- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
- Кількість переглядів
- 3
Компенсация за разрушенное жилье: что с ней не так
Только на Киевщине вследствие боевых действий уничтожены более 4 тысяч жилых домов. Поэтому многим уже некуда возвращаться, и чем дольше продлится война, тем больше будет тех, чье жилье либо разрушено, либо непригодно для нормального проживания. Украина должна срочно решить, как исправить ситуацию, помочь гражданам и предпринимателям. И некоторые наработки по этим вопросам уже активно рассматривают в Верховной Раде. Источник – Зеркало недели.
Что предлагают нардепы
Уже 24 марта, через месяц после начала полномасштабной войны, нардепы зарегистрировали законопроект, которым предлагают определить процедуру компенсации за разрушенное или поврежденное жилье. Его разработала группа депутатов под руководством главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. 1 апреля Верховная Рада приняла этот законопроект в первом чтении и еще может его значительно изменить либо вообще отклонить. Но существует вероятность, что в ближайшее время эта инициатива может стать законом.
Авторы проекта предлагают, чтобы право на получение компенсации имели объединения совладельцев многоквартирных домов, управляющие многоквартирных домов, а также граждане Украины, являющиеся:
владельцами поврежденного или уничтоженного жилья;
инвесторами строительства, не принятого в эксплуатацию;
членами жилищно-строительных кооперативов;
наследниками лиц, указанных в предыдущих пунктах.
Для того чтобы получить компенсацию, гражданину необходимо будет подать заявление и документы о разрушенном или поврежденном имуществе через «Дію» или ЦПАУ. Их изучит Комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении компенсаций, которую должно создать местное самоуправление. А исполнительный орган местной рады, на территории которой расположено поврежденное жилье, должен обеспечить предоставление компенсаций.
Приоритетное право на получение компенсаций будут иметь многодетные семьи, лица с инвалидностью первой и второй групп, а также участники боевых действий, лица с инвалидностью вследствие войны и семьи погибших ветеранов войны.
Саму же компенсацию можно получить в форме:
денежной компенсации;
объекта недвижимого имущества;
финансирования ремонта и восстановления поврежденного совместного имущества в многоквартирном доме.
Самой важной частью законопроекта является положение о компенсации в виде объекта недвижимого имущества. Такой тип компенсации будут предоставлять за уничтоженное жилье. В этом случае государство обещает финансировать строительство нового жилья с равноценными площадью, типом и функциональным назначением.
Предельный размер компенсации не превысит 150 квадратных метров за один объект недвижимости. При этом количество таких объектов на одного человека не ограничено. Стоимость одного квадратного метра будет рассчитываться по методике, которую определит Кабинет министров.
Такую компенсацию будут предоставлять на основании договора о финансировании строительства объекта недвижимого имущества. Документ будут заключать между собой строительная компания, получатель компенсации и исполнительный орган местной рады.
Именно на местное самоуправление возлагается немало обязательств в этом процессе. Местная власть должна будет внести данные в реестр, создать Комиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении компенсации, утвердить ее персональный состав и обеспечить предоставление компенсации. Поэтому именно мэров и местных депутатов сделают ответственными за выполнение проекта.
А чтобы украинское правительство могло в дальнейшем аргументировать наши требования об объемах репараций, которые будут наложены на Россию, важно создание и наполнение Реестра поврежденного и уничтоженного имущества. В нем будут собирать и хранить информацию и документы о поврежденном и уничтоженном имуществе. В дальнейшем эти данные можно будет использовать, чтобы требовать через суды компенсации от РФ. Держателем этого реестра будет Министерство инфраструктуры.
Подводные камни законопроекта
Несмотря на благородное намерение и вроде бы качественно выписанную процедуру, законопроект имеет ряд недостатков, которые не только усложнят его реализацию, но и могут угрожать устойчивому функционированию государственного бюджета и местного самоуправления.
Во-первых, это масштаб компенсаций. Предложенный размер — 150 квадратных метров на один объект недвижимости — на практике превращается в миллионы квадратных метров и сотни миллиардов гривен, гарантируемых государством собственным гражданам. Это огромные цифры, посчитать которые можно сейчас лишь приблизительно.
Например, с 24 февраля вследствие войны в Сумах пострадали 638 зданий жилищного фонда. В Харькове по состоянию на 28 марта разрушены 1177 жилых многоквартирных домов. А в Чернигове из-за обстрелов и бомбардировок разрушены 30–40% частного сектора и 15–20% многоквартирных домов. В других городах, селах и поселках, оказавшихся под обстрелами оккупанта, тоже есть значительные повреждения. Автор законопроекта Елена Шуляк утверждает, что по состоянию на 14 апреля общая площадь разрушенного жилья составляла 5,3 миллиона квадратных метров, на которых проживали почти 220 тысяч граждан.
В денежном измерении это немалые суммы. По оценкам Е.Шуляк, речь идет о сотнях миллиардов гривен. А по словам министра экономики Юлии Свириденко, по состоянию на 28 марта Россия нанесла гражданам ущерб на 90,5 миллиарда долларов США: жилью, автомобилям и продовольствию. Государственный бюджет вряд ли сможет потянуть такие суммы даже с международной финансовой помощью и репарациями.
Более того, главный инициатор законопроекта уже предлагает увеличить предел до 250 квадратных метров на один объект недвижимости, что приведет к еще большим расходам.
Во-вторых, под удар попадает местное самоуправление. Именно на него проект возлагает основные обязательства по формированию комиссии и выплате компенсаций. И, самое важное, само местное самоуправление, а не правительство либо любой другой орган государственной власти, будет подписывать договор о финансировании строительства.
Это означает, что все риски будет нести местная власть. То есть, если вдруг государство не сможет или не захочет финансировать строительство, ответственными за это будут мэр и местная рада. На практике это может означать, что именно они будут финансировать строительство и восстановление поврежденного жилья. Либо же это создаст местным депутатам мотивацию быть лояльными к власти, потому что послушным громадам будут выделять финансирование, а менее лояльным — нет.
Подобная практика уже применялась. На местные бюджеты переложили выполнение отдельных льгот для участников боевых действий. Среди них: право на бесплатные проезд, зубопротезирование, капитальный ремонт жилья, скидки на коммунальные услуги и квартирную плату. Государству следовало бы компенсировать эти расходы местному самоуправлению, но зачастую это остается проблемой мэров и местных депутатов.
В-третьих, законопроект игнорирует иностранцев и бизнес. Цель понятна: предоставить преимущество в первую очередь собственным гражданам. Но так делать нельзя. Если в законе будут проигнорированы эти категории, то это приведет к неприятным последствиям. Украине в любом случае придется и им выплатить компенсации.
Как член Совета Европы, Украина обязалась защищать право на собственность и граждан, и иностранцев и предпринимателей. Поэтому, если они обратятся в Европейский суд по правам человека, то он, вероятнее всего, встанет на их сторону и сам определит сумму компенсации. Придется выплатить еще и немалый штраф. Традиционно все эти расходы лягут на плечи налогоплательщиков.
Чего нужно ожидать
Идея президента и правительства возместить гражданам потерю жилья вполне справедлива и станет чрезвычайно актуальной после войны. В ее реализации должны быть заинтересованы как власть, так и предприниматели и граждане. Если государство самостоятельно не определит механизм компенсаций, это сделают национальные суды или Европейский суд по правам человека. И у первых, и у вторых уже есть соответствующая практика.
Однако законодательный механизм должен предусматривать все риски, с которыми может столкнуться страна после войны. Люди должны получить компенсацию. Но и государство не должно давать пустых обещаний, которые не в состоянии выполнить. Тем более, критически несправедливо перекладывать финансовое бремя компенсации на местное самоуправление и местные бюджеты. Должны быть четкие финансово обоснованные рамки, в которых государство сможет решать вопрос компенсаций без риска дефолта и исков в международные институты.
На восстановление инфраструктуры и страны уйдет не один год. Послевоенное восстановление требует обстоятельного, осторожного и взвешенного подхода. Поэтому нельзя допустить, чтобы вопрос компенсаций стал еще одним примером турборежима, когда хорошую идею не успевают качественно подготовить.