- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 6
Штраф до 180 тыс. грн. С 1 июля инспекторы ходят на предприятия и ищут неоформленных работников
С 1 июля в Украине стартовала масштабная кампания по выявлению нелегальной занятости. Предприниматели в результате выездных инспекций Гоструда могут получить штраф от 8,5 тыс. до 180 тыс. грн.
Размер санкции будет зависеть от типа нарушений, совершено ли оно в первый раз или повторно, а также от того, на какой группе налогообложения зарегистрирован предприниматель.
UBR.ua рассказывает, как Гоструда будет проверять бизнес, какие штрафы и при каких условиях будут выписывать.
Кого проверят
Даже в рамках "антитеневой" кампании инспекторы не имеют права безосновательно прийти с проверкой на предприятие. Всего у Гоструда есть 11 оснований для начала инспекции. Среди них, прежде всего, обращение самого работника и физлица о нарушении прав сотрудников, а также решение "руководителя Гоструда после анализа информации из СМИ и других источников".
Такими источниками для инспекторов, судя по всему, должны стать данные, полученные в первой половине 2021 года, в ходе проведения информационной кампании. В его рамках инспекторы объясняли преимущества официального трудоустройства на предприятиях.
В Минэкономики отчитались, что за указанный период "было проинформировано 62 тыс. работодателей и их работников".
"В частности в сферах торговли было проинформировано 36 тыс. человек, сельского хозяйства – 6 тыс. человек, транспорта – 5 тыс. человек, организации питания – 3 тыс. человек", – указано в сообщении ведомства.
Как отметили в Минэкономики, теперь на "инспекционном" этапе кампании в поле зрения проверяющих попадут те предприниматели, которые не отреагировали на "длительную информационную кампанию и продолжают уклоняться от декларирования наемных работников".
Как в свою очередь объяснил директор департамента по вопросам труда Госслужбы труда Владимир Гончарук в интервью "UA: Українське радіо", инспектировать начнут тех работодателей, которых по итогу разъяснительных мероприятий инспекторы включили в список имеющих "высокую степень риска использования незадекларированного труда".
Он отметил, что для формирования такого списка инспекторы во время информационных визитов фиксировали "визуально" количество трудящихся работников, а затем "сверяли информацию с реестром застрахованных лиц".
"Например, заведению общественного питания инспектор труда разъяснял преимущества трудоустройства, при этом он визуально видел, сколько у того используется наемных сотрудников. Например, он видит, что минимум 10, а в реестре застрахованных лиц, к которому инспекторы труда имеют доступ, у этого работодателя только два работника", – рассказал Гончарук, как работодатели попадают "на карандаш" к инспекторам.
Директор департамента Гоструда также добавил, что инспекторы отслеживают и дальнейшую деятельность работодателя – оформлял ли он работников после визита или нет.
Готовиться стоит всем
По мнению экс-главного госинспектора Украины по вопросам труда Андрея Черкасова, проверки в любом случае коснутся тех экономических сфер, где "теневое" трудоустройство традиционно имеет широкое распространение:
розничная торговля;
сельское хозяйство ("в меньшей степени переработка, в большей – растениеводство");
строительство.
Черкасов полагает, что, в отличие от указанных сфер, производственные предприятия проверять неразумно, так как там "хотя бы на минимальную зарплату оформлено абсолютное большинство сотрудников".
Он также считает, что больше шансов у инспекторов выявить неоформленную занятость в регионах с "не лучше экономической ситуацией", где бизнесу "приходится экономить на всем" и, соответственно, на налогах.
По мнению управляющего партнера ЮК "Наказ" Филиппа Орлова, проверки все же будут в основном проходить в крупных городах, вроде Киева, Одессы, Харькова, Львова.
"Однако готовиться нужно всем. Никогда не предугадаешь, к кому инспектор пожалует на этот раз", – подчеркнул Орлов.
Порядок проверки – когда инспектора можно не пустить
Инспектор, получив правовые основания для начала проверки, имеет возможность проводить ее в любое время, заранее не предупреждая предпринимателя о визите. Он, правда, обязан предъявить:
служебное удостоверение – в ином случае на предприятии имеют право не допустить инспектора в помещение;
также, по требованию представителей компании, проверяющий должен предоставить копию инспекционного направления.
После того, как инспектор зашел на объект, он получает свободный доступ ко всем производственным, служебным и административным помещениям. Проверяющий имеет право получать любые документы, которые касаются работников.
Другие вопросы деятельности компании инспекторы не смогут выяснять.
Во время посещения инспектор также имеет право общаться с работниками и руководителями, наедине или в присутствии свидетелей, а также делать фото-, видео- и аудиозаписи. При надобности могут привлекать к проверке правоохранителей.
Начальство сдают сами сотрудники
Как считает Филипп Орлов, именно во время непосредственного общения с работниками инспекторы чаще и узнают о том, что те не зарегистрированы, так как неподготовленные заранее сотрудники могут проговориться об этом.
Поэтому руководители предприятий, говорит юрист, часто готовят своих сотрудников, и "даже распечатывают памятки для того, чтобы те наизусть знали, что им нужно ответить на тот или иной вопрос инспектора.
"Некоторые отстраняют от работы подобных работников на время проверки, некоторые просят работников игнорировать вопросы инспектора и на все отвечать: "Я не знаю, я здесь в гостях к подруге/бабушке/двоюродному брату пришел", – отметил Орлов.
Нынешние проверки будут отличаться
Андрей Черкасов обратил внимание, что в этот раз инспекционные мероприятия будут иметь особенность: Гоструда будет проводить их при поддержке Государственной налоговой службы. Это, говорит он, может повысить эффективность проверок.
"Теоретически и трое могут пойти на взятку, но практика свидетельствует – когда работают два-три человека из разных организаций, когда составы "бригад" постоянно меняются, вероятность коррупции минимизируется. А коррупционные риски будут, ведь штраф измеряется десятками тысяч гривен", – отмечает Черкасов.
При этом Черкасов считает, что к проверкам стоило бы привлечь Госслужбу занятости (ГСЗ), так как "именно она часто обладает информацией, на каких предприятиях работники частично или полностью не оформлены". Кроме того, работников ГСЗ просто больше, чем инспекторов Гоструда, так как первые трудятся в каждом "городе и районе".
Кому предупреждение, а кому – штраф
По КЗоТ предусмотрены штрафы за допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора, за выплату зарплаты без начисления единого взноса и ЕСВ, за оформления работника на неполный рабочий день (при выполнении им работ полный рабочий день).
Штрафы за это накладываются непосредственно на субъект хозяйствования. Размер санкций следующий:
при первом выявлении штраф составит 10 минзарплат (60 тыс. грн.) за каждого работника. Он грозит тем работодателям, которые не являются плательщиками единого налога I-III групп. Для таких "единщиков" в первый раз предусмотрено лишь предупреждение;
при повторном выявлении нарушения на протяжении двух лет после – 180 тыс. грн за каждого работника. Такой штраф за второе нарушение заплатят и "единщики" I-III групп.
Административная ответственность применяется уже к должностным лицам, в том числе руководителям предприятия или физлицу-предпринимателю. Чтобы выписать админштраф, трудовой инспектор передаст данные о нарушениях в суд – за ним останется окончательное решение, выписывать штраф или нет, и в каком размере.
По КоАП установлены наказания за следующие нарушения и в таких границах:
за допуск сотрудника к работе без оформления – от 8,5 тыс. до 17 тыс. грн;
за допуск к работе иностранца либо лица без гражданства на условиях трудового договора без разрешения на использования их труда – 17-34 тыс. грн.
Также КоАП предполагает вынесение штрафа за недопуск инспектора на предприятие или препятствие его деятельности в размере от 850 грн до 1,7 тыс. грн. По КЗоТ это же нарушение карается 16 минимальными зарплатами (96 тыс. грн).
Штрафы по КоАП и КЗоТ могут применяться одновременно (в том числе за одно и то же нарушение). Однако если, к примеру, руководитель является одновременно и ФЛП, то штраф может быть только один.
Это, отмечает юрист Филипп Орлов, зафиксировано и в постановлении Верховного суда в составе объединенной палаты Кассационного административного суда от 22 декабря 2020 года, где сказано, что привлечение ФЛП одновременно и по 41 ст. КоАП, и по 265 ст. КЗоТ невозможно, так как такое решение противоречило бы принципу "non bis in idem" (лат. не дважды за одно и то же) как составного элемента принципа верховенства права".
Предприниматель может оспорить вердикт инспектора наложить санкции за нарушения по КЗоТ – для этого нужно через 10 дней после вынесения санкции обратиться в территориальный орган Гоструда. Обращение будет рассматриваться 30 дней. Оспорить штраф по КоАП можно непосредственно в суде.
Также в некотрых случаях предусмотрена и уголовная ответственность – 172 ст. Уголовного кодекса: "Грубое нарушение законодательства о труде". В таком случае привлекут Нацполицию, которая проведет уголовное производство.
Повторные проверки
После первой проверки, которая предпринимателям на I-III группе единого налога грозит лишь предупреждением, может пройти два года, в течение которых инспекторы могут выписать 180 тыс. грн штрафа за каждого неоформленного трудящегося.
Однако законом не установлено, когда проверяющие должны будут совершить следующий визит.
Как поясняет юрист Филипп Орлов, инспекторам запрещается проводить внеплановые проверки на тех же основаниях, которые стали причиной для предыдущей инспекции.
Но в то же время основанием для повторного визита может стать проверка, исполнил ли предприниматель предписания по устранению нарушений законодательства, выданных при предыдущей инспекции.
Директор департамента по вопросам труда Гончарук объяснял, что после первого предписания инспектор отследит, трудоустраивает ли предприниматель работников или нет. Но при этом будет следить за динамикой и "на второй день он не придет", пояснил Гончарук.
В свою очередь Андрей Черкасов указал, что для оформления сотрудника хватит 1-3 дня. Поэтому инспекторам не нужно "затягивать" с повторным визитом, а провести его "максимум через неделю".
С другой стороны, говорит Орлов, при выдаче предписаний должны быть указаны сроки их исполнения – "однако возможна ситуация, когда в установленные сроки устранить нарушения просто невозможно".
"В таком случае можно обратиться за помощью к юристам для обжалования неадекватных сроков устранения нарушений", – указал Орлов, а также добавил, что лучше сделать это заранее, до повторного прихода инспекции по труду.
Легализуют 6 тыс. работников. Всего в тени – больше 3 млн
Как отметил Владимир Гончарук, всего инспекционная кампания будет проходить три месяца. За это время в Гоструда рассчитывают выявить около 6 тыс. незадекларированных наемных работников. Но выписка штрафов при этом – не главная цел проверяющих.
"Мы в первую очередь надеемся, что этих 6 тысяч человек оформят согласно действующему законодательству", – указал Гончарук.
В целом кампанию Гоструда нельзя назвать всеохватывающей. Сам Гончарук указывает, что всего в Украине насчитывается почти 3,2 млн незарегистрированных работников, из которых 60% работают совсем в тени – то есть на предпринимателей, которые не зарегистрировали бизнес.
Поэтому и цель кампании не побороть "серые" доходы, а лишь снизить уровень нелегальной занятости.
Андрей Черкасов уверен, что в этом смысле более эффективными проверки инспекции по труду могут стать лишь при широком содействии информационных служб: инспекция должны каждый день публиковать данные о количестве выписанных штрафов и числе найденных неоформленных трудящихся.
"Это было бы побуждением для других работодателей все-таки перейти на официальные трудовые отношения", – говорит Черкасов.