Таможня неожиданно и резко взвинтила цены на оформление некоторых авто: кто и почему переплатит

Таможня неожиданно и резко взвинтила цены на оформление некоторых авто: кто и почему переплатит

Таможенники отказываются признавать стоимость привезенных машин по их фактическим документам, ссылаясь на внутренний прайс. Растаможка недорогих моделей прилично подорожала. Тарифы пытаются оспорить

У украинцев возникли проблемы с растаможкой некоторых авто. В частности, речь идет о машинах из Кореи, трудности в оформлении которых тянутся еще с конца прошлого года. Одесская таможня отказалась растаможивать такие авто, подозревая занижение их стоимости новыми владельцами, несмотря на предоставленные ими подтверждающие документы и счета.

Тогда же всех брокеров уведомили, что теперь вводится специальная таблица с указанием минимально допустимых цен на авто, ввезенных из данной страны, тариф на растаможку которых теперь будет формироваться в соответствии с ней. 

"Я сейчас с большим трудом забрал пришедшие машины из порта, нас сделали заложниками ситуации – просто отказали в растаможке на два месяца. Говорили, что нет алгоритма, нет процедуры, я ходил по всем управлениям таможни. Была команда из Киева – ни одну машину из Кореи не растаможивать до вынесения официального прайса", – комментирует UBR.ua владелец компании SE Korea Евгений Сидорук.

Он добавляет, что озвученная на таможне единая таблица по Корее вышла только в январе. В итоге его клиентам пришлось доплатить не только за стоянку в Одесском порту, что составило порядка $300, но и за растаможку каждой машины по $850-900.

"При этом я показываю платежку из банка, где указана марка, модель, VIN-код – на таможне говорят: "нет, будем растаможивать только согласно нашим данным", – уточняет Сидорук.

Тарифная таблица на авто

О том, что автомобили из Кореи стали растаможивать не по инвойсу (не по той цене, по которой ее купили), подтверждает и основатель компании KoreaStyle Вячеслав Гришуков. Он также говорит, что на практике человеку на таможне сейчас так и говорят, что купленный им автомобиль по табличке стоит, например, не $6 тыс., а $8 тыс.

В дополнение к тому, что автомобиль растаможивают как более дорогой, к его стоимости еще и добавляют доставку – порядка $1400. В итоге все таможенные сборы и цена за растаможку формируется не от фактических $6000, а от $9400.

"Доказать что-либо – невозможно. С их слов, ни инвойс, ни платеж Swift не являются для них доказательством. Какие-то скриншоты с аукционов, внутренние документы, скриншоты с сайта, где было куплено авто – тоже. У них есть табличка, где указана такая-то марка и вот этот год и стоимость, ниже которой они растаможивать не могут", – комментирует Гришуков.

При этом коснулось данное нововведение только физлиц, которые покупают корейские автомобили для себя. Новые авто, которые ввозятся юрлицами, под подобный контроль не попали.

Одесса замкнула на себе корейскую растаможку

Также, как выяснилось, сегодня растаможить автомобиль из Кореи можно только через Одесскую таможню. Хотя ранее процедуру делали через любой пост таможни по всем городам Украины.

"Я приезжаю к себе на пост в Киеве, а мне говорят, что мы не оформляем Корею, оформляйте там, куда приплывает. То есть весь круг замкнулся на Одесской таможне", – комментирует UBR.ua адвокат Иван Казачук.

Он рассказывает, что вокруг корейских автомобилей рынок брокерских услуг сузился до 3-5 компаний, а все остальные фирмы вынуждены растаможивать через них, как через посредников.

Ситуация выглядит как способ монополизировать данное направление.

"Были, например, брокеры в Николаеве, которые зарабатывали на растаможке корейских автомобилей, а теперь – все, бизнеса нет. А когда так происходит, то и цены, соответственно, поднимаются, потому что ничего не мешает этой компании в Одессе просто взять их и поднять", – уточняет Казачук.

Таким образом, говорит он, рост стоимости растаможки вырос в среднем с $1200 до $3000, а брокерское оформление – с $200 до $500.

Откуда взялись новые расценки

По данным Евгения Сидорука, такая ситуация сложилась из-за сговора между известными одесскими фирмами, которые возят такие машины, и таможенниками, которые отправляли людей в данные конторы за брокерскими услугами якобы с более приемлемыми ценами

Вскоре схему раскрыли, но на момент выяснения обстоятельств растаможка была приостановлена, а позже – презентована и сама табличка. В итоге ситуация в большей мере сказалась на потребителях, которые теперь вынуждены переплачивать за легальный ввоз автомобиля.

"Проблема началась в ноябре, и многие брокеры говорили – подождите, сейчас все закончится, в таможне сидит прокуратура, они боятся, поэтому поставили дорогие платежи. Многие в это верили и машины не таможили, стояли в порту перед таможней. Но автомобиль может стоять в порту 90 дней. После этого его нельзя не таможить. Сейчас наступил срок, когда приходится оформлять по этим зверским тарифам", – говорит Гришуков.

Чем интересны "корейцы"

В итоге корейские автомобили, которые раньше могли составить значительную конкуренцию машинам из Европы и США, теперь стали менее доступными.

Эксперты отмечают, что среди знаковых плюсов таких машин – наличие ГБО уже с завода. А это значит – более дешевое топливо. Также такие автомобили более дешевые в обслуживании, имеют более мощный ресурс за счет т.н. "двигателей-миллионников". В некоторых – уникальная комплектация, и даже в базовых вариантах – кожаный салон.

"Есть много аукционов, они проходят каждый будний день, иногда даже по несколько раз в день. А такие модели, как Hyundai Sonata, Kia K5, Kia Sportage, Kia Carens, Hyundai Tucson – стали настоящими фаворитами украинских покупателей. Тот же Kia Sportage оригинальной корейской сборки – это не то же самое, что у нас, собранные в России и Казахстане ", – говорит Гришуков.

По словам Казачука, еще одно преимущество корейских автомобилей в том, что, в отличие от США, там на аукционах продаются не "битки", и покупателю дается полный отчет о состоянии машины, иначе предусмотрена уголовная ответственность, если информация не соответствует правде.

К тому же, как говорят эксперты, выставляются относительно новые автомобили по приемлемым для украинцев ценам.

Можно ли оспорить расценки таможни

Юридически существует вполне законный метод оспорить растаможку по ценнику таможни. Для этого юристы рекомендуют отталкиваться от 55 статьи Таможенного кодекса Украины, когда человек доплачивает платежи, которые требуют от него при растаможке, но позже через суд их возвращает.

"Это – 100% выигрышное дело. Суды выигрываются и деньги возвращаются. Даже если покупка осуществляется сейчас", – уточняет Казачук.

Для этого покупателю необходимо обратиться к адвокату с декларацией, договором купли-продажи и банковским переводом о том, что он заплатил определенную сумму, которая указана в договоре купли-продажи.

"Мы обращаемся в суд, ссылаясь на то, что таможня посчитала неправильно, отталкиваясь от каких-то вымышленных таблиц, и суд говорит: да, действительно, документа, который был подан к таможенному оформлению полностью хватало для того, чтобы таможня приняла решение о растаможке автомобиля по договору купли-продажи. И выигрываем суд", – резюмирует Казачук.

По его словам, возврат денег нужно будет ждать порядка 2-4 месяцев, и суд со своей стороны будет обязан еще и вернуть деньги, которые человек понес на судебные издержки.

В то же время остальные опрошенные эксперты отметили UBR.ua резкий спад спроса на автомобили из Кореи – почти на треть. Многие из них намерены дорастаможить купленные ранее автомобили и выйти из бизнеса навсегда по причине "таможенного террора".