- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
WP: Армия России исчерпала себя, стремительная потеря территорий в Украине это доказывает
Быстрая потеря Москвой контроля над более чем 6 тысячами квадратных километров территории на северо-востоке Украины может говорить о том, что армия России уже исчерпала себя как наступательная сила на ближайшее будущее. А это значит, что Владимиру Путину придется ограничиться только обороной на уже захваченных территориях, что делает его армию уязвимой к новым поражениям.
Об этом пишет Washington Post со ссылкой на военных аналитиков. Эта ситуация стала отрезвляющей реальностью для Путина, чьи войска пересекли границы Украины 24 февраля с задачей «демилитаризировать» и «денацифицировать» соседнюю страну, но уже через пять недель были вынуждены отступить от Киева, чтобы сосредоточиться на расширении контроля над Донбассом, уничтожая все на своем пути артиллерией. Украинская армия перечеркивает некоторые российские завоевания на востоке. В это время Путин столкнулся с проблемой пополнения истощенных российских войск и обеспечения их техникой до такого уровня, чтобы они могли снова перенять инициативу на поле битвы.
В результате у украинской армии, которая и сама понесла значительные потери, появилось окно возможностей для восстановления контроля над большей частью территорий, прежде чем начнется зима. Новые успехи Украины, в частности, вокруг Херсона, еще больше подорвут российскую мораль и увеличат давление на Путина, который уже столкнулся с призывами российских «ястребов» провести общую мобилизацию. Однако она может оказаться политически токсичной для его режима.
Быстрое падение российского фронта в Харьковской области отражает спектр проблем с живой силой и низкой моралью в перегруженной российской армии, – сказал военный аналитик центра CNA Майкл Кофман.
«Российский военный подход принципиально нежизнеспособен. Российские силы столкнулись с истощением, проблемами с обеспечением и стремительной деградацией боевой эффективности», – сказал эксперт.
Кофман считает, что «частичная мобилизация» в России может дать толчок в следующем году. Но Москве не хватает сил в краткосрочной перспективе, чтобы защитить территории на юге Украины и в то же время серьезно продвигаться на Донбассе. Бывший командующий Армией США в Европе, генерал в отставке Бен Ходжес сказал, что российская армия достигла того, что военный философ Карл фон Клаузевиц называл «точкой кульминации». Это момент, когда агрессор не может продолжать свою атаку. Ходжес уверен, что именно украинская армия «помогла» врагу достичь такого состояния.
«То, что сейчас происходит, это кульминация нескольких месяцев тяжелой работы, планирования и подготовки, которые проводились в Генеральном штабе Украины с целью взорвать российскую логистику, уничтожить командные пункты, уничтожить вражескую артиллерию и склады боеприпасов, чтобы ослабить россиян настолько, чтобы они стали уязвимыми к контратакам», – сказал Ходжес.
По его словам, ключевой вопрос сейчас состоит в том, «смогут ли украинцы продолжать» свою деятельность. Ходжес уверен, что западные партнеры Украины продолжат посылать оружие и разведывательные данные Киеву, чтобы украинская армия продолжила давить на врага. Но будет не легко поддерживать обеспечение операций горючим, боеприпасами и отдохнувшим и полным сил личным составом, не теряя при этом импульс. Ходжес считает, что многие международные партнеры должны помочь Киеву.
«У россиян не просто проблемы с живой силой и желанием воевать, у них фактически нет друзей. Иранские беспилотники не спасут ситуацию. И я очень скептически отношусь к сообщениям о том, что КНДР будет поставлять артиллерийские снаряды и что это будет иметь влияние», – сказал американский генерал.
Washington Post допускает, что внимание украинских военных вполне возможно будет сосредоточено на Херсоне, где российские силы обороняются на уязвимом куске территории на правом берегу Днепра. Россия отправила в этот район элитные силы, чтобы защитить позиции. И аналитики говорят, что именно поэтому украинским военным тяжело вести бой в этом направлении.
«Россия будет стараться позаботиться о том, чтобы все не распалось еще и в Херсоне. Думаю, ей будет очень тяжело восстановиться после двух быстрых поражений подряд», – сказала аналитик центра RAND Corp Дара Массикот.
Она отметила, что давление на Москву растет на фоне того, что мобилизованные на Донбассе бойцы бунтуют, а российские военные подразделения в некоторых случаях отступают раньше, чем приходится вступить в бой. И это связано с «тем, как Россия очень жестоко обращалась со своей боевой силой».
Во время быстрого отступления из Харьковской области Россия также потеряла немало важной техники, которую трудно заменить. По предварительным оценкам военного аналитика Якуба Яновского, российская армия потеряла 40 танков, 50 БМП, 35 бронированных машин и два самолета. Ранее чиновники США говорили, что за полгода войны Россия потеряла 80 тысяч бойцов убитыми и ранеными. Российская военная аналитическая группа Conflict Intelligence Team (CIT), базирующаяся теперь в Грузии, считает, что потери техники и личного состава настолько тяжелы, что российские военные возможности в Украине сократились со «способных атаковать» до «способных поддерживать ограниченную оборону».
Украинский успех в Харьковской области разоблачил слабость 11-го армейского корпуса РФ, базирующегося в Калининграде, и расхваленной базирующейся в Москве Первой гвардейской танковой армии.
«Ранее мы не были уверены в систематическом характере проблем, известных нам из перехватов, в которых говорили о дефиците рабочего оборудования или запущении командирами отдельных подразделений. Но теперь оказалось, что 11-й армейский корпус полностью не способен защищать фронт», – сказал эксперт CIT Руслан Левиев.
В CIT говорят, что 11-й армейский корпус РФ был главной силой, которая должна была дать ответ на украинское контрнаступление. Однако он вряд ли сможет выполнять задачи самостоятельно в ближайшем будущем. Украинское наступление также выявило, что «организационная структура Первой танковой армии была полностью разрушена из-за больших потерь и слишком длительного участия в боях», – сказал Левиев, добавив, что потеря этих двух формирований – это «серьезная потеря для армии России».
Первая гвардейская танковая армия РФ считалась элитной силой, задачей которой было защищать Москву. А в случае войны с НАТО она должна была возглавить контратаки, – объяснили в Минобороны Великобритании во вторник. Но в CIT говорят, что это формирование с февраля понесло тяжелые потери, из-за которых российское Минобороны было вынуждено распределить то, что осталось, между разными подразделениями.
«Итак вместо независимых формирований в структуре одной дивизии остались лишь фрагменты. И из этих фрагментов они собрали новые батальонно-тактические группы. Все превратилось в мешанину», – объяснил Левиев.
«У России нет возможностей вернуть позиции, которые она потеряла в Украине», – убежден он.
Однако в CIT считают, что Россия все еще способна защитить свои позиции вблизи Херсона. Washington Post пишет, что поражения на поле битвы создали проблемы для Путина дома. Ярые сторонники войны против Украины начали критиковать российского президента за то, что он не провел массовую мобилизацию в России и продолжает называть агрессию против соседней страны "военной операцией". Но даже если Путин пойдет на политический риск и объявит мобилизацию, пройдут месяцы, прежде чем удастся подготовить и обеспечить всем необходимым новых солдат. А все это время многие проблемы России на поле битвы будут оставаться без решения.«У меня есть некоторые вопросы относительно того, способна ли система вообще выполнить приказ о мобилизации на данном этапе. Кто будет проводить тренировки или кто возглавит этих новых людей? Придется полагаться на офицеров-резервистов. Какая техника будет использоваться?» – сказала Массикот.