- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 4
Вывели из-под украинизации. Кто попал в "коренные народы" Зеленского и почему об этом заговорил Путин
Законопроект о коренных народах, который президент Зеленский в конце мая подал в Раду, снова начали активно обсуждать – не только в Украине, но и в России.
Этот документ вводит особые права для трех национальностей – крымских татар, караимов и крымчаков. Они, в отличие от тех же русских, смогут учиться на родном языке.
Тему активизировал российский президент Путин в своем интервью, посвященном Украине.
Он раскритиковал законопроект, обвиняя власти Украины в дискриминации русских и других народов, населяющих страну, которые привилегий "коренных" не удостоились. Также он сравнил идею Зеленского с практиками нацистской Германии.
На днях осудили законопроект и в российской Госдуме.
Но даже без этих заявлений закон о коренных народах и так достаточно скандален. Страна разбиралась в заявлениях вокруг него и в сути документа.
В чем суть "коренных народов" по-украински?
Законопроект Владимира Зеленского, поданный в Раду 18 мая, дает развернутое определение, что такое коренной народ.
Им является "автохтонное этническое сообщество, которое сформировалось на территории Украины, является носителем самобытного языка и культуры, имеет традиционные, социальные, культурные или представительские органы, осознает себя коренным народом Украины, является этническим меньшинством в составе населения и не имеет государственного образования за пределами Украины".
Такая формулировка, по сути, означает, что русские в Украине не могут считаться коренным народом. Как и венгры, поляки, белорусы, греки, молдаване, евреи – и все другие, кто столетиями жил на территории Украины.
Исключением стали только крымские татары, караимы и крымчаки. Они вписаны в законопроект как единственные коренные народы Украины.
В случае принятия документа, им предоставляются широкие культурные, экономические, образовательные и языковые права. Так, им можно создавать свои учреждения образования, обучаться на родном языке. В отличие от тех же – русских (второй по величине нации в Украине) – у которых такое право забрали.
"Коренные" могут создавать свои средства массовой информации. Им дается право получать финансирование своих представительских органов из госбюджета.
Законопроект дает гарантии правовой защиты представителей коренного народа – от любых действий, направленных на лишение признаков этнической принадлежности.
Например, принудительной ассимиляции или интеграции в любой форме. Также для "коренных" прописана защита от расовой, этнической или религиозной ненависти.
Из этих формулировок следует, что остальные этнические меньшинства в Украине можно ассимилировать и они не обладают теми же правами относительно использования своего языка, как и "коренные" народы.
Что заявили в России
Еще 8 июня Госдума РФ официально осудила документ, который Зеленский подал в Раду.
Парламент России назвал законопроект "вопиющей провокацией, направленной на обострение напряженности и конфликтов как внутри Украины, так и за ее пределами".
"Росчерком пера права считать себя коренными народами на территории Украины лишаются миллионы русских (17,2 % населения, по данным последней переписи), сотни тысяч белорусов (0,57 %) и молдаван (0,54 %), входящих в тройку самых крупных национальных меньшинств на Украине.
К коренным народам, в случае принятия "неотложного закона", не вправе будут отнести себя ни венгры и русины Закарпатья, ни евреи, ни болгары в Одесской области, ни греки в Приазовье", – говорится на сайде Думы.
Российские депутаты обратились в ряд международных структур, включая ОБСЕ и ПАСЕ.
Им предложили осудить попытку Украины "разделить ее население на коренное и некоренное". Эта попытка, по мнению парламентариев, "может иметь самые серьезные последствия для самого существования Украины как государства".
На следующий день тему последствий для Украины из-за этого законопроекта поднял и Путин.
"Это приведет к тому, что сотни тысяч, а может и миллионы, вынуждены будут либо уехать, не желая быть людьми второго сорта, либо начнут себя переписывать как-то по-другому. Это мощный, серьезный удар по русскому народу в целом. Это не может быть для нас безразличным", – заявил он в интервью 9 июня.
Российский президент отметил, что русские – это коренной народ в Украине. Аргумента два. Первый – жители областей, которые вошли в состав России после Переяславской Рады, "считали себя русскими и православными".
Второй – Украину в современных границах создал Советский Союз, то есть также при прямом участии русского народа.
Деление народов на коренные и некоренные Путин сравнил с историческим антипримером – нацистами. "Это уже точно совершенно смахивает на теорию и практику нацистской Германии", – высказал свое мнение президент России.
"Как быть? Сам Зеленский еврей по национальности. Я не знаю, у него, может быть, там, кровь намешана. Что делать вот с этими людьми? Им что, сейчас будут мерить черепа циркулем, как в нацистской Германии? Так как там определяли настоящего и ненастоящего арийца, сейчас так будут определять настоящего и ненастоящего украинца?!" – сказал Путин.
Также президента России возмутил пункт законопроекта о том, что коренные народы не могут подвергаться дискриминации в Украине: "А не коренные, значит, могут? В том числе и русские. А также румыны, поляки, венгры".
При этом он считает, что Запад будет закрывать глаза на эти вопросы в Украине – поскольку Европу и США устраивает антироссийский вектор Киева.
"С Украиной строятся отношения таким образом, что она рассматривается как антипод России. [А потому] Украину предпочитают не трогать... И в том числе не замечать свастики, с которой ходят неонацисты по городам Украины", – заключил Путин.
Что ответили в Украине
На российскую критику сразу после постановления Госдумы начали отвечать в Украине. Представитель Зеленского по Крыму Антон Кориневич предложил "не оглядываться на реакцию оккупантов и идти вперед".
После заявлений Путина посыпалось больше реакций со стороны официальных лиц.
Вице-премьер Алексей Резников заявил, что в самой России есть такой закон.
"Был принят федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а в следующем году утвержден перечень народов, который сейчас включает 47 названий. То есть понятие коренного народа в российском законодательстве присутствует более 20 лет, но в этом списке нет ни только украинцев, белорусов, татар или якутов, но и самих русских", – возмутился Резников.
Отметим, что формулировка закона о "малочисленных" народах исключает появление там украинцев и уж тем более русских. То есть речь о небольших национальностях. Которых, к слову, в России 47, а не три, как в Украине (хотя и у нас их по факту гораздо больше).
При этом Резников умалчивает, что в России отдельные национальные республики имеют право на свои государственные языки помимо русского. Например, Татарстан.
Да и в Крыму государственным являются помимо русского также и украинский, и крымско-татарский языки.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба в заочной полемике с Путиным зашел с другой стороны. Он заявил, что в Украине никто никого не притесняет. И добавил, что термин "коренные народы" взят из практики ООН.
"Термин "коренные народы" – устоявшийся в международном праве, в частности Декларации ООН о правах коренных народов. Предложенный президентом законопроект воплощает ведущие нормы международного права в национальном законодательстве", – сказал министр.
Что на самом деле говорится в декларации ООН?
Отметим, что в Декларации, которую упомянул Кулеба, вообще нет четкого определения, что такое "коренной народ". А в разъяснениях к документу на сайте ООН говорится, что это сделано намеренно.
"Декларация ООН о правах коренных народов не включает определения понятия "коренные народы". Согласно Декларации, основополагающим критерием является собственное осознание себя как коренного народа. В Декларации сказано, что коренные народы имеют право определять себя или свою этническую принадлежность в соответствии со своими обычаями и традициями", – говорятся в разъяснении ООН.
Итак, мы видим, что не государство должно решать, кто коренной, а кто нет, а сама общность. В Украине же собираются директивно назначить "привилегированные" народы.
Второе важное отличие декларации ООН от украинского законопроекта – там не говорится, что коренной народ не должен иметь своего национального государства за пределами страны пребывания.
Именно такая формулировка Зеленского исключает из перечня коренных народов русских или, к примеру, греков, которые по остальным критериям имеют право на такой статус.
Кстати, непонятно, как Россия, Греция или Беларусь должны защищать права своих собратьев на территории Украины. Получается, что законопроект подталкивает остальные меньшинства к эмиграции?
Очевидно, что прикладная цель законопроекта – закрепить языковую сегрегацию в Украине.
После принятия законов об украинизации и среднем образовании языковые права национальных меньшинств оказались резко сужены, а русских – практически обнулены. Это вызвало критику в Европе. Венецианская комиссия потребовала изменить эти законы или принять новый – о правах национальных меньшинств, где исправить ситуацию с языками обучения.
У Зеленского обещали такой закон принять. Однако по факту (видимо, чтоб отбиться от критики украинизации) предложили законопроект о "коренных народах". Который никак не отменяет дискриминацию крупнейших национальностей страны.