- Категория
- Новости Украины
- Дата публикации
WSJ: Украина может победить Россию в войне, но цена для Запада будет слишком высокой
Украинские лидеры заявляют о намерении вернуть контроль над всеми оккупированными Россией территориями. И это провоцирует дискуссии о том, что понадобится, чтобы Украина победила в войне и выгнала армию Москвы.
Ответ на этот вопрос носит преимущественно военный характер, потому что Россия готова отказаться от своих завоеваний лишь в том случае, если ее войска понесут катастрофические потери, – говорят военные стратеги. Однако за разговорами об оружии и боеприпасах стоит более глубокий политический вопрос. Поскольку украинские успехи на поле боя сильно зависят от готовности западных правительств продолжать передавать Киеву военную поддержку на миллиарды долларов, пишет Wall Street Journal. А чтобы выгнать российскую армию с ее укрепленных позиций на 15% украинской территории, которую она контролирует, понадобится еще больший поток военной помощи. Возможно, понадобится даже большая поддержка, чем Запад готов и способен предоставить. Источник – ZN.UA.
В минувший понедельник Госсекретарь Энтони Блинкен сказал Wall Street Journal, что США поддерживают Киев в возвращении территории, которую Россия захватила после 24 февраля, когда началось широкомасштабное вторжение. Это может означать, что Вашингтон не будет помогать армии Украины в освобождении оккупированных в 2014 году территорий, включая Крым. Другие союзники Киева твердо настаивают на том, что украинская сторона должна отвоевать все свои земли.
«Все кроме российского поражения в Украине лишь придаст Москве и другим авторитарным силам уверенности», – сказал министр иностранных дел Швеции Тобиас Биллстрем во время визита в Вашингтон на прошлой неделе.
В НАТО прогнозируют, что война скорее всего закончится за столом переговоров.
«Но что будет происходить за этим столом, полностью зависит от ситуации на поле боя. Это может прозвучать парадоксально, но реальность в том, что лучший способ достичь долговременного и стабильного мира в Украине – это обеспечить Украину военной поддержкой», – сказал Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг во время недавней встречи на уровне министров иностранных дел в Бухаресте.
Эта военная поддержка включает остро необходимые системы ПВО для защиты страны от беспилотников и ракет, которыми Россия пытается уничтожить украинскую энергетическую инфраструктуру и создать гуманитарный кризис в разгар зимы. Западные правительства в Бухаресте пообещали доставить больше военной техники и побыстрее. На более традиционном поле боя Украине нужны боеприпасы, оружие и хорошо подготовленные войска, а также нелетальные средства, такие как медицинское оборудование и бронежилеты. Союзники передают все эти вещи, но не в таких количествах, которые нужны Украине для того, чтобы быстро добиться успеха в битве с российскими войсками.
На вопрос о том, что нужно Киеву для победы, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба в Бухаресте отказался давать подробный ответ.
«Нельзя рассчитать количество оружия, необходимого для победы в войне», – сказал он.
Однако на посещаемых им встречах НАТО все стороны согласились, что «Украина должна получить все необходимое, чтобы победить», – сказал Кулеба. Дипломаты, участвовавшие в переговорах, говорят, что главная проблема – это само определение победы обеими сторонами.
«Запад должен спросить себя: какова конечная цель?» – сказал министр иностранных дел Литвы Габриелиус Ландсбергис.
Он добавил, что у советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана есть «очень хорошая формула», которую он озвучил летом, сказав, что цель Вашингтона – это позаботиться о том, чтобы российское вторжение в Украину стало для Владимира Путина стратегическим поражением, а не успехом.
«Я не вижу, как Россия может потерпеть стратегическое поражение и сохранить оккупированные территории», – сказал литовский дипломат.
Чтобы выгнать российские войска из Украины, понадобится военное наступление, которое выходит за рамки нынешних возможностей украинской армии, говорят военные эксперты. Многие российские силы месяцами или даже годами укрепляли свои позиции. Или же они закрепились на местах, которые будет тяжело атаковать, не понеся при этом больших потерь. Чтобы отобрать контроль над территорией у врага, выстроившего укрепленные позиции, нужно развернуть то, что военные командиры называют тактиками объединенных войск, объединяющих на поле битвы работу артиллерии, бронетехники, пехоты и огневой поддержки с неба. Все эти силы должны тесно координировать свои действия и получать подробные данные разведки. Стандартная военная доктрина говорит, что атакующая сторона должна иметь в несколько раз большее численное преимущество, чем обороняющаяся. А также должна быть готова к большим потерям.
В последние месяцы Украина несколько раз меняла баланс сил в свою пользу, уничтожая российские склады с горючим и боеприпасами вместо того, чтобы атаковать вражеские позиции напрямую. В Харьковской и Херсонской областях украинская армия сначала истощила российские войска, ослабив их возможности обороняться или вести контратаки. Только после этого украинские подразделения пошли в наступление.
«Важно говорить об эффекте, а не о вещах, когда речь идет о военной технике», – сказал бывший командующий Армией США в Европе Бен Ходжес.
Глава Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли отметил, что освобожденные украинской армией Харьковская и часть Херсонской области невелики по сравнению с территорией, которую Россия до сих пор держит в оккупации.
«Изгнать россиян военной силой из Украины – это очень сложная задача. И этого не произойдет в ближайшие недели, если российская армия не терпит полного краха, что маловероятно», – сказал он.
В свою очередь, Кулеба пояснил, что Украина «не ставит перед собой никаких крайних сроков» в задаче вытеснить российскую армию из страны. Есть ли у Запада необходимое обеспечение и политическая устойчивость для поддержки боев, – это до сих пор открытый вопрос. Путин рассчитывает, что западная решимость испарится раньше, чем его армия исчерпает свои силы.
«Россияне знают, что центр тяжести в этой битве – это западная поддержка. И они хотят подорвать ее», – сказал Ходжес.
Рост цены обеспечения Украины оружием и другим снаряжением все больше привлекает внимание. С февраля США передали помощь почти на 32 миллиарда долларов, из них почти 20 миллиардов были потрачены на оружие и другую оборонную поддержку.
«Аналитики говорят, что финансирование еще большего количества военной техники, которая позволила бы Украине быстро вытеснить российские силы, повлечет за собой гораздо большие затраты», – пишет издание, напоминая, что недавно генерал Милли допускал появление политического урегулирования, которое позволило бы закончить войну.
Сторонники Киева критикуют идею окончания войны путем переговоров без возвращения Украине полного суверенитета. Аналитики говорят, что попытка подтолкнуть Киев к соглашению с Россией, при этом не помогая ему одержать четкую победу и позволяя войне затянуться, может, в конечном счете, стоить еще больше.
«Если война будет заморожена, а бои продолжатся в некоторых районах, украинская экономика вряд ли восстановится, что создаст новый гуманитарный кризис, который потребует продолжения международной финансовой поддержки. Украине сейчас нужно около 5 миллиардов долларов в месяц для сохранения работы государственной администрации и ключевых служб. Если украинцы почувствуют, что Запад предал их в быстром урегулировании, их нынешние благосклонные настроения к НАТО и ЕС могут уступить место национализму и демагогии», – пишет издание.
«Преждевременное урегулирование может быть очень дорогим для Запада», – сказал научный сотрудник «Немецкого фонда Маршалла» в Берлине Томас Кляйн-Брокгофф, проводивший анализ стоимости экономического восстановления Украины.
Для наиболее верных союзников Украины это означает, что нужно увеличить поставки еще лучшего оружия.
«Мы должны продвигать идею отправки основных боевых танков для Украины», – сказал министр иностранных дел Литвы, добавив, что «политический разговор» об этом продолжается с начала войны. Но решения все еще нет.