Субсидии в Украине: с 1 декабря многое изменится

Существенные изменения начисления и выплаты субсидий и льгот

С 1 декабря Пенсионный фонд полностью возьмет на себя функции Фонда социального страхования, то есть будет назначать и выплачивать субсидии и льготы малообеспеченным гражданам.

Так решило правительство, приняв постановление «О предоставлении жилищных субсидий и льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого и жидкого печного бытового топлива и сжиженного газа Пенсионным фондом Украины». Им предусмотрен ряд существенных изменений по начислению и выплатам этого вида государственной помощи. Источник – ZN.UA.

Что изменится

В ноябре Фонд соцстрахования еще будет назначать выплаты, но предоставлять их будет уже Пенсионный фонд. То есть для получателей в течение этого времени ничего не изменится, поскольку полномочия и выплатные реестры от одной структуры к другой будут передавать поэтапно.

Как объяснила министр социальной политики Оксана Жолнович, после назначения субсидий люди могут обращаться туда, куда и раньше: в Центры предоставления административных услуг (ЦПАУ), а также в местные управления соцзащиты. А уже с декабря тем, кому назначают их впервые, надо будет обращаться в Пенсионный фонд или же, как и раньше, — в ЦПАУ.

А вот гражданам, получавшим субсидии в прошлом отопительном сезоне, волноваться не стоит: им переназначат выплаты автоматически. Документы, личные дела от органов соцзащиты в Пенсионный фонд также передадут без участия получателей субсидий и льгот.

Но если эти выплаты надо пересчитать (изменились критерии, влияющие на их расчет), то в ноябре документы еще подаются по-прежнему, а с декабря надо будет обращаться в ЦПАУ или Пенсионный фонд. Причем никаких дополнительных счетов в банках открывать не придется, поскольку все необходимые данные о субсидиантах органы Пенсионного фонда получат автоматически в электронном виде. Граждане по-прежнему будут получать выплаты на свой банковский счет или через почту.

Экстерриториальность и выплаты

Поскольку война сорвала с насиженных мест миллионы людей, экстерриториальный принцип назначения помощи имеет большое значение. Он позволит обеспечить социальной поддержкой соответствующую категорию граждан независимо от их местожительства, централизованно сохранять данные граждан, необходимые для назначения и расчетов жилищных субсидий и льгот, чтобы не терять их в условиях оккупации, а также в случае необходимости оперативно корректировать. Кроме того, автоматизирует и ускорит процессы назначения, начисления и выплаты жилищных субсидий и льгот, централизует их финансирование, оптимизирует и ускорит время прохождения средств.

Например, если из области многие люди выехали, а также есть временно оккупированные территории, или же часть территориальных громад находятся в зоне ведения боевых действий или ракетных обстрелов, то согласно экстерриториальному принципу человек, имеющий там жилье, а сейчас проживающий в другом месте, может обратиться в органы Пенсионного фонда или в Центр предоставления админуслуг по поводу назначения субсидий и льгот, не привязываясь к территориальному расположению домохозяйства.

Коррективы военного времени

Конкретику относительно изменений при предоставлении этого вида социальной помощи — а она в каждом случае имеет свои нюансы — можно почерпнуть из Положения о порядке предоставления жилищных субсидий. Скажем, предлагается не засчитывать в среднемесячный совокупный доход гражданам при назначении жилищной субсидии помощь на проживание внутренне перемещенным лицам. Не будут принимать во внимание и компенсацию для возмещения расходов, связанных с обустройством в своем жилище внутренне перемещенных лиц по программе «Прихисток».

А тем, кто лишился централизованного отопления и/или поставок природного газа и использует бытовые электроприборы для обогрева жилых помещений, увеличат субсидии на потребление электроэнергии. Речь идет о домохозяйствах, распложенных в районе ведения боевых действий или находящихся под временной оккупацией. Для расчетов им субсидий применяются социальные нормативы на коммунальную услугу по поставкам и распределению электрической энергии для индивидуального отопления.

Кроме того, предложено пересмотреть критерии предоставления жилищных субсидий лицам, получающим пособие по частичной безработице, а также людям, потерявшим работу в период военного положения, предусмотрев возможность назначения субсидии с учетом фактически полученных доходов в размере пособия по безработице.

То есть после получения статуса безработного гражданин может претендовать на получение выплат без предоставления справки о доходах за последние шесть месяцев. Для начисления социальной помощи будут учитывать размер назначенного пособия по безработице за полный месяц, предшествующий месяцу обращения за назначением жилищной субсидии.

Выезд за границу не станет помехой

Изменился порядок назначения субсидий и тем, кто выехал за пределы страны. Если раньше пребывание за границей более 60 дней (за исключением служебной командировки, лечения, обучения или ухода за ребенком до достижения им трех лет) лишало выплат, то сейчас к этому исключению добавили дни пребывания за границей во время военного положения в Украине и два месяца после его прекращения или отмены. При этом социальные нормы жилья и социальные нормативы жилищно-коммунального обслуживания по адресу домохозяйства на таких лиц в период пребывания их за границей не рассчитываются.

В любом случае не следует что-либо подтасовывать или пытаться обмануть государственные органы, надеясь, что сейчас не до контроля. И хотя действительно в период действия военного положения все проверки приостановлены, но происходит верификация и проверка наличия двойников, чтобы один и тот же субсидиант не получал выплаты в разных областях.

В случае отказа в назначении жилищной субсидии уполномоченный орган сообщает заявителю о своем решении на протяжении трех календарных дней со дня его принятия. Одновременно информирует об этом решении в бумажной форме с вручением соответствующего сообщения под личную подпись. В документе должны быть указаны причина отказа и порядок обжалования решения через вебпортал электронных услуг Пенсионного фонда Украины или портал «Дія».

Зима — партнер субсидий

О том, как много тех, кому не по силам коммунальные платежи, можем судить по следующим цифрам: в начале ноября 2,4 млн домохозяйств получали безвозвратную адресную государственную социальную помощь в виде жилищных субсидий. Из них около 220 тыс. находятся на временно оккупированных территориях или там, где органы исполнительной власти или местного самоуправления не имеют возможности выполнять свои функции. Им начисления осуществляют по отдельной процедуре (согласно постановлению №215) на основании последней существующей информации о получателях в централизованных базах данных (январь 2022 года).

Как доложил заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко на заседании профильного парламентского комитета, за жилищными субсидиями еженедельно дополнительно обращаются в среднем 15–20 тыс. домохозяйств. Средств в бюджете этого года, а это 37,9 млрд грн, достаточно. На 2023 год заложено приблизительно столько же, что позволит полноценно и ритмично финансировать эту расходную статью, заверил чиновник.

И хотя прогнозируют, что количество получателей субсидий в отопительный сезон может вырасти до 2,5–2,8 млн, а средний размер выплат составит 1700–1800 грн в месяц, в Министерстве развития громад и территорий успокаивают. Мол, поскольку до 30 апреля 2023 года продлено действие Положения о специальных обязанностях (ПСО) на рынке природного газа, согласно которому ГК «Нафтогаз Украины» может продавать голубое топливо бытовым потребителям по 7,96 грн за кубометр, и его цена для производителей тепла не изменится, то у местных властей нет оснований повышать тарифы на отопление. А именно на него в структуре платежных документов на оплату коммунальных услуг приходится львиная доля — 75%.

Правда, расчеты НАК «Нафтогаз Украины» все же настораживают. По итогам 2022 года, сумма непрямых субсидий населению за газ, предоставленных компанией (это разница между ценой закупки и ценой его реализации населению на условиях спецобязанностей), составит приблизительно 842 млрд грн, тогда как в 2021 году — только 249 млрд. И если «Нафтогаз» не выдержит подобной нагрузки, то заложенных в госбюджет денег на субсидии точно не хватит.