- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 9
Безлимитный мобильный интернет исчезнет: операторы режут тарифы и скорость
Стремительно растущее потребление мобильного интернета в Украине может вынудить операторов отказаться от безлимитных тарифов. К примеру, крупнейший сотовый оператор страны "Киевстар" уже не первый год заявляет о своем намерении поступить именно таким образом, тогда как два остальных конкурента пока "держат марку".
В то же время опрошенные UBR.ua эксперты подчеркнули, что на отечественном рынке сотовой связи давно нет пакетов с по-настоящему неограниченным доступом во Всемирную сеть.
"Киевстар"
Лидер рынка сослался на опыт большинства мобильных операторов, свидетельствующий, что "только небольшая часть абонентов" имеет потребность в безлимитном мобильном интернете.
В ответ на запрос UBR.ua "Киевстар" сообщил, что абоненты с неограниченным интернетом используют в среднем 21 гигабайт в месяц. Поэтому в самых популярных тарифах компания предложила фиксированное количество трафика, от 5 ГБ до 25 ГБ.
"Мы прогнозируем, что постепенно и на украинском рынке тарифами с безлимитным интернетом будет пользоваться все меньше людей, безлимиты станут решением только для небольшого процента клиентов", – заявили в пресс-службе.
В действующей тарифной линейке компания включила неограниченный интернет только в пакетах для контрактных клиентов верхнего ценового сегмента. Эти пользователи на максимальной скорости смогут "выкачать" 40 тыс. МБ в месяц, затем оператор принудительно снизит скорость (название этого приема – "шейпинг") до 0,8 Мбит/с.
Такие условия содержит "Политика справедливого пользования сетевыми ресурсами".
Vodafone
У второго по величине сотового оператора Украины аналогичный документ называется "Политика честного пользования Безлимитным Интернетом" и содержит похожие условия. После расходования 40 ГБ (это немного больше, чем 40 тыс. МБ) в месяц пропускная способность снижается до 0,8 Мбит/с – "до обновления пакета услуг на месяц".
В компании редакцию UBR.ua заверили, что в ее сети достаточно емкости, чтобы предоставлять "действительно большие объемы данных для частных абонентов, которые пользуются интернетом в смартфонах или планшетах". Таким образом, этот оператор пока не объявил о планах по отказу от безлимитных пакетов.
"Чтобы обеспечить комфортное пользование для всех клиентов в сети, компания внедрила политику честного использования. Она предотвращает коммерческое использование в безлимитных тарифах, ограничивая "раздачу" интернета и пользование так называемыми торрентами", – отметили в пресс-службе.
Но если кому-то нужно "раздавать" интернет, то Vodafone ввел соответствующую услугу: с помесячной тарификацией – 50 грн/мес. или "Раздача интернета на день" – 10 грн/сутки.
"Услуги раздачи интернета – это общепринятая мировая практика, которая позволяет обеспечить такую возможность для клиентов и предотвратить злоупотребления, которые, в том числе, могли бы повлечь такие угрозы, как перегрузка сети и убыточность услуг", – сообщил "красный" оператор.
lifecell
В lifecell редакции UBR.ua рассказали, что в его сети среднее использование мобильного интернета на одного дата-абонента превышает 13 ГБ (за отчетный период: месяц или четыре недели) и компания не собирается ликвидировать безлимитные тарифы.
Актуальная тарифная линейка оператора содержит пакеты с разным объемом мобильного интернета – до 20 ГБ, как в "Смарт Лайф", а также безлимитные предложения – "Свободный Лайф" и "Platinum Лайф".
В последних двух оператор ограничивает скорость до 1 Мбит/с после исчерпания, соответственно, 50 и 150 ГБ. То есть как таковой "справедливой/честной политики" по использованию мобильного интернета у компании нет.
Безлимитные тарифы – иллюзия
"Золотые времена" рынка мобильного связи – когда операторы зарабатывали на SMS и других дополнительных услугах – прошли, и сейчас передача данных в доходах активно "подъедает голос", отметил в беседе с UBR.ua Анатолий Фроленков, управляющий партнер консалтинговой компании E&C Group.
По его словам, на сотовом рынке "безлимитов" как таковых нет, операторы применяют свои "политики справедливого использования" и "шейпят" (снижают) скорость подключения после исчерпания определенного объема. Причины понятны – определенный процент абонентов "могут положить всю сеть", констатировал он.
"Операторы любым способом пытаются хоть немножечко повысить свое ARPU (среднемесячный доход от абонента), свои тарифы, потому что они уперлись в некий потолок", – отметил Фроленков и подчеркнул, что как операторы ни пытаются зарабатывать на дополнительных услугах, основным драйвером дохода является "дата" (передача данных).
Поэтому сложившееся положение дел предусматривает наличие в тарифных линейках безлимитных пакетов, пускай даже с "шейпингом".
Телеком-эксперт Роман Химич заявил в беседе с UBR.ua, что по меньшей мере последние лет десять безлимитный интернет окончательно превратился в маркетинговую уловку.
"Абсолютное большинство известных мне тарифных предложений операторов мобильной связи Украины не предполагает по-настоящему неограниченного потребления услуг передачи данных", – констатировал он.
По его словам, фактически сотовые компании оперируют пакетными предложениями, в которых по достижении наперед установленного лимита потребления скорость передачи данных искусственно уменьшается до ничтожных по нынешним меркам значений.
"Я не ожидаю завершения в Украине эпохи декларативных "безлимитов". Щедрые, хотя и заведомо нереалистичные обещания хорошо продаются. Да что там хорошо, отлично! Поэтому внутри операторских компаний всегда будет существовать мощное лобби подобных практик", – спрогнозировал Роман Химич.
Эксперт убежден, что возможное изменение тарифов обсуждать нецелесообразно, ведь они "всегда и заметно" отличаются от фактических расходов, которые отражаются в показателе среднемесячного дохода от абонента.
"Уместно обсуждать именно ARPU. Средний чек абонента украинских операторов будет расти безотносительно к любым обстоятельствам, кроме, может быть, каких-то уж очень серьезных экономических пертурбаций", – добавил он.
Имея в разы меньшую выручку с квадратного километра территории страны (по сравнению с зарубежными) и серьезные планы в части расширения покрытия, операторы будут планомерно работать над повышением своих доходов, спрогнозировал телеком-эксперт.