group. Она насчитывает по итогам 2020 года 265 торговых точек.