WSJ: В 2023 году война в Украине зайдет в тупик, а Западу придется принять непростые решения

WSJ: В 2023 году война в Украине зайдет в тупик, а Западу придется принять непростые решения

Бывший президент Всемирного банка дал свой прогноз о том, какой будет российско-украинская война в следующем году

Самой большой неожиданностью в 2022 году было то, что Украина смогла остановить российскую военную машину. Отразив первую атаку России, украинская гражданская армия даже провела контрнаступления на северо-востоке и юге, вернув контроль над некоторыми оккупированными территориями. Владимир Зеленский превратился из президента-комика в харизматичного военного лидера.

Историки могут заключить, что российско-украинская война – это пережиток неожиданного и относительно мирного конца советской империи в 1991 году. Но Владимир Путин так и не смирился с независимостью и суверенитетом Украины. Он рассматривает войну и свое место в ней в контексте российской истории. 70-летний Путин стремится возродить «Великую Россию» раньше, чем Украина окончательно развернется к Западу.

«Представитель американской разведки сказал мне, что когда американские посланники предостерегли Путина от атаки в конце прошлого года, престарелый автократ ответил: «А какой у меня выбор?». Столкнувшись с сопротивлением, Путин будет удваивать свои усилия», – пишет в статье для Wall Street Journal бывший президент Всемирного банка Роберт Зеллик, также занимавший пост заместителя Госсекретаря США. Источник – ZN.UA.

Он отмечает, что «ударная волна» российской войны против Украины потрясла весь мир. Европа встревоженно очнулась после длительных каникул от истории. Швеция и Финляндия, несмотря на традиционную нейтральность, решили присоединиться к НАТО. Германия объявила о плане увеличить расходы на армию, стала сомневаться в этичности своего пацифизма и присоединилась к санкциям против России. ЕС резко отказался от российских энергоносителей, хотя это дорого ему стоило и поставило на грань потенциальной рецессии.

«Некоторые европейские производства, зависящие от дешевого российского газа, переедут за границу. Несмотря на то, что европейцы запаслись газом, чтобы пережить нынешнюю зиму, их ждет неопределенность в следующем году», – пишет Зеллик.

Автор добавляет, что реакция США на российскую агрессию была весомой, но реакционной. Вашингтон сначала предлагал Зеленскому помощь в побеге, но в конце концов перешел к поставкам сначала малого оборонительного вооружения, а затем передовых артиллерийских систем, которые помогли Украине уничтожать российские логистические и командные сети. США расширили военную поддержку на фоне упорного украинского сопротивления. Но президент Джо Байден взвешивал, какое оружие отправлять Киеву, опасаясь эскалации конфликта до прямой стычки между США и Россией. Во время Холодной войны ядерные державы воздерживались от прямого столкновения между ними. Президент Байден продолжает придерживаться такого подхода.

«Балансирование НАТО между силой и осторожностью позволило Путину сохранить инициативу, несмотря на шокирующие потери. Москва все еще наступает, угрожая тактическим ядерным оружием, намекая на применение «грязных» радиоактивных бомб, разрешая и блокируя экспорт зерна и обстреливая украинские энергетические сети», – говорится в статье.

Автор отмечает, что Россия прибегает к диверсиям и дезинформации, в то же время применяя иранские беспилотники, чтобы предостеречь мир об опасности расширения конфликта. В 2023 году, по мнению Зеллика, после горькой зимы война зайдет в тупик.

«Ситуация напоминает Корею в 1952 году после года атак и контратак. Но войны высвобождают непредсказуемые силы. Путин убежден, что он все еще может победить в битве воли, если не с украинцами, страдающими от горьких условий, то может быть, с европейцами, столкнувшимися с дефицитом энергии, высокими ценами и рецессией, или американцами, где новый Конгресс недоволен расходами на суррогатную войну», – пишет Зеллик.

Впрочем, он отмечает, что Путин тоже рискует. Украинское героическое сопротивление разоблачило то, насколько зыбкий авторитарный режим, который часто скрывается за искусственным позированием.

«Российские войска на фронте в 2023 году, которых держат в строю чеченцы и убийцы из группы "Вагнер", могут начать напоминать истощенную и голодную, но разочарованную и опасно вооруженную царскую армию в 1916 году», – допускает автор.

Он добавляет, что в 2023 году друзьям Украины понадобятся более решительные усилия для поддержки Киева экономически, а не только в военном измерении. Украинская экономика стоит на грани краха. Из 43 миллионов украинцев около 7 миллионов уехали из страны. И примерно такое же количество людей было вынуждено переселиться внутри страны. Киеву нужно около 5 миллиардов долларов ежемесячно, чтобы удовлетворить невоенные нужды. Россия уничтожает украинскую инфраструктуру, медицинские учреждения и ущерб.

«До сих пор европейские конференции были щедры на обещания и скупы на деньги. Друзья Украины забыли предостережение Госсекретаря Джорджа Маршалла, которое он озвучил в 1947 году, осматривая опустошенную войной Европу: «Пациент погибает, пока врачи думают». В следующем году, особенно учитывая ворчание Конгресса по бюджетам, администрации Байдена и ее партнерам в G7 нужно будет обсудить и решить вопросы с международным и внутренним законом, чтобы передать около 300 миллиардов долларов замороженным российским резервам Украины», – считает автор.

Также в следующем году США столкнутся с испытанием интеграции политики в отношении Украины в американскую глобальную стратегию. В 2022 году реакция президента Байдена на события нацелила США на продолжительную конфронтацию с Россией и Китаем. Внутренняя политика, скорее всего, только укрепит этот курс. В прошлом США пытались отграничить эти евразийские государства друг от друга. Решение президента Байдена по конфликту на два фронта определят курс Америки на десятилетие вперед.