- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 6
Коммуналка упрямо растет, хотя тарифы формально неизменны. Но это пока
Источник – Зеркало недели
Сразу после новогодних праздников, уже 10 января, у премьера Дениса Шмыгаля состоялось представительное совещание. Знаете, с какой повесткой дня? «О состоянии поставок природного газа в условиях прохождения осенне-зимнего периода 2021/22 года». Ведь, похоже, практически ни у кого уже нет сомнений в проблемности прохождения оставшейся части отопительного сезона. А еще надо пережить, пожалуй, самый сложный и холодный его участок — конец января и февраль. А для этого где-то надо найти этот «драгоценный» газ.
Конечно, можно было бы приобрести газ по заоблачным, зато, как многие ратовали еще в прошлом году, биржевым ценам. Но где взять такие деньжищи, если тарифы для населения клятвенно обещали не трогать? Кроме того, приходится еще и сдерживать от галопирования цены на продукты питания, отпуская предприятиям-льготникам (производящим социально значимую продукцию) газ не по рыночной цене.
А, судя по протоколу оперативного совещания у премьера, тучи в энергетической сфере Украины продолжают сгущаться. Зачем бы иначе Минэнерго, «Нафтогаз» и Оператора ГТС озадачивали подготовкой «планового графика поставок и использования природного газа в разрезе категорий потребителей с определением соответствующих новых показателей и обеспечения контроля за его выполнением»?
Ведь, если говорить неформальным языком, речь идет о планах по ограничению потребления газа. И первой под раздачу, понятное дело, попадет отечественная промышленность. Не случайно следующим пунктом протокола предусматривается «встреча с представителями промышленных предприятий — крупнейших потребителей природного газа для (внимание!) разработки согласованных путей урегулирования вопросов поставок природного газа до конца осенне-зимнего периода 2021/22 года».
То, что с газом туго, подтверждают протокольные намерения правительства найти дополнительные источники поставок газа еще до окончания текущего отопительного сезона. То есть теперь речь уже даже не о ценах, а о наличии?
Население формально пока не трогают. Но кое-кому из потребителей, пользующихся услугами предприятий теплокоммунэнерго, достаточно оценить температуру своих батарей и горячей воды в кране, чтобы понять, что и для них экономия уже стартовала. К слову, накануне включения отопления довелось брать интервью у одного из высокопоставленных городских чиновников. Так вот тогда он на мой конкретный вопрос заверил, что за счет снижения температуры теплоносителя экономить не будут. Но, видимо, таки пришлось.
Да и тенденция роста цифр в платежках тоже стартовала, причем вовсе не сегодня. Коммунальщики изощрялись задолго до начала отопительного сезона. Ведь увеличить платежку при неизменных тарифах — это то еще искусство. Например, жителей столицы прошлым летом вдруг «осчастливили» доплатой за отопление прошлого отопительного сезона. То есть те, кто полностью рассчитался за тепло, вдруг в разгар лета оказались в самых настоящих должниках.
Правда, перерасчет за отопление был произведен по инициативе одного из подразделений Антимонопольного комитета Украины, но, судя по всему, коммунальщики не пострадали, а вот люди заплатили суммы, приблизительно соответствующие размеру февральской (2021 года) платежки. Те же, кто оттянул расчет «по долгу» до зимы, то еще и пеню со штрафом были вынуждены заплатить. Естественно, тарифы при этом оставались неизменными. Ну, как нам и обещали.
Новинкой сезона стала абонплата за саму возможность получать холодную и горячую воду, а также тепло. В результате, если столичный пенсионер потребляет чуть более кубометра холодной воды в месяц, то, считай, его платежка за воду выросла вдвое. И, заметьте, тарифы при этом не менялись. От слова «совсем».
Ах да, еще нюанс. В результате нововведений резко выросло количество квитанций по оплате услуг. Непонятно, почему вдобавок надо было создавать по каждому поводу дополнительный платеж (платить комиссию банку, терять время) для одной и той же коммунальной компании, если платежи осуществляются на один ее счет? В случае с холодной водой получаются сразу три платежа на один и тот же счет: за холодную воду, за водоотвод горячей воды, абонплата.
Еще один способ получить с клиента — поверка счетчиков за его счет. В Киеве в самом благоприятном случае это обойдется потребителю услуги в 350–400 грн за каждый счетчик (это если счетчик признают исправным, иначе предстоит еще и его недешевая замена). Если, к примеру, учесть, что одинокий столичный пенсионер платит за год за холодную воду порядка 300–400 грн, то фактически его счет опять удваивается. А знаете, чем угрожают тем, кто отказывается поверять счетчики? Расчетом по нормативам. Возникает впечатление, что такие нереальные нормативы для этого и создавались.
Как видим, коммунальщики на выдумки хитры. В конце концов, дело же не в тарифах, а в дополнительных поступлениях на расчетный счет. Не получается поднять тарифы, ищут лазейки для получения дополнительных поступлений от потребителей коммунальных услуг — собственников вожделенной недвижимости, а по сути, субъектов коммунального рабства. И как это ни удивительно, у них это неплохо получается.
Но бывают случаи посложнее. Особенно это касается жильцов домов с индивидуальными теплопунктами или котельными. Так, судя по предоставленным в редакцию документам, в одном из киевских жилищно-строительных кооперативов тариф на тепловую энергию вырос на 30% по сравнению с прошлым годом. Если в марте 2021 года он составлял 1347 грн за гигакалорию (без ПДВ), то в нынешнем сезоне — уже 1749 грн. Но самое странное, что при этом жильцы утверждают, что их платежки увеличились вдвое. И они недоумевают, как такое может случиться в период тарифного моратория, обещанного властью.
Предприятия теплокоммунэнерго тоже не в лучшей ситуации. Вот что говорит о неизменности тарифов директор аналитического центра Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук: «Нам правительство и президент обещали неизменный тариф на природный газ, но у нас очень много случаев, когда это обещание не выдерживается. Так, в октябре и декабре нам продавали газ в некоторых городах по коммерческой цене. И понятно, что эти расходы ничем не покроются, ведь мы не можем взять их с населения. По сути, коммунальные предприятия сейчас заходят в долги перед НАК «Нафтогаз Украины». «Нафтогаз» по-хитрому составлял договоры поставок природного газа, определяя помесячные объемы его потребления для предприятий теплоснабжения, — он взял за основу цифры за последние три года. Но последние три года, например, октябрь и декабрь, были чуть теплее, чем в нынешнем году. И вышло так, что предприятия потребили больше природного газа. И в НАК предложили: все потребленное сверх установленных объемов считать по коммерческой цене. В октябре она составляла 29 грн за кубометр, а в декабре — едва ли не 70».
Впрочем, добавка абонплаты бытовым потребителям — это, судя по всему, только разминка перед настоящим повышением тарифов. С 1 января, к примеру, Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), повысила цены на холодную воду.
Причина, как всегда, удовлетворительная — рост стоимости электроэнергии, реагентов, увеличение налоговых отчислений в госбюджет.
Но это все мелочи по сравнению с космической стоимостью газа на европейском рынке, к которому нас так предусмотрительно в свое время привязали. Причем, заметьте, этот газ непросто сейчас купить даже по такой цене. Высокие цены и полупустые хранилища как раз могут стать той причиной, которая не позволит потребителям коммунальных услуг дотянуть с нынешними «стабильными» тарифами до конца отопительного сезона.
Именно поэтому потребителям надо быть готовыми к тому, что в один прекрасный момент государство (читай — «Нафтогаз») не сможет удержать тариф стабильным и будет вынуждено разделить бремя сверхвысоких цен на газ не только с предприятиями, но и с населением. Тем более что глава «Нафтогаза» Юрий Витренко уже предупреждал о невозможности для компании долго покрывать большой разрыв между рыночной и текущей бытовой ценами газа.
В этом случае низкие тарифы для населения могут не устоять. И хуже такой перспективы может быть разве что вероятность широкомасштабных военных действий.