- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
За месяц яйца подорожали почти вдвое. Что произошло и не будет ли дефицита?
В последние недели к предметам регулярных обсуждений украинцев добавились ценники на яйца в супермаркетах, которые за последний месяц выросли более чем вдвое. Кое-где потребители вообще не могли их приобрести – соответствующие прилавки магазинов оказались пустыми.
Такая проблема возникла в торговых сетях по всей Украине, ведь крупнейшие поставщики яиц начали стремительно повышать цены на свою продукцию.
Сети супермаркетов убеждают – о дефиците яиц речь не идет, но сокращение предложения уже привело к росту 70-80 грн за десяток. Источник – Экономическая правда.
Почему подорожали яйца
На украинском рынке работает около десятка производителей яиц, однако львиная часть приходится на двух игроков. Крупнейший из них – "Авангард", входящий в агрохолдинг "Укрлендфарминг" Олега Бахматюка, и представлен брендом "Наседка".
Второй по объему производства яиц – ООО "Ясенсвит", реализующая продукцию под одноименной маркой и являющаяся частью группы компаний Ovostar Union.
Как рассказывают ритейлеры, несколько недель назад поставщики яиц начали стремительно повышать оптовые цены на эту продукцию – более чем на 60%. Как следствие, сети вынуждены были соответственно повысить и ценники. Таким образом, цена десятка яиц в магазинах с 32 грн в конце августа выросла до 70 грн на начало октября.
В Министерстве агрополитики объясняют, что на рост стоимости яиц, прежде всего, повлияло сокращение предложения продукции из-за полномасштабной войны. Так, из-за боевых действий прекратили свою деятельность и значительно сократили производство таких предприятий как "Дмитровская птицефабрика" на Донетчине и филиал "Богодуховской птицефабрики" на Харьковщине.
Кроме того, на временно оккупированной Херсонской области находится птицекомплекс "Чернобаевский" (входит в "Авангард"), который был одним из крупнейших производителей яиц в Украине, говорят в "Союзе птицеводов Украины". "Авангард" также потерял свое поголовье кур и мощности и в других областях.
"На оккупированных территориях осталось еще несколько мощных производителей, другие находятся на линии боевых действий или пострадали на деоккупированных территориях. По нашим подсчетам, в результате потеряно около 20% промышленного производства яиц", – рассказывает директор Союза птицеводов Украины Сергей Карпенко.
Помимо прямых последствий российской агрессии на стоимость яиц повлияли следующие факторы.
Первый – сезонность. Летом производство яиц со стороны домохозяйств традиционно растет, так что с увеличением предложения цены на них падают. Осенью – наоборот – растут.
Второй фактор – экономические проблемы. из-за войны существенно возросла стоимость производства, в результате чего предприятия были вынуждены внепланово избавляться от поголовья кур-несушек и начали пропускать посадки птицы. Также частично приостановили инкубацию яйца для получения молодняка птицы.
Третий – дорогое производство. После деблокады портов цены на зерновые на внутреннем рынке выросли, а они формируют стоимость комбикорма, на которую приходится 65-70% себестоимости яйца. К росту производственных затрат приложилась корректировка официального курса гривны.
Четвертый фактор – логистика. Удорожание энергоносителей для промышленных потребителей увеличило стоимость логистических затрат.
Однако, по словам Сергея Карпенко, с июня ситуация с обновлением поголовья кур значительно улучшилась, производители на деоккупированных территориях начали возобновлять производство, а на других территориях – увеличивать посадки.
Ожидать ли дефицит яиц
Короткий ответ – дефицита нет. Об этом в один голос отмечают и представители сетей супермаркетов и производители.
"Ситуация на ежедневном и почасовом контроле. Идет работа с производителями, профильными службами и министерствами по урегулированию этой ситуации по объяснению и снижению отпускной цены. Все магазины обеспечены товаром, и речь не идет о дефиците или перебоях с поставками", – рассказали ЭП в пресс-службе ритейлеру. АТБ.
В "Сильпо" констатируют, что сокращение предложения яиц, которое и повлияло на их цену, уже произошло. При этом уверенно сказать, будет ли их стоимость расти дальше, нельзя, ведь ценовой пик уже мог наступить.
Заместитель министра агрополитики Тарас Высоцкий объясняет, что на восстановление количества поголовья в областях, где традиционно выращивают яичные куры, нужно по меньшей мере два-три месяца, из-за чего и возник "временный лаг".
В середине октября потребители также могли заметить пустые полки с яйцами в магазинах, в частности, такую ситуацию фиксировали в Киеве. Однако вероятнее всего, что ее вызвал другой фактор, а именно – массированные ракетные обстрелы россиян.
"В Украине яйца всегда входят в перечень трех наиболее популярных товаров в любое время. Происходящее скорее связано с тем, что люди в результате тех ударов, которые были по ряду городов, могли запастись больше чем раньше" , – рассказывают в "Сільпо".
Что будет дальше с ценами
Как отметил директор Союза птицеводов Украины, уже в октябре ожидается увеличение производства яиц и ценовая стабилизация на рынке, а в ноябре – снижение отпускных цен. В Минагрополитики называют схожие сроки: в конце октября – начале ноября цена должна пойти на убыль и стабилизируется.
Однако игроки на рынке называют несколько более долгое время, необходимое для нормирования ситуации – до конца года.
Поскольку стремительное удорожание продукции может вызвать сомнения в том, действительно ли для этого есть основания, на проблему обратили внимание в Антимонопольном комитете (АМКУ). Однако там говорят, что в АМКУ не поступало жалоб или обращений относительно повышения стоимости яиц на внутреннем рынке.
Вместе с тем, в АМКУ обращают внимание на то, что первоначальное предложение яиц на рынке существенно снизилось из-за последствий российской вооруженной агрессии. При этом в ведомстве фиксируют "наличие оснований, которые могли оказать существенное влияние на формирование цен на яйца куриные".
В связи с этим, в ближайшее время АМКУ планирует направить требования о предоставлении информации к крупнейшим производителям яиц для установления ситуации на товарном рынке и проверки того, не произошло ли нарушений конкурентного законодательства.