Учитель объясняет, что пошло не так с реализацией реформы НУШ в пятых классах

Перегруженность школьников предметами остается, учебников, написанных под новые программы, нет, а сами программы писались на скорую руку.

Реформа НУШ подходит вплотную к старшей школе. С этого учебного года вся начальная школа будет учиться в Новой украинской школе. И именно сейчас начинается пилотирование Новой украинской школы для 5-классников, чтобы «запустить» ее в следующем учебном году.

Но уже сейчас заметно, что что-то идет не так. Причины торможения дальнейшего развертывания НУШ анализирует учитель Михаил Девдера в статье «Беспилотная Новая украинская школа: почему реформа образования «заглючила»».

«Когда сейчас я анализирую события и факты, связанные с подготовкой к дальнейшему развертыванию НУШ уже в пятом классе, становится очень грустно. Мне с моей глубокой периферии все чаще кажется, что никто там, в верхах, не занимается достижением провозглашенных целей», – пишет автор.

Девдера, опуская разбор общеизвестных сведений о целях и средствах реализации реформы, останавливается на одном из ключевых ее компонентов – новом содержании образования.

«Но как только ответственные структуры взялись за обновление, оно «заглючило» сразу же и очень серьезно. Оказалось, что снять «перегруженность предметами» – значит зацепить такие пласты образовательного и околообразовательного бытия, которые, сдвинувшись, успешно похоронят под своими завалами любого реформатора. Даже самого крупного. А вместе с ним еще и кучу политиков наивысшего уровня», – отмечает он.

Потому что сокращение количества предметов – это сокращение и учительских ставок, и количества учебников, и других материальных вещей.

Так как никому не хочется жертвовать политическим рейтингом ради внедрения изменений в школе, самая тяжелая «болячка» школы старой тихонько перекочевала в НУШ практически во всей своей красе и неповторимости. Да еще и с успокаивающим аргументом от МОН: родители уже не видят в перегруженности никакой перегруженности.

Пока шли баталии вокруг госстандарта, шло время. Поэтому Государственный стандарт базового среднего образования был принято не в 2019-м, как планировалось, а уж в сентябре 2020 года. В феврале 2021-го вышла в свет Типовая образовательная программа.

А уже 24 марта 2021 года потенциальным авторам проектов модельных программ прислали предложение до 30 апреля подать соответствующие материалы для рассмотрения экспертами. «А сколько же там этого дела – какую-то модельную программку написать? Под новый госстандарт. Месяц времени – это еще очень даже много!», – рассуждает автор.

Открытым остается вопрос, по каким учебникам должен организовать работу с «обновленным содержанием образования» учитель именно пилотной школы? С чем он, вместе со своими учениками, должен работать на уроках с 1 сентября? Что именно будет апробироваться весь учебный год?

«Те учебники (имею в виду прежде всего учебники по украинскому языку), которые есть в школах именно сейчас, написаны не под модельные программы и не под новый госстандарт. В них другое содержание и не те смысловые ориентиры. Словом, в процесс «пилотирования» они уже явно не впишутся»», – резюмирует Михаил Девдера.

Зеркало недели