- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 8
Маркетинговое безумие: Черная пятница стартовала раньше времени – покупатели ходят с блокнотами
В ноябре традиционно начинается сезон распродаж, предшествующий новогодне-рождественской торговой "лихорадке".
Раньше пик покупательского спроса приходился на последнюю пятницу ноября, получившей прозвище "черной". Но сегодня скидочный ажиотаж растянулся на несколько дней, чем успешно пользуются ритейлеры.
Решили начать раньше
Явление Черной пятницы в Украине имеет не такие давние корни. Знаковым – в том смысле, что явление стало массовым, а люди начали участвовать в нем гривной – стал 2016 год, рассказал UBR.ua коммерческий директор "Фокстрота" Вячеслав Склонный.
Тогда впервые объем продаж ноября стал больше октября, что непосредственно свидетельствовало о вхождении "в повседневность" такого ритуала, как Black Friday.
Кто-то может сказать, что подобный тренд прослеживался и в конце 2014 года, однако тогда этому способствовали другие события, отметил он.
Ежегодно, начиная с 2016-го – даже несмотря на прошлогодние "локдауны выходного дня – равномерный спрос наблюдается в первые две недели ноября с уменьшением на 7-10% в неделю, предшествующую непосредственно Черной пятнице.
На стремительный рост продаж ритейлеры рассчитывают уже на нынешней неделе – в этом году Черная пятница стартовала в 00:00 22 ноября и продлится до 29 ноября.
"Если в европейских странах продавцы во время Черной пятницы и перед рождественскими праздниками распродают старые коллекции или предлагают товары не первой необходимости, то у нас это – действительно главная распродажа, где скидки есть по всем категориям", – поделился своими наблюдениями Вячеслав Склонный.
Распродажи прошлого года в "Фокстроте" показали семикратный прирост практически во всех группах товаров бытовой и электронной техники. Почетными участниками топ-5 в этой сети уже несколько лет подряд являются:
телевизоры;
смартфоны;
ноутбуки;
стиральные машины;
холодильники.
Ловят ушлых продавцов
Маркетинг-директор "Эльдорадо" Оксана Куликова отметила в беседе с UBR.ua, что "растягивание во времени" акционного периода позволит "избежать толкотни" и поможет всем покупателям приобрести желаемое, соблюдая карантинные ограничения.
"Черная пятница – это наше чуть ли не самое главное событие года, оно всегда окружено маркетинговым безумием. Продажи в этот период растут на 400%, что дает нагрузку на сервер, склады, магазины, службу доставки и колл-центр, поэтому считается, что этот период – экзамен эффективности работы ритейла", – констатировала она.
По ее словам, отложенный покупательский спрос начинает проявляться за несколько дней до Черной пятницы. Люди в это время ходят по магазинам, выбирают, прицениваются. Сравнивают в интернете. А покупать будут уже в период скидок.
"Кое-кто ходит с блокнотами в магазин и записывает цены на интересующие их позиции, чтобы потом быть уверенными и на Черную пятницу действительно покупать со скидкой", – поделилась своими наблюдениями Куликова.
Гендиректор Moyo Валентин Ивакин в комментарии UBR.ua отметил, что они и вовсе начали распродажи еще 18 ноября, и напомнил, что после Черной пятницы будет еще продолжение акций в т.н. "Киберпонедельник", 29 ноября.
Перестраивают процессы
Черная пятница – очень активный сезон покупок для украинцев, рассказал UBR.ua исполнительный директор омниканальной розницы "Алло" Александр Пащенко. По статистике маркетплейса, продажи этого периода превышают новогодние акции три года подряд.
"Последние годы мы наблюдаем, что клиенты выбирают акционные товары среди дорогих моделей, на которые значительная скидка в гривневом эквиваленте, ведь для них имеет значение не процент, а именно сумма скидки. Среди таких товаров смартфоны в ценовой категории более 10 000 грн, телевизоры, бытовая техника, ноутбуки и другие товары. Такая тенденция ожидается и в 2021 году", – отметил он.
Тут также подначивают быстрее бежать в магазин, поскольку "акционные предложения ограничены", поэтому товаров на всех может не хватить.
По словам Пащенко, для стабильной работы сайта они увеличивают IТ-мощности, а также выводят на работу больше операторов колл-центра, ведь нагрузка на контакт-центр увеличивается втрое.
Для своевременной доставки товаров логистика будет работать в усиленном режиме за счет ночной смены.
Дефицит "айфонов"
Глава Apple Тим Кук предупредил, что из-за пандемии и логистического кризиса корпорация сократит выпуск iPhone, поэтому в некоторых странах может возникнуть их дефицит.
В "Фокстроте" заверили, что "яблочных" телефонов у них достаточно, чтобы удовлетворить спрос всех потенциальных потребителей. "Но и не стоит откладывать такую покупку на Новый год, потому что дефицит этой группы товаров у официальных ритейлеров сохраняется и гарантий наличия никто не даст", – посоветовал Вячеслав Склонный.
В "Алло" рассказали, что на некоторые товары есть очередь, например, на PlayStation и новые модели смартфонов Apple. "Проблема нехватки комплектующих и рост цен на технику касается ритейла по всему миру, Украина – не исключение", – отметил Александр Пащенко.
Дефицит "айфонов" подтверждают нам и в "Эльдорадо", и отмечают значительную нехватку iPhone 13 Pro и Pro Maх.
"Дефицит не только в Украине, а в целом на мировом рынке. Особенно будет сильный дефицит смартфонов в Черную пятницу, ожидаем нехватку товара по топовым позициям уже через несколько дней после старта промо-предложений", – констатировала Оксана Куликова.
В Moyo предупредили, что в акционный период Черной пятницы "не повезет тем, кто охотится" на дорогие модели последней линейки Apple: iPhone 13 Pro или iPhone 13 Pro Max. "Их придется ждать вплоть до Нового года. Что касается iPhone 13, то он доступен в магазинах", – отметил Валентин Ивакин.
По его словам, модель mini традиционно менее популярна среди украинцев и поэтому есть в наличии. "Но в целом "айфоны" в украинских магазинах никогда не перестают продаваться: после появления iPhone 13 предыдущие модели дешевеют и суммарный объем продаж постоянно растет", – подчеркнул гендиректор Moyo.
Как правильно покупать в интернете
Компания YouControl, создавшая одноименную систему для бизнес-аналитики и конкурентной разведки, подготовила ряд советов по безопасному онлайн-шопингу во время Черной пятницы.
Во-первых, нужно выяснить официальное название и код ЕГРПОУ (идентификационный код) юридического лица или физлица-предпринимателя, на сайте которого запланирована покупка. Для этого нужно зайти в контакты интернет-магазина или поискать в Google.
Обязательное условия – раздел "Условия возврата товара" (если его нет – следует насторожиться), где могут быть контактные данные юрлица.
Во-вторых, после получения исходных данных необходимо проверить:
юридический статус (не находится ли предприятие в процессе прекращения), нет ли проблем с налоговой; проверить вид деятельности;
важный показатель – как давно работает интернет-магазин; не исключено, что мошенники могут создать такой "магазин" специально для "Черной пятницы";
судебную историю и наличие исполнительных производств – эта информация даст понимание, насколько добросовестно продавец выполняет свои обязанности, как выходит из конфликтных ситуаций.
В-третьих, если продавец – "фоп", то необходимо проверить его и как предпринимателя по всем вышеописанным критериям. В случае дорогой покупки разумно проверить и физлицо – судебные дела, долги или даже не находится ли "продавец" в розыске.