- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 6
Трудоустройство за границей и дома. Где украинцам искать работу во время войны
Начавшееся 24 февраля полномасштабное вторжение РФ лишило работы более половины (53%) украинцев. Об этом свидетельствуют данные общенационального опроса "Адаптация украинцев к условиям войны", проведенного социологической группой Рейтинг.
По данным опроса, 22% населения продолжают работать в обычном режиме, 21% – удаленно или частично, только 2% – нашли себе новую работу.
Где в Украине нужны рабочие руки
Эксперт рынка труда Татьяна Пашкина ситуацию в индустрии сравнила с ремонтом.
"И уже обои ободрали, и паркет сняли, и окна подковырнули – и думаем, что делать дальше", – заявила она UBR.ua, отметив, что "динамика сейчас очень противоречивая.
По ее словам, раньше вакансии на сайтах по трудоустройству были "сугубо бизнесовыми" плюс немного в сфере благотворительности и в госсекторе.
"Теперь большая часть вакансий – волонтерская работа, помощь "всем и вся", а бизнесовых вакансий осталось "полторы копейки", – констатировала она.
На сайте Robota.ua месяц назад было 100 тыс. вакансий, а сейчас – 21 тыс., и в основном ищут волонтеров, отметила эксперт.
Согласно ее наблюдениям, во Львове многие промышленные предприятия полторы недели назад вновь – после перерыва с началом войны – приступили к работе. Данное утверждение справедливо и по отношению к рознице, например, промышленной и фармацевтической. Некоторые предприятия переквалифицировались и работают "на победу", в частности швейные цеха выпускают военную форму и т.д.
Даже в рамках одной компании ситуация может быть кардинально разной, подчеркнула Татьяна Пашкина. Например, магазин сети во Львове работает, а в Харькове – разбомблен, в Чернигове сотрудники, может, и вышли бы на работу, но это опасно для жизни.
Перевозчики запустили коммерческие рейсы за границу, и хотя люди ропщут, но ведь за топливо платить нужно, подчеркнула она. В сфере гостеприимства, в кафе и барах есть и волонтерская, и бизнес-составляющая.
"Мы пытаемся удержать все жизненно важные позиции… Есть процессы, которые нельзя останавливать. Например, аграриев наших не остановят даже орки и картошка сама себя не посадит. В Херсонской области парни влезли на комбайн, воткнули флаг (сине-желтый) и поехали пахать", – рассказала эксперт рынка труда.
Со строительством ситуация очень печальная, "не сейчас", отметила она, а вот IT-сфера работает на полную мощность "там, где безопасно, есть стол и диван". То же можно сказать обо всем, что касается digital: SMM, SEO, тестировщики, дизайнеры, все они очень и очень нужны, подчеркнула Татьяна Пашкина.
По ее данным, острая нехватка рабочих рук "на подработку" – в рознице, на автозаправках: нужны заправщики, кассиры, посудомойщики, уборщицы и т.д. Во Львове, Трускавце, Ужгороде и других западноукраинских городах нужны сотрудники для временной или частичной занятости в продуктовом ритейле.
По наблюдениям руководителя компании Perfomance Management Сергея Сарояна, после начала войны стабильно работать продолжают специалисты, занятые в IT-секторе. Но, отметил он, люди заняты не на 100%, так как "многие вынуждены перемещаться по стране, даже внутри одной области, меняют гостевые дома, или гостиницы". Из-за этого качество работы страдает.
А вот "на все 100%" задействованы частные службы безопасности. Кроме этого, сотрудники индустрии красоты "частным образом договариваются с клиентами о предоставлении услуг в рамках комендантского часа".
Он отметил несколько тенденций, которые проявились за последний месяц. Из позитива – с работодателями можно договариваться об оплате чаще, чем раз в месяц, но за счет этого "стоимость рабочей силы подешевела".
"Переговоры – на стороне работодателя и он таким образом может делать не ценовую уступку соискателю, а получать вполне себе финансовую выгоду. Человек в нужде согласится на любые условия", – заявил Сергей Сароян в комментарии UBR.ua.
Релокация и работа рядом с домом
Рынок труда сейчас переживает "очередной кризис, наиболее острый за последние восемь лет", заявила UBR.ua руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала grc.ua Руслана Березовская.
"До начала войны РФ против Украины мы прослеживали активность работодателей и утверждали, что бизнес адаптировался к условиям перманентного кризиса. Но, несмотря на то, что сообщений о надвигающейся угрозе становилось все больше, никто не хотел поверить в возможность наихудшего сценария и в то, что начнется война", – отметила она.
Исследования grc.ua показывали, что активность бизнеса не падала, компании активно набирали сотрудников, релоцировали персонал в западные регионы Украины, а незначительное количество компаний – и за границу.
Первые две недели после начала войны украинский рынок труда замер, все были обеспокоены своей безопасностью.
"Сейчас появляются новые предложения работы, но их мало. Люди активно ищут работу, за последнюю неделю (по состоянию на 24 марта – ред.) количество новых резюме на кадровом портале grc.ua выросло на 69%, увеличилось количество откликов на вакансии на 30%. Рынок труда постепенно оживает", – поделилась своими наблюдениями Руслана Березовская.
Безусловно, отметила она, есть сферы, которые пострадали наименее всего или более всего. Например, IT-отрасль, как всегда, имеет привилегированное положение. Возможность сотрудникам работать удаленно, осуществление заказов не только внутренних украинских, но и западных клиентов дает все условия для сохранения бизнес-процессов даже в условиях войны.
Продолжают работу предприятия критической инфраструктуры, не в полном объеме, но сохранили работу продуктовые торговые сети, аптеки, банки, перечислила она.
По словам Березовской, новой тенденцией при поиске сотрудников в городах, которые наиболее подвержены атакам войск агрессора, стало то, что ищут персонал, который живет в непосредственной близости от места работы. Таким образом у сотрудника не будет возникать проблем при перемещении через весь город на работу и обратно, и человек не будет подвергаться лишней опасности.
Государство помогает бизнесу релоцироваться в более безопасные регионы Украины, перевозится промышленное оборудование, сотрудники, создаются новые логистические структуры. Однако пока нет яркого перераспределения предложений работы по регионам, констатировала руководитель экспертно-аналитического центра grc.ua.
"Есть незначительное увеличение доли активных вакансий во Львове и области от всех актуальных предложений работы в Украине. Но в численных показателях вакансий в этом регионе меньше, чем в довоенное время", – подчеркнула Руслана Березовская.
Где искать работу
По ее словам, и вынужденные внутренние переселенцы, и беженцы, которые выехали в другие страны, могут столкнуться с проблемой трудоустройства. Те, кто переехал в более спокойные регионы страны, должны понимать, что больше всего работы в мирное время было в крупных городах – Киев, Харьков, Днепр, Одесса, Львов.
"Но сейчас работы везде меньше. Соискатели будут сталкиваться с высокой конкуренцией, поскольку на эти же позиции претендуют местные жители", – рассказала она.
Тем, кто уехал за границу, тоже нужно будет проявить активность для того, чтобы трудоустроиться. Во-первых, нужно получить право на работу, оформив необходимый статус – либо беженца, либо temporary protected status (статус временной защиты). Оформление этих документов может занять время.
Во-вторых, за границей легче всего устроиться на позиции для низкоквалифицированного персонала, предупредила Руслана Березовская. В дефиците строители, маляры, работники складов, разнорабочие на производство, водители, сварщики, работники коммунальных служб.
Для того, чтобы претендовать на высокооплачиваемые вакансии, необходимо подтвердить свою квалификацию, обладать высоким уровнем знания английского языка и/или языка страны трудоустройства, а также быть конкурентоспособным специалистом, поскольку на эту позиции будут претендовать местные профессионалы.
Кто и сколько может заработать в Украине
По данным кадрового портала grc.ua, больше всего вакансий в розничной торговле (42%), а также в сфере перевозок, логистики, складов и внешнеэкономической деятельности (8% от общего числа). Есть также предложения в сфере информационных технологий (7%), в нефтегазовой (6%), металлургической и металлообрабатывающей (5%) индустриях.