- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
«Весело и страшно»: зачем Путин объявил мобилизацию в России
Автор – Владимир Кравченко, Зеркало недели.
Путин все-таки выступил.
Хозяин кремлевского бункера, столкнувшись с невозможностью добиться заявленных целей «демилитаризации» и «денацификации» Украины военными средствами, вновь поднял ставку в своей геополитической игре, стремясь всех переиграть и сорвать банк.
Эта ставка — эскалация военных действий, попытка ядерным шантажом изменить ситуацию на российско-украинском фронте и, несмотря ни на что, поскорее выйти победителем из затянувшейся войны. Она призвана забыть о харьковском поражении и унижении в Самарканде на саммите ШОС, поднять патриотические настроения и заткнуть рот рассерженным радикальным патриотам, укрепить пошатнувшийся имидж Путина как «сильного лидера» и «собирателя земли Русской».
Поэтому Путин объявляет частичную мобилизацию. Госдума в авральном режиме ужесточает уголовную ответственность за дезертирство и уклонение от воинской службы «в военное время». А на оккупированных территориях в Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях Кремль начинает стремительную кампанию по аннексии украинских регионов. Естественно, «для восстановления исторической справедливости».
В своем телеобращении, которое различные анонимные источники Кремля анонсировали еще на вечер вторника, Путин заявил, что главные цели военной операции остаются неизменными — «освобождение всей территории Донбасса»; объявил о частичной мобилизации военнослужащих запаса; сообщил, что Запад «пытается разобщить и уничтожить Россию», а Киев планирует перенести военные действия на российскую территорию; поддержал проведение «референдумов»; пригрозил, что при угрозе своей территориальной целостности РФ использует все имеющиеся средства.
За исключением объявления частичной мобилизации и поддержки проведения «референдумов» на оккупированной территории, практически ничего нового Путин не сообщил ни россиянам, ни миру. Примечательно, что российский президент ничего не сказал о заявленных 24 февраля целях по «демилитаризации» и «денацификации» Украины.
Позже министр обороны Сергей Шойгу уточнил, что призовут 300 тыс. резервистов. Что ж, теперь от многих «диванных патриотов», радующихся обстрелам украинских городов и гибели детей, потребуется принести личную жертву. Сколько российских граждан бросятся искать свои военные билеты? После новостей о мобилизации россияне бросились раскупать билеты в Стамбул, Тбилиси и Ереван.
После анонса проведения «референдумов» во вторник обвалился российский рынок акций. Рынок акций упал и после того, как Путин объявил о частичной мобилизации.
От происходящего «весело и страшно» российским радикал-патриотам и государственникам, прогнозирующим грядущее «тяжелое испытание российской государственности». Но альтернатива в их глазах — «отложенная или быстрая утрата Россией суверенитета» и падение авторитета ее руководства в международном сообществе.
А ведь еще несколько дней назад все указывало на то, что после поражения в Харьковской области в Москве решили поставить на «паузу» подготовку к «референдумам» на захваченных россиянами территориях, перенеся их на весну следующего года. Когда на днях секретарь генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак заявил, что «голосование» о присоединении к России правильно было бы провести в День народного единства 4 ноября, то вызвал волну недовольства в Кремле.
Но в понедельник «общественные палаты» «ДНР» и «ЛНР» внезапно предложили властям «народных республик» организовать «референдумы». Позже «главы» оккупационных администраций Херсонской и Запорожской областей также заявили, что хотят как можно скорее провести «голосование» о «присоединении» к России.
То, что поначалу казалось самодеятельностью местных коллаборантов, постепенно обрело очертания лихорадочного плана Кремля по нейтрализации успешного украинского наступления в Харьковской области, стремления найти радикальный выход из ситуации, сложившейся на фронтах «специальной военной операции». Во вторник «народные советы» «ДНР» и «ЛНР» и оккупационные власти Херсонской и Запорожской областей синхронно приняли решения провести «референдумы» о вхождении в состав РФ 23–27 сентября.
Как отмечает российское интернет-издание «Медуза», перемены в позиции Кремля объясняются лоббистскими усилиями «партии войны», в которую входят, в частности, Андрей Турчак и заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев.
По словам источников «Медузы», эти фигуры и их окружение в попытках повлиять на Путина объединились с некоторыми силовиками. В частности, с главой Росгвардии Виктором Золотовым.
Напомним, что Путин до последнего не принимал политического решения по «референдумам». Причина, среди прочих, заключалась и в том, что аннексия суживала бы поле для маневра в отношениях с Западом. Впрочем, ряд российских телеграм-каналов также сообщают, что сам Путин был сторонником проведения мобилизации, от которой его отговаривала часть его окружения.
Ранее ZN.UA уже писало, что к проведению «референдумов», которые от Кремля курирует первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко, технически почти все было уже готово с конца лета: созданы «избирательные штабы», сформированы «территориальные избирательные комиссии», составлены списки. Было решено создать участки для «голосования» и на территории России. Очевидно, что после «референдумов» Москва не будет затягивать с формальным оформлением «воссоединения».
В случае с Херсонской и Запорожской областями, аннексия будет проходить по «крымскому», а не «донбасскому» сценарию. Так, на оккупированной части Запорожской области на «голосование» будет вынесен вопрос о выходе из состава Украины, образовании самостоятельного государства и его вхождении в состав Российской Федерации. При этом подконтрольные России «власти» намерены по итогам «референдума» объявить «независимость» в существующих административных границах региона.
Нет никаких сомнений в том, каковы будут «результаты» «голосования»: судя по обнародованным опросам, у россиян уже все подсчитано заранее.
Российский Республиканский институт политических и социологических исследований провел «опрос» населения на «освобожденных территориях». По его «данным», готовы принять участие в референдуме о вхождении в состав РФ 86% жителей «ДНР», 87% — «ЛНР», 72% — оккупированной части Херсонской области и 83% — Запорожской. А вот «поддерживают» вхождение территории в состав России 94% «опрошенных» в «ДНР», 93% — в «ЛНР», 80% и 87% «респондентов» — соответственно в оккупированной части Херсонской и Запорожской областей.
Но «Медуза» еще в начале августа писала со ссылкой на свои источники в АП, что «в середине июля на занятых территориях Запорожской и Херсонской областей провели закрытый социологический опрос о том, хотят ли местные жители присоединения к России. По его результатам, за присоединение выступили около 30%, столько же (в условиях оккупации) высказалось за сохранение областей в составе Украины. Остальные «затруднились с ответом». На фоне успешного украинского контрнаступления маловероятно, что для Кремля ситуация улучшилась.
С точки зрения международного права, фейковые «голосования» не будут иметь никаких последствий. О чем уже и заявили канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон. А госсекретарь США Энтони Блинкен повторил, что Соединенные Штаты никогда не признают фиктивные референдумы в Украине или любые шаги России по аннексии украинской территории. Да и президент Турции Реджеп Эрдоган сообщил, что его страна никогда не признает т.н. референдумы.
Но Кремль нынче менее всего волнует легитимность присоединения новых территорий. Для него «референдумы» — это часть комплексной игры, рассчитанной не только на внешнюю аудиторию, но и на внутреннюю, российскую.
Маловероятно, что «референдумы» и последующая аннексия оккупированной территории Украины приведут к завершению «специальной военной операции». (При этом ряд российских экспертов предполагают переформатирование «спецоперации» в «контртеррористическую операцию».) Но аннексия позволит Путину продемонстрировать россиянам успешный промежуточный итог войны, длящейся уже седьмой месяц и не имеющей перспективы скорого окончания.
К тому же, «воссоединение» может в какой-то мере решить проблему ослабленных и обескровленных воюющих российских частей, которые Кремль пытается пополнить за счет зэков и бомжей. Эксперты сомневаются, что в ближайшее время российские власти пойдут на такой непопулярный шаг как всеобщая мобилизация — это может вызвать в России массовые протесты. Но помимо того, что российские власти поставят под ружье 300 тысяч россиян, Москва теперь может принудительно мобилизовать на оккупированных территориях еще 50–70 тысяч солдат.
Но главное для Путина — выиграть в войне, когда у российской армии уменьшаются ресурсы, а влияние России в мире падает. Выиграть либо на поле боя, либо за столом переговоров. И анонсированные «референдумы» — лишь элемент комплексного военно-политического плана по принуждению противника к миру. Ведь основной аргумент, которым Москва шантажирует мир, — право на легитимное применение ядерного оружия для защиты российской территории.
Эта угроза призвана остановить украинскую армию от наступления на востоке и юге Украины — на новых «границах» России. Напомним, что военная доктрина РФ предполагает использование ядерного оружия «в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства». И вот уже кремлевская пропагандистка Маргарита Симоньян пишет: «Эта неделя знаменует или преддверие нашей скорой победы, или преддверие ядерной войны. Не могу разглядеть ничего третьего».
На всех этапах «легитимизации» «референдумов» на оккупированных территориях Украины и в процессе принятия решения в Госдуме, Кремль может дать заднюю, если увидит готовность Украины и Запада пойти на переговоры по скорейшему окончанию войны. При этом подразумевается, что украинские войска останавливаются на нынешней линии фронта, принадлежность Крыма и Донбасса обсуждению не подлежит. Последнее особенно подчеркивают в соцсетях «ястребы».
«Если ЛДНР и Херсон — это Россия, тут уже не отпетляешь ни на каких переговорах. Территории эти просто выпадают из переговорного процесса», — пишет Захар Прилепин. К тому же, аннексия украинских территорий перекроет пути к отступлению тех «голубей» в окружении Путина, которые склонялись к компромиссам с Украиной и Западом. Ведь как заметил в своем телеграм-канале Дмитрий Медведев, «не менее важно, что после внесения изменений в Конституцию нашего государства ни один будущий руководитель России, ни одно должностное лицо не сможет повернуть эти решения вспять».
Но проведение «референдумов» уже давно было объявлено Киевом той красной чертой, за которой никакие переговоры невозможны. А компромиссы для украинцев, их согласие на территориальные уступки стали тем более невозможны после Бучи, Ирпеня, Мариуполя, Изюма.
Существует вероятность того, что на каком-то этапе в Кремле перестанут блефовать и выполнят свои угрозы. Вот на этом страхе и играют в российском руководстве, выставляя ультиматумы. И сессия Генассамблеи ООН, куда прилетел и глава МИДа РФ Сергей Лавров, дает российской дипломатии широкие возможности для озвучивания угроз как ядерной войны, так и продовольственного и энергетического кризиса.
Пока наша страна и ее партнеры не поддаются шантажу, оценивая вероятность применения Россией тактического ядерного оружия как невысокую. Так, как отмечает премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, «мобилизация, призывы к «референдумам» в Донецке — все это признак паники. Его (Путина — В.К.) риторику по поводу ядерного оружия мы слышали много раз раньше, и это оставляет нас холодными. Все это часть риторики, которую мы знаем. Я бы советовал сохранять спокойствие».
В свою очередь, ракетные удары по российским авиабазам в оккупированном Крыму и складам в Белгородской области убедили Киев, что Москва ограничится конвенционными средствами ведения войны, без применения ТЯО. По словам Владимира Зеленского, Украина не изменит свою позицию, несмотря на «референдумы». Значит, украинская армия и далее будет наступать, освобождая наши земли.
К намерениям Москвы, разумеется, нельзя относиться шапкозакидательски: находясь в состоянии войны, Киев не может позволить себе недооценивать врага. Но мы не можем не видеть и того, что Путин в своей истерике «проседает», не находя союзников ни на Западе, ни, по большому счету, на Востоке. Но пока он все еще жив, то именно нам с ним и бороться.