- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 2
Цены на автогаз бьют рекорды: скоро СУГ дойдет до 20 грн/л. ГБО станет невыгодным?
Источник – UBR
На этой неделе цена автогаза в Украине побила исторический рекорд: премиальные сети просят за литр бюджетного топлива уже 19,49 грн. Как заметили нам в "Консалтинговой группе А-95", это является наивысшим показателем за всю историю наблюдений.
Удорожание произошло несмотря на старт "мертвого сезона" – осенне-зимнего периода, когда снижается потребление горючего, что обычно влечет за собой спад цен.
UBR.ua опросил экспертов, чтобы понять, с чем связана рекордная стоимость сжиженного углеводородного газа (СУГ, англ. – LPG). Согласно прогнозам наших собеседников, автогаз будет дорожать и дальше из-за совпадения целого ряда факторов.
На сколько подорожал автогаз
Согласно данным "Консалтинговой группы А-95", во вторник, 9 ноября, средняя цена автогаза на розничных сетях АЗС составила 18,63 грн/л.
В этот день сразу несколько компаний значительно подняли свои расценки:
на 13 копеек, до 18,73 грн/л, подняли цену в "БРСМ-НАФТА";
по 20 копеек добавили к стоимости пропан-бутана сети Marshall и "Параллель" (до 18 и 19,49 грн соответственно);
наиболее подорожал СУГ в "Укрнафте" (на 28 копеек, до 17,96 грн/л), а также в сети SOCAR, где повысили цену на 40 копеек. Теперь литр автогаза стоит в азербайджанской сети 19,48 грн/л, что является одним из наивысших показателей во всей рознице;
по аналогичной цене предлагают пропан-бутан на WOG;
самый дорогой автогаз, стоимостью в 19,49 грн/л, сейчас продается в сетях "ОККО" и "Параллель".
Отметим, что у отдельных участников рынка еще можно найти автогаз дешевле 18 грн/л – такую цену предлагают в сетях "Авантаж 7" (17,88 грн/л) и ZOG (17,7 грн/л), а наиболее низкую цену, 17,67 грн/л, за данный вид горючего просят в компании "Авиас".
Стоит отметить, что указанные значения не в полной мере отображают уровень стоимости топлива. Дело в том, поясняет аналитик "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн, что АЗС широко применяют как практику предоставления скидок для постоянных клиентов, так и распространяют купоны, дающие право купить горючее по акционной цене.
При этом в последнее время в борьбе за клиента дисконты стали предлагать и те заправки, которые раньше этого не делали.
Если не учитывать корпоративных клиентов, сегодня более 80% топлива продается с применением разнообразных скидок и бонусов, обратил внимание Куюн, а также добавил, что иногда размер скидки может достигать 80 копеек и даже гривны от цене на стеле.
На пути к новому ценовому рекорду
Артем Куюн прогнозирует, что в ближайшие пару недель автогаз в среднем подорожает еще на 50-70 копеек. Соответственно, в премиальном сегменте цена топлива может превысить 20 грн за литр.
"Это было бы обоснованно. В последнее время в рознице чистой маржи на сжиженном газе фактически не было. В частности, это произошло из-за обострения конкуренции в предоставления скидок и дисконтов", – объяснил аналитик "А-95".
Однако низкая маржинальность не является единственной причиной удорожания пропан-бутана. При этом опрошенные UBR.ua эксперты называют разные факторы, которые уже привели к этому и могут усугубить ситуацию в дальнейшем.
Артем Куюн отмечает наличие повышенного спроса на СУГ в тех европейских странах, где данный вид топлива используется для отопления жилья, в первую очередь в Польше. Кроме того, уровень спроса поддерживается и внутри Украины аграрными компаниями.
"Более 95% потребления СУГ приходится на автомобили. В ноябре, который считается "мертвым сезоном", обычно падает спрос со стороны автомобилистов. Но сейчас, из-за дороговизны природного газа, часть аграриев, которая использует энергоресурс для сушки зерна, решила перейти на пропан-бутан", – объяснил Куюн.
В целом основной причиной роста цен на автогаз эксперт считает общемировую тенденцию удорожания энергетики, вызванную ростом стоимости природного газа. В качестве примера он указал на цену нефти, в течение месяца среагировавшую на рост котировок метана.
"Выросли цены на природный газ и потребители начали переходить на мазут. Мазут потянул за собой стоимость нефти", – пояснил свой довод Куюн.
По его информации, даже в России высокие цены на природный газ заставляют промпредприятия переходить на СУГ для отопления. Поэтому в дальнейшем стоимость пропан-бутана будет зависеть от того, сохранятся ли котировки природного газа на нынешнем уровне. Если же они упадут, то и пропан-бутан на АЗС может подешеветь до прежних показателей.
Виноват дефицит
В свою очередь директор специальных проектов Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев указал, что хотя СУГ действительно начали больше использовать для целей отопления, но удорожания автогаза можно было бы избежать.
"У украинских компаний нет долгосрочных договоров о поставках. Поэтому, когда в Турции, Польше и РФ начали больше использовать пропан-бутан как котельное топливо, Украину начали снабжать по остаточному принципу. На свободном рынке стало меньше ресурса, возник ситуативный дефицит и цены выросли", – уверен Рябцев.
По его мнению, дефицит будет ликвидирован после того, как компании найдут другие источники поставок. Соответственно, и тренд на удорожание автогаза в рознице закончится. Поспособствует этому и традиционное для зимы снижение спроса на данный вид горючего.
Отметим, что по данным "Консалтинговой группы А-95" компании уже сейчас стали завозить СУГ в большем объеме. Так, за первую неделю поставки выросли на 28% по сравнению с уровнем того же периода прошлого года, причем импорт ресурса из РФ сократился, а из Беларуси и Казахстана, наоборот, возрос.
Завозить СУГ стало сложнее
Рост цен на природный газ и увеличение спроса на СУГ для отопления называет основным фактором удорожания автогаза и гендиректор сети АЗС SunOil Леонид Косянчук. Однако он также добавляет, что тут сыграли роль регуляторные действия властей Украины.
В начале ноября вступил в силу технический регламент для СУГ, который устанавливает для его производителей и импортеров ряд требований, в частности, по соответствию топлива нормам запаха, цвета, содержания воды и т.д.
Косянчук считает, что власти поторопились с введением техрегламента, который "приняли не ко времени". Это уже привело и будет приводить в дальнейшем к задержкам при растаможивании СУГ импортерами и увеличит их расходы. Простой топлива на границе приводит к увеличению цены ресурса в 500 грн на 1 тонне в день.
"Пробы и анализ газа требуют немного больше время, чем для дизеля и бензина. Тем более, что пока техрегламент не имеет однозначного толкования и сейчас не совсем понятно, как им пользоваться", – утверждает Косянчук.
Автогаз на грани рентабельности
В прошлом году в Украине объем потребления автогаза превысил потребление бензина. Причина популярности сжиженного газа – его дешевизна. По этой причине СУГ значительно теряет привлекательность, если его стоимость приближается к уровню бензина.
Как указывает Косянчук, автогаз является рентабельным, если его цена не превышает 50-60% от цены бензина марки "А-95". На сегодняшний день стоимость топлив в Украине вплотную подобралась к этой отметке.
Так, по состоянию на 9 ноября в среднем литр "пятого" бензина можно было приобрести за 31,83 грн. Средняя цена автогаза в 18,65 грн/л таким образом составила 58,6% от цены "А-95".
По мнению Косянчука, дальнейший рост этого показателя вызовет снижение спроса на автогаз у водителей, которые временно перейдут на бензин. Отток потребителей довольно скоро возымеет эффект, и цена СУГ снизится.
Артем Куюн же считает, что соотношение цены топлив действительно может превысить этот уровень, если вырастет оптовая стоимость автогаза. Однако продавать топливо себе в убыток, ориентируясь на выгодное для клиентов соотношение цены бензина и пропан-бутана, компании не будут.
К тому же, добавляет эксперт "Консалтинговой группы А-95", в случае удорожания автогаза сверх 60% от цены бензина, теряется смысл установки ГБО и перехода на СУГ. Рентабельность же езды на автогазе сохраняется вплоть до достижения его стоимости 80% к цене бензина.