Снижение тарифа на электроэнергию "профинансирует" бизнес: траты заложат в ценники

Для среднего киевского домохозяйства платежка может снизиться на 45 грн. Но в целом месячные расходы вырастут из-за повышения цен в магазинах

Правительство решило с 1 октября снизить цену электроэнергии для большинства населения Украины на 24 копейки – с 1,68 грн до 1,44 грн/кВт-ч. Однако пока не разъяснило, кто компенсирует компаниям разницу между этой ставкой и более высокой рыночной стоимостью электричества.

На данный момент власти не опубликовали ни текста постановления об удешевлении э/э, ни даже детальных объяснений принципа, по которому это произойдет.

Ранее в правительстве обсуждалась возможность снизить цены для бытовых потребителей за счет финансирования ремонта электросетей и модернизации инфраструктуры – ее обеспечивают операторы систем распределения (ОСР, т.н. облэнерго), которым власти выделяют на это деньги из тарифной выручки.

Однако сами ОСР после утверждения Кабмином обновленной модели ПСО (спецрежима для участников рынка э/э, правила которого обеспечивают пониженную цену для населения) заявили, что правительство все же решило обойтись без их участия в субсидировании низких потребительских цен.

Эту информацию подтверждают и отдельные эксперты.

Собеседники UBR.ua затрудняются ответить, каким образом можно обеспечить снижение расценок за услугу, если не забирать средства у энергетических предприятий. Единственный вариант покрыть расходы на снижение цены для населения – увеличить тарифную нагрузку на бизнес.

Подешевеет в среднем на 45,5 грн

Тариф на электроэнергию для украинских домохозяйств, потребляющих в месяц до 250 кВт-ч, с 1 октября будет снижен до 1,44 грн/кВт-ч. Те украинцы, которые расходуют более 250 кВт-ч в месяц, будут платить за энергию по действующему сейчас тарифу – 1,68 грн/кВт-ч.

По данным Минэнерго, снизятся цены на электрику примерно для 80% украинцев. Это подтверждается и статистикой компаний – согласно данным ДТЭК, в 2020 году в среднем киевские домохозяйства потребляли 190 кВт-ч в месяц. По предложенной ставке месячные затраты на электроэнергию для них составят 273,5 грн.

Сейчас же они, при расходе в 190 кВт-ч, тратят 319 грн – то есть фактически удешевление составит 45,5 грн.

Отметим, что это все равно чуть больше, чем украинцы платили до января 2021 года – тогда правительство отменило льготный тариф на первые 100 кВт-ч, составляющий 0,90 коп./кВт-ч. С его учетом и при расходе 190 кВт-ч бытовые потребители платили 241 грн/мес. за электричество.

Снизить цены хотели за счет ремонтов сетей

Как сниженные, так и действующие цены на электричество значительно ниже себестоимости ресурса.

Как отмечает нам эксперт программы "Энергетика" Украинского института будущего (УИБ) Андриан Прокип, безубыточный тариф на электричество в среднем по Украине должен достигать 2,42 грн/кВт-ч.

Cопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, ссылаясь на расчеты госрегулятора рынка – Нацкомиссии, регулирующей сферы энергетики и ЖКХ (НКРЭКУ), – указывает, что с учетом издержек всех участников поставок э/э, а также НДС, экономически обоснованный тариф для потребителей должен был бы достигать 3,4 грн/кВт-ч.

Директор энергетических программ центра Разумкова Владимир Омельченко отметил в беседе с UBR.ua, что цены для населения в соседних с Украиной странах Европы и вовсе достигают 7 грн/кВт-ч.

Нынешний механизм ПСО обеспечивает льготную стоимость ресурса за счет государственных производителей оператора гидроэлектростанций "Укргидроэнерго", а также оператора атомных станций "Энергоатома", на который ложится основное бремя ПСО.

Половину своей генерации АЭС продают через посредников (ГП "Гарантированный покупатель" и частных электропоставщиков) на нужды населения по 15 коп./кВт-ч. Это значительно ниже себестоимости производства, которая достигает 54 коп./кВт-ч.

Из-за спецобязательств у "Энергоатома" не хватает денег на модернизацию производства, ремонты, строительство новых энергоблоков.

Однако сейчас, на фоне отказа от импорта э/э из России и Беларуси, финансовая стабильность компании стала как никогда важна – если компания не сможет обеспечить работу на полную мощность в течение отопительного сезона, то Украина будет вынуждена закупать э/э за границей и таким образом провалит интеграцию с ENTSO-E.

Чтобы облегчить обязанности "Энергоатома", и при этом незначительно поднять ценники для бытовых потребителей, власти хотели изменить нынешнюю "товарную" модель ПСО (то есть предполагающую прямые поставки дешевой электроэнергии для населения от "Энергоатома") на "финансовую".

По ней "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" не освобождаются от обязанности обеспечивать низкие цены для населения. Но продавать энергию электропоставщикам, которые перепродают энергию непосредственно домохозяйствам, будут по рыночным ценам.

Как объясняла экс-министр энергетики Ольга Буславец, цена реализации э/э госпроизводителей для поставщиков будет установлена на уровне средней цены на одном из сегментов оптового рынка – рынка на сутки вперед (РСВ).

Уже затем "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" будут перечислять деньги электропоставщикам на погашение их убытков, которые возникнут из-за разницы между закупочной ценой и ценой для населения.

Так как доходы компаний при вышеописанной схеме вырастут, то за их счет они смогут компенсировать убытки электропоставщиков. Однако в случае снижения тарифа для населения разница между рыночной и льготной ставкой может стать чрезмерно высокой – и средств для компенсации может не хватить.

По этой причине власти рассматривали вариант возложить обязательства по финансированию ПСО на облэнерго – региональных компаний, занимающихся транспортировкой ресурса и обслуживанием электросетей.

По сути, объясняет Дмитрий Марунич, в данной модели операторы систем распределения выделяли бы на ПСО часть тех средств, которые сейчас им разрешается выделить на модернизацию и обслуживание инфраструктуры (по системе так называемых RAB-тарифов).

Однако 11 августа, когда КМУ утвердил новую модель ПСО, в общественном объединении "Умные электросети Украины" (УЭУ), членами которого являются 14 из 25 облэнерго, сделали заявление, что их исключили из модели ПСО.

Как объяснил UBR.ua исполнительный директор УЭУ Александр Баранюк, такой вывод в компании сделали не на основании официальных документов – с окончательной редакцией нового ПСО их еще не ознакомили – но исходя из заявления министра энергетики Германа Галущенко по поводу утверждения модели.

В нем ключевыми участниками ПСО министр назвал только "Энергоатом" и "Укргидроэнерго", а про облэнерго не упомянул.

"Исходя из этого мы сделали вывод, что мы не будем в первом цикле ПСО", – отметил Баранюк.

Кто заплатит, если не облэнерго

По словам Александра Баранюка, на совместных совещаниях с Минэнерго чиновники заверяли представителей облэнерго, что даже в случае их участия в ПСО ,на распределительные компании выпадет минимальная доля нагрузки финансирования дешевой электроэнергии.

Суммарно, говорит Баранюк со ссылкой на расчеты министерства, на покрытие разницы между фиксированным и рыночным тарифом необходимо выделить 48 млрд грн. Но это при ставке 1,68 грн/кВт-ч. При снижении тарифа до 1,44 грн/кВт-ч для большинства населения эта планка повышается до 62 млрд грн.

Большую часть средств должен был осилить "Энергоатом", у которого они бы появились за счет продажи ресурса по рыночным ценам. Как отмечает исполнительный директор УЭУ, оператор АЭС не продавал бы электроэнергию в опте дешевле 1,7 грн/кВт-ч.

Однако Баранюк высказал сомнение, что оператору АЭС удастся получить достаточно средств для этого. Например, доходы компании снизятся в случае временного ухода части мощностей на ремонтные работы.

"Нет никаких гарантий, что "Энергоатом" сможет весь период действия ПСО равномерно отдавать электроэнергию", – констатирует эксперт.

Опрошенные UBR.ua эксперты полагают, что для перекрытия дефицита средств властям так или иначе придется пойти на удорожание услуг для предприятий.

Напрямую власти не влияют на коммерческую цену поставок – цена формируется исходя из оптовой цены электропоставщиков и их маржи. Но на регулируемых оптовых рынках НКРЭКУ может вводить верхние ограничения стоимости ресурса (т.н. прайс кэпы – верхние и нижние ограничения цен на рынке).

На данный момент верхний прайс кэп находится на уровне 4 грн/кВт-ч, отмечает Марунич.

Вероятно, властям придется в очередной раз поднять их. Таким образом генерирующие компании получат больше денег от промышленности, которая просубсидирует низкие цены электроэнергии для населения.

"Из воздуха деньги не берутся. Если цена для населения падает, а выручка "Энергоатома" растет, то кто-то это должен компенсировать. Я не видел постановления ПСО, но, вероятно, что недостающие деньги придется брать у одного из участников рынка, а он переложит свои затраты на бизнес. Поэтому высока вероятность, что коммерческая цена вырастет. Компании заложат возросшие траты в стоимость товаров и услуг, за которые заплатит потребитель ", – считает эксперт УИБ Андриан Прокип.

На сколько могут подорожать товары и услуги

Стоимость электроэнергии для промышленности может составлять очень высокую долю в себестоимости продукции – вплоть до 60%, отмечал президент объединения предприятий "Укрметаллургпром" Александр Каленков.

Впрочем, у производителей продуктов питания, на которые украинцы тратят до 45% бюджета в месяц, доля электричества в себестоимости не столь существенная, говорит гендиректор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

"Большая доля электроэнергии в цене выпечки и хлеба – здесь она достигает 10%. Также много электроэнергии нужно для производства продуктов с высокой добавленной стоимостью, например, для сушенной ягоды – у нее доля э/э в себестоимости доходит до 20%. Но в основном электроэнергия составляет от 3 до 7% в цене продуктов. Поэтому удорожание электроэнергии сильно не повлияет на их стоимость", – высказал мнение Дорошенко.