Bloomberg: Путин начинает понимать катастрофичность вторжения в Украину, и это опасно для Киева

Но украинская сторона предстала перед собственным трудным выбором: пойти в новое наступление или взять паузу для перевооружения, рискуя потерять импульс

Украинская зима будет жестокой, но она не заморозит войну. Украина и Россия предстали перед ключевыми решениями, которые могут изменить природу конфликта с дипломатической и военной точки зрения. Возможно, наиболее тревожная вероятность для Украины и США – это то, что Владимир Путин наконец-то начинает демонстрировать стратегическую хитрость, присущую ему в прошлом.

Об этом в статье для Bloomberg пишет профессор Школы передовых международных исследований Университета Джона Хопкинса Хэл Брандс. По мнению американских чиновников, Путин хоть и поздно, но начинает осознавать то, что было очевидным за пределами подхалимского кокона в Кремле: у России нет военных возможностей для достижения ее политических целей в Украине. Источник – ZN.UA.

Россия исчерпывает запасы ракет и боеприпасов быстрее, чем обложенная санкциями оборонная промышленность способна их пополнять. Российским войскам трудно удержать свои завоевания, не говоря уже о том, чтобы захватить все регионы, которые Путин незаконно объявил частью России. Ядерные угрозы не помешали Украине снова и снова переступать через российские «красные линии». Недавно она это сделала, нанеся удары по авиабазам на территории России. Кроме того, несмотря на якобы бесконечные человеческие ресурсы России, Путин не может мобилизовать больше, чем он уже отправил на военную службу, чтобы не настроить против себя и без того апатичное население.

«Проблемы не новые, но готовность Путина хоть и не прямо, но признать их – наоборот. Он публично признал на прошлой неделе, что до победы еще далеко», – пишет Брандс.

Так что лучшая стратегия Путина сейчас очень жестокая по своей природе. Она состоит в том, чтобы превратить зиму в оружие. Россия использует ракеты, беспилотники и артиллерию для уничтожения электросетей и другой критической инфраструктуры, чтобы заставить население страдать.

После отступления из Херсона, российские войска заняли оборонительные позиции, чтобы укрепить фронт, интегрировать недавно мобилизованных и выиграть время до весны. Исключением остается лишь дорогое наступление вблизи Бахмута, которое должно дать Путину символическую победу.

Если Россия сможет продержаться всю зиму, при этом доставляя как можно больше неприятностей Украине, Европе и США, возможно тогда Киев и Запад уступят. Но, по мнению Брандаса, Москве будет сложно воплотить эту стратегию. Ведь стране, славящейся успехами зимой, не хватает теплой одежды и еды, необходимых ее армии для того, чтобы пережить холодные месяцы. Впрочем, она не такая уж безумная, учитывая, что у Путина нет лучших вариантов, а на Западе появились признаки усталости. Одна из причин, почему президент Джо Байден пытается утвердить пакет помощи для Украины уже сейчас – это неуверенность, что республиканское большинство в нижней палате Конгресса поддержит такое решение в 2023 году.

«Зима также ставит Украину перед сложным выбором. Ее армия устала от тяжких боев. С чисто военной точки зрения оперативная пауза имеет смысл. Но с политической и дипломатической позиции, ожидание может быть рискованным», – пишет автор.

Президент Владимир Зеленский точно опасается усиления неоднозначности на Западе, если зимой появится хотя бы впечатление, что ситуация зашла в тупик. Сигналы из Вашингтона не придают уверенности. На прошлой неделе Госсекретарь Энтони Блинкен дал понять, что приоритет США – это помочь Украине отвоевать территории, оккупированные после 24 февраля. А решения по Крыму и другим территориям, которые Россия захватила в 2014 году, будут рассматриваться отдельно позже. Глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли призвал Украину начать переговоры с Россией, пока война не превратилась в трясину в стиле Первой мировой войны.

Брандс допускает, что у Зеленского есть причины опасаться проблем во внутренней политике, если украинские войска будут отдыхать, пока население будет страдать от новых ударов. Зима действительно хорошая пора для того, чтобы нанести удар. Нужно только дождаться, когда почва замерзнет, чтобы танки и другая тяжелая техника могли передвигаться. Так что Зеленский может попытаться провести новое наступление. Один из вариантов – это попытаться освободить Запорожскую область, вытеснив российские войска в Крым. Это продемонстрировало бы, что увеличение западной помощи позволяет украинской стороне одержать больше побед.

«Но это непростое решение, потому что Киеву нужно балансировать между опасностью бездействия и угрозой провального наступления. И украинская дилемма обострится, если Путин возьмет дипломатическую инициативу в свои руки, предложив перемирие перед весной», – пишет автор.

Он признает, что Путина нельзя назвать искренним. Перемирие будет просто ослаблением давления на российскую армию, что позволит оборонной промышленности РФ догнать военные нужды. Тогда Москва сможет восстановить кровопролитие, когда ей будет удобно. Украина поступит правильно, если отвергнет предложение, которое закрепит российские завоевания.

Но чиновники в США боятся, что такой гамбит может изменить дипломатическую игру, переведя с одной стороны на другую ответственность за то, что кровопролитие затянулось. Также адвокаты дипломатического урегулирования, такие как президент Франции Эммануэль Макрон, могут получить то, чего им не хватало все это время, а именно намек на то, что Кремль готов сотрудничать.

«Это звучит странно, но Украине и США повезло с врагом. Путин обманывал сам себя, был оторван от реальности и не понимал, что между его целями и доступными ресурсами пропасть. Если это изменится, начнется совсем другая война», – предостерегает Брандс.